Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ожередова Снежана Сергеевна

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_opisanie_po_krtine_zimnie_zabavy.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Обучение рассказыванию по серии картин "Зимние забавы"

Цель: развитие связной речи

 Задачи:

1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.

2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.

3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, стрелой, как ветер, стремительно, во весь дух и т. д.) и включении данных слов в связное высказывание.

4. Обогащать словарь детей.

Организационный момент.

Воспитатель: ребята сегодня утром придя на работу я хотела послушать новости. Но включив радио услышала какие - то загадочные звуки. Хотите послушать? Может вы догадаетесь, что это за звуки. Фонограмма (звуки вьюги, скрип шагов по снегу). Что это за звуки? (ответы детей). Правильно все это звуки зимы.

 А сколько месяцев длится зима? Три месяца. Назовите эти месяцы. (ответы детей). А какой сейчас месяц? Какие приметы зимы вы знаете (становится холодно, идет снег, замерзают реки и озера, солнце не греет)

- Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Давайте попробуем.

Мы будем называть слова-признаки, и выкладывать комочек-слово на столе. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем:

ЗИМА какая? (Снежная Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)

СНЕГ какой (Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)

НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)

Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

Воспитатель: А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.

Я с горы спущусь во весь дух- а ты…

Ответы детей: (Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)

Воспитатель: Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» (Дети ловят мяч, дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом)

Снег – снежок 

ветер – ветерок 

звезда – звездочка

зима – зимушка 

елка – елочка 

снежинка – снежиночка

солнце – солнышко 

шапка – шапочка

сугроб –сугробик

снеговик – снеговичок 

звезда – звездочка.

Воспитатель: ребята я хотела бы вам показать интересную картину…Ой, а где же она?  (Картина «Лепим снежную бабу»» находилась в группе три дня до данного мероприятия).А кто обратил внимание на картину, что на ней было изображено? (ответы детей)

Воспитатель: вы наверно устали, давайте отдохнем.

Физминутка.

На дворе у нас мороз

Чтобы носик не замерз.

Нужно ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки

Как на сказочной картинке.

Будем их ловит руками

А потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем

И к себе домой придем.

Воспитатель: Ну вот отдохнули и я сразу вспомнила куда убрала картину. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Лепим снежную бабу».

-Какое время года изображено на картине?

-Обратите внимание на природу, какой день, погода?

-Кого мы видим на картине?

-Как одеты дети?

-Куда пришли дети?

-Что изображено на переднем плане картины?

-Что делают дети?

-Какое у детей настроение?

А теперь давайте представим, что мы находимся совсем рядом с этими ребятишками. Войдем в картину.

- Прислушайтесь, что вы слышите? (Ответы детей)

- Дотроньтесь рукой до всего, что вам встретилось на пути. Что вы почувствовали теперь? …

- А теперь глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? ….

-Вот сколько всего мы почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу

-Как вы думаете, о чем говорят дети?

-Что изображено на заднем плане, вдалеке?

-Как бы вы назвали картину?

Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.

- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на поляне. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ.

Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.

Если дети затрудняются составить рассказ, воспитатель может предложить свой вариант. Пример: Был воскресный зимний день. Двое друзей пришли на поляну. Ребята решили слепить снеговика. Они привезли на санках морковку и ведро. Снег был липкий, и скоро появился снеговик с красной морковкой вместо носа. Ведро вместо шапки. Очень красивый получился снеговик.

Воспитатель: Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Вы так интересно составили свои рассказы, я прямо захотела поиграть на этой поляне и слепить снеговика. А вы хотели бы оказаться на поляне. Я вам предлагаю дома пофантазировать и придумать продолжение для нашего рассказа. Что же произойдет когда ребята построят своего снеговика.

Рефлексия.

Воспитатель – Чем мы сегодня занимались? (ответы детей). Вы составили очень интересные рассказы и мне кажется, что ваши истории будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. Ребята вам понравилось составлять рассказ по картине? Сложное это занятие. Что описывать сложнее, природу или действия детей? (ответы детей). Чей рассказ вам понравился больше?

На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».

Цель: 1.Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.              2. Закреплять умение составлять рассказ о зиме и о...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

1. Организационный моментРебята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.В этот чудный зимний день Нам здороваться не лень Шлем привет мы вс...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"

Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно пере...