Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «Наша Майна в стихах и на картинах» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)
план-конспект занятия по развитию речи

Уланова Наталья Валерьевна

Конспект НОД  по ОО «Речевое развитие»

«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_tvorcheskih_lyudyah_mayny.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»

«Наша Майна в стихах и на картинах»   (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в процессе восприятия живописи)

Задачи: Продолжать воспитывать у детей  чувство любви и привязанности к родному посёлку, умение восхищаться его природными достопримечательностями. Продолжать развивать эстетическое восприятие детей, умение высказывать своё восхищение красотой природы родного посёлка.

Материалы: стихи о Майне - Д. Родионовой «Родная природа», Е.Чекуновой «Мой маленький край под названием Майна», В. Сахарцева  «Очарованный Майной».

Ход:

Дети приходят к Хранителю в музей.

-Здравствуй, Хранитель.

-Здравствуйте, ребята! Вы были у меня уже в музее. А знаете, для чего нужны музеи (ответы детей). Да, они нужны для того, чтобы хранить старинные вещи, фотографии, картины. Экскурсоводы вам уже рассказывали о нашем посёлке, показывали фотографии, которые хранятся в нашем небольшом музее. Но не только на фотографиях можно увидеть Майну. Как вы думаете, где ещё могут храниться воспоминания людей о родном уголке – например о Майне?

Ответы детей.

- Правильно, в стихотворениях, рассказах, песнях.

Послушайте, как написала о родной Майне юная поэтесса Дарья Родионова:

         Как красива наша природа!

         Другой такой на свете не найти.

         Мило мне любое время года-

         Осенний дождь или метель зимы.

         Люблю берёзы русские, родные,

         Луга, равнины, степи и леса,

          Бескрайние поля цветные

          И голубые небеса.

-Да, красива природа Майны и её окрестности. Кто хочет рассказать о природе Майнского района? Где вы были? Что там видели? Что делали?

- Рассказы детей о местах Майнского района: леса, поля,  озёра, посёлок. Хорошие у вас рассказы, молодцы. Как вы замечательно описали природу Майны и её окрестности.

- А вот послушайте, как написала о родном посёлке поэтесса Елена Чекунова:

            Мой маленький край, под названием Майна

            Где пьяный разгул зацветающих вишен,

            С черёмухи сыплет небесная манна,

            И время неспешно, и ветер – чуть слышен.

            Колёса о рельсы грохочут железом,

            А я всё гадаю: «Случится ль, случится?»

            В проёме вагонном мелькнёт вдруг за лесом

            Родной мой посёлок – домов вереница.

В этом стихотворении поэтесса вспоминает о своём детстве, проведённом в Майне. Но уехав отсюда, ей даже во сне, ей снится «малая родина».

             Мы взрослыми стали, а детство так манит!

             Как часто, во сне, над  Землёй пролетая,

             Я видела рай под названием Майна,

             Где мама с работы идёт. Молодая.

А вот поэт Владимир Сахарцев не смог покинуть  свою Родину и пишет об этом так:

                Я оставил Москву и старинную Тверь,

                Позабыл Кострому и совсем не случайно

                Закрывая в минувшее окна и дверь,

                Возвратился к истокам – на родину, в Майну.

                Очарованный встречами после разлук,

                 Понял я – почему мне хотелось вернуться.

                 Просто лучше синица, клевавшая с рук,

                 Чем журавль, к которому долго тянуться.

                 Ожерелье лесов, соловьиная трель,

                  Серебринки росы мне дороже Арбата…

                  Как когда-то отец, подберу акварель-

                  Пусть узнает пейзаж, многоцветьем богатый.

                  Пусть не судят былое, читая с холста.

                       То, к чему я спешил, обретал не напрасно.

                  Если вера жива, если совесть чиста,

                  Если рядом - друзья, то и дома прекрасно.

14 лет поэт проработал в Твери, но всё-же вернулся обратно, потому что он любит свою малую родину - Майну, как любил её его отец Василий Петрович Сахарцев. Свою любовь и восхищение к своей родине он передавал в своих картинах. Давайте пройдем к мольбертам, где находятся репродукции картин Василия Сахарцева. А расскажут нам о них наши экскурсоводы. 

   1 Экскурсовод: Это - картина Василия Петровича Сахарцева «Осенний день». Здесь изображён смешанный лес, что часто встречается в окрестностях  Майны. Мы видим просёлочную дорогу, уходящую вглубь леса. Там в дали лес становится всё темнее и темнее. На картине видна пожелтевшая трава. Но деревьев только-только коснулась желтизна, поэтому, можно сделать вывод, что на картине изображено самое начало осени.

     2 Экскурсовод: На этой картине изображена зима. Дети катаются на лыжах, на санках. Можно предположить, что это - окраина посёлка, т.к. вдали виден лес. Эта картина нарисована очень давно, поэтому все дома на ней бревенчатые. Крыши покрыты снегом. Небо - ясное, голубое, с желтоватым отливом. Снег с голубым оттенком, поэтому мы можем сказать, что погода - морозная.

Мы с вами познакомились с творчеством поэтов и художника, которые любили и любят свою малую родину – Майну. Они восхищаются красотой природы, изображая её на картинах и в стихах. Мне хотелось бы, что бы мы все с вами любили её, больше видели её красоту и восхищались своей «малой родиной» - Майной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин

В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин....

«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...

Речевое развитие и художественное творчество детей 4-5 лет. Тема "Насекомые"

Цель: 1. Закреплять правильное произношение звука (Ж) в речи; упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме; развивать речевой слух – упражнять в умении выделять из фраз с...

Инновационная деятельность. «Загадки «Флоры» (интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей стпршей группы в рисовании) (февраль)

laquo;Загадки «Флоры»(интеграция речевого развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей стпршей группы в рисовании)...

НОД «Осень в лесу» (интеграция экологического развития, нравственного воспитания и художественного творчества детей в конструировании)

Продолжать вызывать у детей интерес к родной природе, формировать проявление внимания и заботы о ней. Учить передавать своё отношение к объекту в художественной деятельности, закреплять навыки аккурат...

НОД «Зимушка-зима» (интеграция нравственного воспитания, речевого развития и художественного творчества детей в рисовании нетрадиционными техниками)

Продолжать вызывать у детей чувство радости  от восприятия родной природы, продолжать развивать у детей умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Учить детей находить сходство х...