«Природа леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниуипальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

Тюлячинский детский сад  № 3 Тюлячинского муниципального района

Республики Татарстан

        

                                                                

                                                

Конспект

«Природа леса»

Мухаметзянова Алина Андреевна-

                                                                          воспитатель

2018

       №

Этап занятия

Действия воспитателя

Действия

детей

Время

Планируемый результат

Знакомство и положительно эмоциональный настрой на игровую деятельность

Дети встают в круг меня зовут Алина Андреевна.Я пришла с вами поиграть.А пришла не одна посмотрите, сколько у нас гостей.Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

А вы умеете здороваться на татарском

Коммуникативная игра «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Ответы детей

2 мин.

Дети вовлечены в процесс знакомства.

Мотивация и побуждение детей к игре

(погружение в фантазию)

Музыка. 1-ая часть: Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие. Вы любите приключения? А вы хотите отправиться вместе со мной? Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие!

Воспитатель и дети берутся за руки:

Дружно за руки возьмемся,

В центре круга соберемся,

Тихо скажем раз-два-три,

Лес волшебный нас прими!

Дети выполняют все действия и оказываются в «лесу». Звучит запись пения птиц, шум деревьев.

Куда это мы попали?    Лес.

  1. Игра «Идем в лес».

Мы заходим с вами в лес  (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.  (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

А , давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика.

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

А какой воздух в лесу? ((Свежий, чистый, звенящий…) 
Почему? (Листва удерживает пыль и влагу) 
Там где всегда влага, что растёт? (Мох) 
Чем он полезен? (Из него делают лекарство). 

И так, маленькие знатоки, знаете ли вы правила поведения в лесу?

Воспитатель: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки. Ответы детей.

Нельзя:

1. Срывать незнакомые грибы и ягоды. 
2. Топтать цветы. 
3. Кричать, громко включать музыку. 
4. Разжигать костры. 
5. Мусорить. 
6. Ломать ветки. 

А, знаеете ли вы:

1. Кто обитает в лесу?

     2. Какую пользу приносит лес человеку?

     3. Почему нельзя мусорить и разводить костры в лесу?Ответы детей.

Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.

Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы!

– Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)

- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше. 

«Что  есть у дерева?» (строение дерева)

–Есть у дерева  крепкие корни,
глубоко схоронились в земле, 
глубоко схоронились в земле, 
чтобы дерево крепко стояло, 
чтобы ветки и листья питало.
–Есть ствол, а на стволе кора, 
если жара укроет она,
ну а если сильный мороз,
ствол защитит, чтобы он  не замерз. 
  

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

 Дети: Дикие животные  дикие животные.

 Воспитатель: Правильно животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

 Воспитатель:Ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок…
Интересно, сможете ли вы их отгадать?Презентация.ЗАГАДКИ 

Ответы детей.

Ребята, вы наверное устали, давайте поиграем.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто(Зайчонок.) 

Сейчас, когда некоторые растения и животные могут исчезнуть, появился закон об охране природы. Редкие животные, растения, насекомые занесены в особую книгу – Красную Книгу. Красный цвет – это цвет опасности. Это значит – внимание – это животное и растение может навсегда исчезнуть. На этих животных запрещена охота, их специально разводят в заповедниках и питомниках. В заповедниках нельзя рубить деревья, косить траву, рвать цветы.

Сейчас мы с вами посмотрим, какие животныептицырастения записаны в Красную Книгу. (Показ иллюстраций.)

Животные: белый и бурый медведи, лев, тигр, дикий северный олень, пятнистый олень, соболь, леопард, морж, тюлень, зубр, бобер и др.

Птицы: венценосный журавль, розовая чайка, глухарь, сокол, дрозд, перепел и др.

Растения: ландыш, колокольчик перистолистый, гвоздика, подснежник, сон-трава, речная лилия, ветреница, хохлатка, перелеска и др. Эти растения нельзя рвать.

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто это к нам пришел? – белочка!

Белочка: Здравствуйте, ребятки!

Воспитатель:  Белочка говорит, что пришла она из леса. А в лесу оказывается есть «Лесная школа для зверят», где они учится уму - разуму. Но им задали очень сложные задания, с которыми они не могут справиться, и прислали к нам белочку за помощью. Ребята, поможем нашим лесным зверятам справиться с заданиями? Тогда начнём!Но нам нужно найти конверты с заданиями.

Отгадайте, загадку– подсказку  1.

Приносят конверт с заданием.

Ведущий: «Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.

Белка:

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

Медведь:

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

Волк:

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д

Д/и « Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

 - Жили разные животные  в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

Воспитатель: Нам надо найти следующий конверт с заданием. Слушайте и отгадывайте следующую  загадку-подсказку.. 
2 загадку – подсказку.
У него четыре ножки.
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья у него подружки. (Стол)
Воспитатель: Правильно, это стол. Найдите, пожалуйста, конверт с заданием.
( Находят конверт на столе)Задание

 «Доскажи словечко»

Цель: формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.

 1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый

Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».

Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,

Это кошка леса   — ...(Рысь) Крупный и могучий... (Лось)

3.Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал, 
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал, 
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь. 
Кто ж это?.. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).

5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую, 
Рыжая головка, А зимой белую 
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик -
Кто ж это?.. (Лиса) Боязливый… (Заяц)

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Рассуждение детей.

Предоставляет возможность задавать вопросы.

Рассказ воспитателя о каждом диком животном, как он готовится к зиме (О зайце, лисе, белке, волке, медведе, еже, лосе.)

Отгадывание загадок.

6 мин

Стимулирует любознательность, интерес.

Дети вовлекаются в игровой процесс. Проявлять интерес ко всем предложенным заданиям, участвовать в решение общей проблемы.

Проявление интереса к совместной деятельности.

Получение новых знании

Заключительный: подведение итогов, оценка результатов деятельности, самоанализ

Анализ

Лось – лесной великан. (слайд)

Основная характерная черта лося — малоподвижность. С приходом зимы, животное встает с лежки только для того, чтобы покормиться, а затем снова ложится и лежит до тех пор, пока не проголодается. — Чем питается лось? (Растениями).

— А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет). Лось медленно бродит среди кустарников, объедая ветки обгладывая кору.

—  В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).

( слайд)

Воспитатель: Ой, а белочка что-то хочет мне сказать. Ну-ка, тише, ребята, дайте мне послушать. (Прислоняю белочку к уху). Белочке очень понравилось, как вы сегодня занимались.

 За дверью ждет подарок из леса от белочки (открывает дверь, видит сундучок.) Какой он большой и красивый! Хотите узнать что в нем лежит? (пытается открыть сундучок, но не может.) Что - то ничего у меня не получается...Наверное, мы забыли сказать волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?

Дети: сундучок пожалуйста откройся.(после ответов детей сундучок открывается.)А там орешки.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Узнали ли вы что-нибудь, что не знали раньше?

Какие игры вам понравились?

Ребята, а вы хотели бы узнать, как готовятся к зиме птицы? (Да). Об этом мы узнаем на следующем занятии.

Вы такие Молодцы!!! Она удивилась, что вы так много знаете о диких животных. Белочка угощает детей орешками.

Вводит элемент новизны.

Знакомство с ещё одним обитателем леса – лосем.

Обогащения словаря новыми словами существительными: подстилка, логово, подшёрстка, малоподвижность и др.

Подводит итог

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Даёт право выбора принять решение.

Выражает признательность

10 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая природа леса.

Проектная деятельность: ” Живая природа леса ”.   Экологическое воспитание - это ознакомление детей с природой. Общение с природой начинается с детства. Главная задача:...

Познавательное развитие "Ознакомление с природой. Леса и луга нашей родины"

Цель: познакомить с многообразием растительного мира России....

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Леса и луга нашей Родины».Старшая группа. Провела Седова О. А. 12.04.2021.Литература. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детск...

Конспект ООД "Природа леса Алтайского края"

Конспект ООД "Природа леса Алтайского края"Возрастная категория : старшая группаОбразовательная область: "Познавательное развитие"...

Конспект ОД по экологии в средней группе на тему " Природа леса"

Конспект содержит материал о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях в лесу....