Главные вкладки

    «Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Шеина Валентина Анатольевна

    На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей развивается воображение, художественный вкус, моторика рук. Создание кукол - это ручной труд. Он способствует развитию сенсомоторики в работе глаза и руки, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении детей, на развитие мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Труд по изготовлению кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых условий. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    I.Титульный лист

    Номинация

    «Лучшая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию»

    Название занятия

    «Кукла зерновушка». Посиделки в светелке».

    Тематика

    План – конспект  занятия  по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным  воспитанием  детей в учреждениях дошкольного образования

    Ф.И.О. автора:

    Шеина Валентина Анатольевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №101»

    Нижегородская  область

    г. Дзержинск

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №101»

    2015 год

    1. Пояснительная записка.

    2.1.Цель  и задачи занятия

    Цель: Приобщение детей к народной культуре, прикладному  творчеству через познание русских народных традиций, носителем которой является древнейшая из игрушек - народная кукла.

    Задачи:

    Образовательные:  

    1. Обогащать знания детей о народных куклах,  о роль народной куклы в жизни людей.
    2. Формировать представление о  русских  обрядах  и традициях, связанными с изготовлением кукол.
    3. Продолжать развивать и совершенствовать навыки работы с тканью, совершенствовать технику скрутки и  тезника завязывания узлом.
    4. Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.  
    2. Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата   своего труда.

    Развивающие:  

    1. Развивать навыки игрового взаимодействия, творческое воображение.
    2. Способствовать развитию ручной умелости при изготовлении тряпичной куклы  зерновушки,  направленной на развитие мелкой моторику рук.  

    2.2. Состав группы воспитанников: мальчики, девочки, по интересам и др.

    Занятие составлено для детей  старшего дошкольного возраста (возрастная категория   6-7 лет). Принимают участие  девочки.

    2.3.Актуальность

    «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

    М.Е.Салтыков – Щедрин

    Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и тоже время красивую и многофункциональную игрушку.

    Создание куклы завораживает. Ведь кукла это все-таки прообраз человека. Сам процесс создания куклы содержит в себе какое-то волшебство. Наверно, наши предки испытывали еще большее чувство при создании кукол, ведь для них это было  ритуалом. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы.

    Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется  значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.

    1. Место занятия в программе дошкольного образования - непосредственно образовательная  деятельность.
    2. Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры.

    При отборе содержания занятия соотнесены знания в области духовно-нравственной культуры с художественно - эстетическим направлением развития детей, которые, заключаются в приобщении детей к ценностям народной культуры, ее духовным ценностям, к народному творчеству,  прививается любовь и к труду людей.

    2.6.Формы проведения занятий

    Беседа, игра, изготовление поделки, слушание музыки.

    Виды деятельности

    Познвательная, речевая, ручной труд.

    2.7.Предполагаемый результат

    1.Сформировано умение создавать выразительный образ куклы – зерновушки  в народных традициях из подручного текстильного материала.

    2.Имеют представление об истории русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

    3. Воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

    III.Схема конспекта занятия:

    3.1.Форма занятия 

    Творческая мастерская

    3.2.Дидактическое обеспечение

    Атрибуты к занятию:

    • Стилизация русской  светелки: на центальной стене  баннер с изображением русской печи, около него расположены   предметы быта: ухват, кочерга, чугунок, стол накрытый скатертью, а в центре самовар- символ домашнего уюта, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда.  Предметы прикладного искусства: самотканные половики, рушники, матрешки, разнообразные народные куклы, иготовленные своими руками. Центральное место занимает длинный стол и лавки, за которым дети мастерят.
    • Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы
    • Воспитатель, в роли мастерицы,  одет в русский национальный костюм: рубаха,  сарафан, головная повязка.
    • Музыкальный ряд - русская народная музыка.

    3.3.Технологии и методики

    Технологии

    • Личностно - ориентированные технологии: создание ситуации успеха детей, создание социокультурной среды. Технология сотрудничества - изготовление  игрушки, подарков к праздникам.
    • Игровые технологии: игровая  ситуация, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
    • Технология исследовательской деятельности: эвристическая  беседа,  постановка и решение вопросов проблемного характера, игровая обучающая  и творчески развивающая ситуация;
    • Здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика «Каравай», физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

    Методики

    • Создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ.
    • Рассматривание, напоминание, частичный показ; объяснение, сопровождаемое показом; устные инструкции по выполнению работы.
    • Выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
    • Использование  художественного слова, вопросов: уточняющих, проблемных, познавательных; поощрение (похвала ребенка, положительное симулирующее оценивание .

    3.4.Дидактическое оснащение и оборудование.

    • Сшитые льняные мешочки для каждого ребенка,
    • Примерно 500 грамм любой крупы (греча, рис, перловка, овес)
    • По одному длинному лоскутку  однотонной  ткани прямоугольной формы для изготовления ручек,  в технике  скрутки.
    • Разноцветные лоскутки ткани (пропорциональные размерам мешочка) для  юбочек  фартуков  по количеству кукол,
    • Прочные нитки для формирования тулова и головы,
    • По две  разноцветной тесьмы для каждой куклы,
    • Лоскутки ткани треугольной формы для платков   для каждой куклы,
    • Иллюстрации и заранее изговленные куколки - пеленашки, кукла-кормилка, кукла – закрутка, кукла кубышка-травница, кукла – десятиручка.

    Мотивационно-ориентировочная часть:

    Мотивация детей на предстоящую деятельность  - игровая, познавательная.

    1.Организация детской деятельности

    • Способы организации детей:  подгрупповая  
    • Описание методов и приемов педагогической деятельности:

    сюрпризный момент – звучание песни; беседы с детьми; создание ситуации для творческой работы; в ходе  индивидуальная помощь, напоминание; рассматривание детских работ, анализ детских работ.

    • Описание средств педагогической деятельности: использование  пооперационных карт  для наглядной опоры в последовательности изготовления куклы – зерновушки.
    • Определение возможных действий педагога в случае, если ему не удается достигнуть поставленных целей: наводящие вопросы, напоминание, указание к действию конкретному ребенку, повторное объяснение, показ способов изготовления  на своем образце
    • Описание методов мотивации (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе деятельности: поощрение, сюрпризный момент, повтор игры по желанию детей.

    2.Рефлексивно-оценочная часть

    1.Предложить рассказать про свою куклу ,  отметить какой крупой наполнена зерновушка,  ее цветовое решение.

    2. Отметить этапы ее изготовления, особенности техники  выполнения (выполнение  без использования иглы, без  оформления лица)

    IV. Список рекомендуемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТом.

    1. Берестнева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками/ Е.В. Берестнева, Н.В. Догаева – М.: ООО «Белый город»
    2. Богданова И. «Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки»/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
    3. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла, М. "Культура и традиции", 2007 г.
    4. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. "Русская традиция", 2004 г.
    5. Косарева В.Н. Народная  культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.
    6. Лыкова И.А. Лоскутные куколки Любимые игрушки своими руками./ И.А.Лыкова – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011.
    7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
    8. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль, 1997 г
    9. Ярманова Е.В.  «Русская тряпичная кукл» пособие для участников конкурса «Народная кукла», ГОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области отдел технического и декоративно-прикладного творчества, Нижний Новгород, 2008.

    План – конспект НОД в подготовительной  группе

    по направлению  художественно – эстетического развития детей

    воспитатель I квалификационной категории

     МБДОУ «Детский сад №101»

    Шеина Валентина Анатольевна

    «Посиделки в светелке. Кукла зерновушка»

    Ход:

    1.Организация детской деятельности

    Мастерица:

    Добрый день гости дорогие. Мне очень приятно,всех вас видеть сегодня у меня в гостях. На дворе у нас осень. В старину говорнил : «Осень прибериха, осень припасиха», как вы думаете почему? (ответы детей)

    Мастерица: Действиетельно,  верно, осенью урожай собирают, да на зиму запасают.

    Осень, осень, пришла.
    Что ты нам принесла?
    В короба холста,
    На гумно зерна,
    На прялку шерстинку,
    Да молока в крынку,
    На стол каравай.
    Дождик, дождик, поливай!

    Мастерица: Все лето зерно в поле росло, а нынче в к нам в светлицу пришло.  Кто из вас, ребята знает, как зерно произрастает?

    (Ответы детей)

    Мастерица: Мы все сейчас превратимся в маленькие зернышки (динамическая  пауза повторяется 2 раза).

    В землю зёрнышко попало,

    Приседают

    Прорастать на солнце стало

    Руки над головой

    Дождик землю поливал,

    Медленно встают

    И росточек подрастал

    Встают

    К свету и теплу тянулся

    Тянутся

    И красавцем обернулся.

    Повороты вправо- влево

    Мастерица: Молодцы, хорошо ваше зерно подросло, время посиделок как раз подошло.

    На завалинках, в светелке

    Иль на бревнышках каких

    Собирали посиделки

    Пожилых и молодых.

    Мастерица: Дни осенью короткие, темные да дождливые, того гляди снег пойдет. «Покров, конец хороводам, начало посиделкам».  На их девушки и женщины делали различных обрядовых кукол, таких как:  куколки - пеленашки, кукла-кормилка, кукла – закрутка, кукла кубышка-травница (показыкаю их).

    Сегодня я вам принесла   куклу-зерновушку, которую  делали  из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы рядом с иконами. Она — знак сытой жизни и достатка в семье.  Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии. А вы хотите себя попробоваить в роли мастериц кукол - зерновушек? (Ответ детей)

    Мастерица: Ну, садисеь за столы, да принимайтесь за труды: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

    Перед вами на столе разная крупа лежит. Этой крупой мы наполним  мешочек.  Вы можете себе  выбрать разную крупу, но сначала ее надо потрогать, в руках подержать, да к сердцу прижать. Какая по душе придется, такую и взять. (Дети перебирают крупу и выбирают по своему предпочтению).

    Гречиха — сытость и богатство,

    Рис — самое дорогое зерно, на праздник;
    Перловка — на сытость;
    Овес — на силу. А можно  и все крупы положить. 

    Мастерица: Вот и пришло время приступить к работе. На столах у вас лежат схемы изготовления этой куколки.

    Обратите внимание, на схеме впервую очередь  формируется  тулово, затем головка, скатываем ручки, и наконец повяжем юбочку и фартучек , затем платочек,.

    Дети  приступают к работе.  Во время работы тихо звучит народная музыка.

    1.Сначала начинают  насыпать крупу, в заранее подготовленный мешочек  ( делают без помощи других, при помощи воспитателя завязывают мешочек).

    Обращаю внимание детей на то, что крупы надо насыпать столько, чтобы можно было завязать мешочек, но и не мало, т.к. чтобы кукла была устойчивой.

    2.Фомируют голову: 1/3 верхней  части  мешочка перевязывается ниткой.

    Мастерица: Ну, что же немного вы устали? Немного отдохнем, наши ручки разомнем! (Пальчиковая гимнастика «Каравай»)

    Пальчиковая гимнастика «Каравай»  повторяется 2 раза

    Мешу, мешу тесто,

    Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто.

    Есть в печи место,

    Пеку, пеку каравай,

    «Перекладываем тесто» из руки в руку»

    Переваливай, валяй.

    Мастерица:. А сейсас мы начинаем декорировать наши куколки, для этого у нас есть разноцветные лоскутки.

    1.Посмотрите, как мы будем скатывать ручки. Возьмем длинный прямоугольный лоскулок и скрутим его. Затем прикрепляем руки сзади к шее  с помощью тесьмы крест накрест.

    2.Накладываем  на тулово лоскуткомм ткани для фартушка  и  юбки. Вокруг тулова обрачиваем поднимаем его вверх, закрывая голову.  «Одеваем юбочку»  завязываем толстую нитку  для закрепления  юбочки и фартука ( дети это делают без помощи). Затем И опускаем юбку и фартушок вниз, открывая голову. Верх юбочки декорируем красивой тесьмой.

    3.Приступаем к завязыванию платка. Куклу мы нарядили, но лицо не рисуем. Наша кукла останется «безликой», т. е. без лица. Мы ведь уже знаем, что по народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и может повредить человеку, эта же, кукла будет служить вам оберегом.

    Мастерица:. Наша куколка – зерновушка готова.

    2.Рефлексивно-оценочная часть

    Мастерица:.Полюбуйтесь на  кукол, которые у нас получились. (Дети  выставляют своих куколок  на подиум,  рассматривают и делятся своими впечатлениями о получившихся куклах).

    Мастерица:. Как эта куколка именуется и почему? Почему эту куколку делают без лица?  

    Какая самая красивая, яркая куколка?

    А какой прямо сейчас хочется поиграть?

    Девочки,  какую куколку хочется подарить лучшей подружке, маме или бабушке? (Дети анализируют)

    Мастерица:. Вот  они какие замечательные у нас!

    Здесь уголок, там уголок,

    Завяжем ловкий узелок

    И кукла завиднелась...

    Она нам будет оберег.

    В дому достаток сохранит,

    Семью от злобы защитит.

    Конечно всем нам нравится

    Тряпичная красавица!

    Мастерица:. Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы. У нас появились куклы, которые разойдутся по домам своих новых хозяюшек. Эти куколки, сделанные сегодня своими руками, стали единственными и неповторимыми. Пусть Зерновушка принесет в ваш дом счастье, благополучие и взаимопонимание!   До следующей встерчи, а  я вас буду ждать – поджидать на другие  посиделки в светелке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

    СЕВЕРНЫЕ МОТИВЫ Программа дополнительного образования для детей 3-7 лет по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

    Детям необходимо дать представление о традициях декоративно-прикладном искусстве народов , населяющих Крайний север....

    Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2016-2017

    Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

    Программа дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» 2017-2018

    Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе....

    Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

    Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...

    Справка по результатам мониторинга освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» на начало 2017 – 2018 учебного года

    Справка по результатам  мониторинга освоения детьми программы дополнительного образования  по направлению «Художественно-эстетическое развитие» «Непоседы» на начало...

    Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

    Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...