Рабочая программа совместной деятельности музыкального руководителя (воспитателя) «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» с детьми 3-4 лет на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Хода Марина Олеговна

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yasli_kruzhok_logoritmika_moy_2018-2019_2.docx43.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор………………… Курьякова Е.А.

Приказ №……………………………….

Дата …………………………………….

 МП

Принято

Протокол педагогического совета

№……дата от……………..……. 

Муниципальное образовательное казенное учреждение

 «Олекминская СОШ» Тындинского района

Группа дошкольного образования

Рабочая программа

совместной деятельности музыкального руководителя (воспитателя)

«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

с детьми 3-4 лет

на 2018 – 2019 учебный год

Воспитатель (музыкальный руководитель)

высшей квалификационной категории

Хода Марина Олеговна

п.Олекма

2018 г

Содержание

Страницы

1

Пояснительная записка

3

2

Список детей

6

3

График работы кружка «Логоритмика»

6

4

Учебно-тематический план

7

5

Работа с родителями

8

6

Методическое обеспечение

9

7

Список литературы

10

Пояснительная записка

                                                                                 Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

                                                                                 что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

                                                                          и  свободное  движение  под  музыку.

                                                                          И  ребенка можно    этому   научить.

                                                                                                                 А. И. Буренина.

Речь – одна из важных сторон развития ребенка.  Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто  это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь  слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями  («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Направленность программы: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

     Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:

     – принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

     – формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

     – методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.

     Цели программы:

- развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;

- преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;

- воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.

     

   Задачи:

образовательные: 

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой.

Воспитательные:

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционные: 

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

     Отличительные особенности  данной образовательной программы   от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 4 лет.

     Срок реализации образовательной программы  - 1 год.

     Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Занятия проводятся во вторую половину  дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 15 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. 

     Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Ожидаемые  результаты:

     Воспитанник  

- ритмично выполняет движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

-  правильно выполняет артикуляции звуков;

- ориентируется в пространстве, двигается в заданном направлении,  поет протяжно, подвижно, передавая характер музыки;

-  берет дыхание между короткими музыкальными фразами;

-  подыгрывает простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

     Воспитанник  проявляет бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей;  у воспитанника сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей:

1. Вводная диагностика – сентябрь.

 2. Итоговая диагностика – май.

Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.

Структура  логоритмического занятия

1. Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2. Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

 

Список детей

ФИ ребенка

Дата рождения

1

Лазаренко Виктор  Дмитриевич

25.04.2014г.

2

Широкова Анастасия Николаевна

15.09.2014г.

3

Пономарева Милана Александровна

17.09.2014г.

4

Степанчук Анастасия Семеновна

29.12.2014г.

5

Чеканенко Анна Владимировна

14.01.2015г.

6

Боровенский Павел Тарасович

02.03.2015г.

7

Алешков  Артем Дмитриевич

27.03.2015г.

График работы кружка

Кружок  проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю, 33 раза в год.

Продолжительность организованной образовательной деятельности не более 15 минут.

День недели

Время поведения

Наименование

Вторник

15.40 – 15.55

Кружок «Веселая логоритмика»

Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Солнышко и дождик

1

11.09.2018

2

Тучки по небе гуляют

1

18.09.2018

3

Веселый огород

1

25.09.2018

4

Репка

1

02.10.2018

5

Осенние листья

1

09.10.2018

6

Осень в лесу

1

16.10.2018

7

Осенние подарки

1

23.10.2018

8

До свиданья, птицы

1

06.11.2018

9

Холодно

13.11.2018

10

Кошка и котята

1

20.11.2018

11

Котята и щенок

1

27.11.2018

12

Зима в лесу

1

04.12.2018

13

Дед Мороз спешит на елку

1

11.12.2018

14

Украшаем елочку

1

18.12.2018

15

Наступает Новый год

1

15.01.2019

16

Новогодний праздник в лесу

1

22.01.2019

17

Рукавичка

1

29.02.2019

18

У бабушки в гостях

1

05.02.2019

19

Снеговик

1

12.02.2019

20

Как снеговики солнце искали

1

19.02.2019

21

Армейская карусель

1

26.02.2019

22

Как цыплята солнце будили

1

05.03.2019

23

Новая столовая

1

12.03.2019

24

В гости к нам пришли матрешки

1

19.03.2019

25

Весеннее солнышко

1

02.04.2019

26

Весенняя капель

1

09.04.2019

27

Прилетайте, птицы

1

16.04.2019

28

Весенний ручеек

1

23.04.2019

29

Кораблик

1

30.04.2019

30

Утренние лучи

1

07.05.2019

31

Петушок и его семья

1

14.05.2019

32

Дела много у зверей

1

21.05.2019

33

Колечко

1

28.05.2019

Работа с родителями

Наименование консультации

Сроки

1

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься

Сентябрь

2

Логоритмика – это движение, движение – это здорово

Октябрь

3

Ум на кончиках пальцев

Ноябрь

4

Практические рекомендации для родителей по логоритмике

Декабрь

5

В мире логоритмики

Январь

6

Логоритмика, ее роль в жизни ребенка, дома и в детском саду

Февраль

7

Лэпбук «Развиваем речь дома»

Март

8

Развиваем мелкую моторику — развиваем речь

Апрель

9

Буклеты по логоритмике

Май

10

Выступление на родительских собраниях

В течение года

11

Индивидуальные консультации

В течение года

12

Фото отчет о работе кружка

В течение года

13

Участие родителей в совместных мероприятиях

В течение года

14

Родительское собрание практикум-семинар «Развиваем мелкую моторику рук у детей»

Октябрь

15

Участие родителей в конкурсе «Дидактические игры для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

     Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.

     Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.

Список литературы

  1. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями, - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
  2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2010
  5. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/С..Крупа-Шушарина; на стихи О.И.Крупенчук-Вознесенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
  6. Нищева Н.В., Гпврищева Л.Б. новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012
  7. Опыт лучших – детям: Инновации в дошкольном воспитании. Сб. материалов /Отв. ред. А.И.Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2009
  8. Система музыкально-оздоровительной работы вт детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012
  9. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013, CD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №1 общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет на 2018 – 2019 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Белочка»  Принята:...

Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...

Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»

СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы  ……………………………………2 - 32.  Пояснительная записка …&helli...

Рабочая программа совместной деятельности музыкального руководителя с детьми (2-7 лет)

I.Содержание: №темаСтр. Содержание21ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1Пояснительная записка31.2Цели и задачи41.3Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического направления41.4Принципы и подход...

Рабочая программа совместной дяетльности музыкального руководителя с детьми 3-7 лет

Составлена на основе общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год...