Главные вкладки

    Рабочая программа совместной деятельности музыкального руководителя (воспитателя) «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА» с детьми 3-4 лет на 2018 – 2019 учебный год
    рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

    Хода Марина Олеговна

    Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yasli_kruzhok_logoritmika_moy_2018-2019_2.docx43.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждаю

    Директор………………… Курьякова Е.А.

    Приказ №……………………………….

    Дата …………………………………….

     МП

    Принято

    Протокол педагогического совета

    №……дата от……………..……. 

    Муниципальное образовательное казенное учреждение

     «Олекминская СОШ» Тындинского района

    Группа дошкольного образования

    Рабочая программа

    совместной деятельности музыкального руководителя (воспитателя)

    «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

    с детьми 3-4 лет

    на 2018 – 2019 учебный год

    Воспитатель (музыкальный руководитель)

    высшей квалификационной категории

    Хода Марина Олеговна

    п.Олекма

    2018 г

    Содержание

    Страницы

    1

    Пояснительная записка

    3

    2

    Список детей

    6

    3

    График работы кружка «Логоритмика»

    6

    4

    Учебно-тематический план

    7

    5

    Работа с родителями

    8

    6

    Методическое обеспечение

    9

    7

    Список литературы

    10

    Пояснительная записка

                                                                                     Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

                                                                                     что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

                                                                              и  свободное  движение  под  музыку.

                                                                              И  ребенка можно    этому   научить.

                                                                                                                     А. И. Буренина.

    Речь – одна из важных сторон развития ребенка.  Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

    Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто  это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

    Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

    Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь  слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями  («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

    Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

    Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

    Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

    Направленность программы: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

    Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

         Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:

         – принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

         – формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

         – методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.

         Цели программы:

    - развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;

    - преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;

    - воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.

         

       Задачи:

    образовательные: 

    - формировать двигательные умения и навыки;

    - развивать пространственные представления;

    - развивать координацию, переключаемость движений;

    - знакомить с метроритмикой.

    Воспитательные:

     - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

    - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

    - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

    Коррекционные: 

    - развивать речевое дыхание;

    - развивать артикуляционный аппарат;

    - развивать фонематическое восприятие;

    - развивать грамматический строй и связную речь;

    - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

         Отличительные особенности  данной образовательной программы   от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

         Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 4 лет.

         Срок реализации образовательной программы  - 1 год.

         Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.

         Занятия проводятся во вторую половину  дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 15 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. 

         Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

    Ожидаемые  результаты:

         Воспитанник  

    - ритмично выполняет движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

    -  правильно выполняет артикуляции звуков;

    - ориентируется в пространстве, двигается в заданном направлении,  поет протяжно, подвижно, передавая характер музыки;

    -  берет дыхание между короткими музыкальными фразами;

    -  подыгрывает простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

         Воспитанник  проявляет бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей;  у воспитанника сформировано правильное речевое и физиологическое дыхание.

    Способы проверки знаний, умений и навыков детей:

    1. Вводная диагностика – сентябрь.

     2. Итоговая диагностика – май.

    Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.

    Структура  логоритмического занятия

    1. Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

    2. Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

    3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

     

    Список детей

    ФИ ребенка

    Дата рождения

    1

    Лазаренко Виктор  Дмитриевич

    25.04.2014г.

    2

    Широкова Анастасия Николаевна

    15.09.2014г.

    3

    Пономарева Милана Александровна

    17.09.2014г.

    4

    Степанчук Анастасия Семеновна

    29.12.2014г.

    5

    Чеканенко Анна Владимировна

    14.01.2015г.

    6

    Боровенский Павел Тарасович

    02.03.2015г.

    7

    Алешков  Артем Дмитриевич

    27.03.2015г.

    График работы кружка

    Кружок  проводится во вторую половину дня, 1 раз в неделю, 33 раза в год.

    Продолжительность организованной образовательной деятельности не более 15 минут.

    День недели

    Время поведения

    Наименование

    Вторник

    15.40 – 15.55

    Кружок «Веселая логоритмика»

    Тематический план

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Дата план

    Дата факт

    1

    Солнышко и дождик

    1

    11.09.2018

    2

    Тучки по небе гуляют

    1

    18.09.2018

    3

    Веселый огород

    1

    25.09.2018

    4

    Репка

    1

    02.10.2018

    5

    Осенние листья

    1

    09.10.2018

    6

    Осень в лесу

    1

    16.10.2018

    7

    Осенние подарки

    1

    23.10.2018

    8

    До свиданья, птицы

    1

    06.11.2018

    9

    Холодно

    13.11.2018

    10

    Кошка и котята

    1

    20.11.2018

    11

    Котята и щенок

    1

    27.11.2018

    12

    Зима в лесу

    1

    04.12.2018

    13

    Дед Мороз спешит на елку

    1

    11.12.2018

    14

    Украшаем елочку

    1

    18.12.2018

    15

    Наступает Новый год

    1

    15.01.2019

    16

    Новогодний праздник в лесу

    1

    22.01.2019

    17

    Рукавичка

    1

    29.02.2019

    18

    У бабушки в гостях

    1

    05.02.2019

    19

    Снеговик

    1

    12.02.2019

    20

    Как снеговики солнце искали

    1

    19.02.2019

    21

    Армейская карусель

    1

    26.02.2019

    22

    Как цыплята солнце будили

    1

    05.03.2019

    23

    Новая столовая

    1

    12.03.2019

    24

    В гости к нам пришли матрешки

    1

    19.03.2019

    25

    Весеннее солнышко

    1

    02.04.2019

    26

    Весенняя капель

    1

    09.04.2019

    27

    Прилетайте, птицы

    1

    16.04.2019

    28

    Весенний ручеек

    1

    23.04.2019

    29

    Кораблик

    1

    30.04.2019

    30

    Утренние лучи

    1

    07.05.2019

    31

    Петушок и его семья

    1

    14.05.2019

    32

    Дела много у зверей

    1

    21.05.2019

    33

    Колечко

    1

    28.05.2019

    Работа с родителями

    Наименование консультации

    Сроки

    1

    Чем полезна логоритмика и как ею заниматься

    Сентябрь

    2

    Логоритмика – это движение, движение – это здорово

    Октябрь

    3

    Ум на кончиках пальцев

    Ноябрь

    4

    Практические рекомендации для родителей по логоритмике

    Декабрь

    5

    В мире логоритмики

    Январь

    6

    Логоритмика, ее роль в жизни ребенка, дома и в детском саду

    Февраль

    7

    Лэпбук «Развиваем речь дома»

    Март

    8

    Развиваем мелкую моторику — развиваем речь

    Апрель

    9

    Буклеты по логоритмике

    Май

    10

    Выступление на родительских собраниях

    В течение года

    11

    Индивидуальные консультации

    В течение года

    12

    Фото отчет о работе кружка

    В течение года

    13

    Участие родителей в совместных мероприятиях

    В течение года

    14

    Родительское собрание практикум-семинар «Развиваем мелкую моторику рук у детей»

    Октябрь

    15

    Участие родителей в конкурсе «Дидактические игры для развития мелкой моторики»

    Ноябрь

    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

         Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.

         Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.

    Список литературы

    1. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями, - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
    2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008
    3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
    4. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2010
    5. Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/С..Крупа-Шушарина; на стихи О.И.Крупенчук-Вознесенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
    6. Нищева Н.В., Гпврищева Л.Б. новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: Учебно методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012
    7. Опыт лучших – детям: Инновации в дошкольном воспитании. Сб. материалов /Отв. ред. А.И.Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2009
    8. Система музыкально-оздоровительной работы вт детском саду: занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012
    9. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013, CD


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №1 общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет на 2018 – 2019 учебный год

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Белочка»  Принята:...

    Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год

    Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...

    Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»

    СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы  ……………………………………2 - 32.  Пояснительная записка …&helli...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов средней группы от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год

    Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, на основе примерной основной образовательной программы ...

    Рабочая программа совместной деятельности музыкального руководителя с детьми (2-7 лет)

    I.Содержание: №темаСтр. Содержание21ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1Пояснительная записка31.2Цели и задачи41.3Основные цели и задачи реализации художественно-эстетического направления41.4Принципы и подход...

    Рабочая программа совместной дяетльности музыкального руководителя с детьми 3-7 лет

    Составлена на основе общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....

    Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год

    Рабочая программа образовательной деятельности для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на 2018 - 2019 учебный год...