Дидактические игры по развитию речи для детей раннего возраста
учебно-методический материал по развитию речи

Ломакина Мария Георгиевна

Подборка дидактических игр по развитию речи для самых маленьких. Возраст 2-3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей раннего возраста.

        1.Игры для развития реакции и слуха. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

1.1КТО ЧТО УСЛЫШИТ?                                                                        Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.                                                        Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.                                                                                        Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

1.2.УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ.                                                                        Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.                                                                                        Оборудование: Бубен, два флажка.

        Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.                                                                                Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

1.3.КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

        Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.        Оборудование: Кукла, игрушечный зайка, машинка.

        Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

 - Возьми зайку и посади в машину.

 - Возьми зайку из машины.

 - Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу на машине.

        Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

1.4.ДУЕТ ВЕТЕР.

        Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.                                                                Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.                                                                                                Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.                                                                                                 Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

2.Примеры игр с предметными картинками. Цель таких игр – вырабатывать у детей представление о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.

2.1. ЧТО КУПИЛИ НА БАЗАРЕ?                                                                Цель: Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.                        Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.                                                        Ход: Воспитатель показывает, например вилок капусты и спрашивает у детей: «Что это? (капуста). Капуста круглая, зеленого цвета. Покажи, где нарисована капуста? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено)». Затем игра повторяется с использованием другого овоща. Рекомендуется использовать не более 4-5 овощей.

2.2КОМНАТА ДЛЯ КУКЛЫ.                                                                Цель: Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.                        Оборудование: Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.                Ход: Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «На чем кукла будет спать? Да, на кроватке. Покажи, где нарисована кроватка? (ребенок показывает нужную картинку). Что на ней нарисовано? (кроватка). Для чего нужна кроватка? (чтобы на ней спать)» и т.д.                                                Игру «Комната для куклы» можно проводить, используя не только предметные картинки, но и игрушечную мебель. Тогда цель этой игры будет такая – знакомить детей с названиями предметов мебели, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. Ход этих игр следующий: Воспитатель показывает детям кукольный уголок и говорит, что это комната куклы. Затем спрашивает у детей: «Что это? (стул). На стуле кукла сидит. Покажи, где нарисован стул? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено). Для чего нужен стул? (чтобы на нем сидеть)». Затем игра повторяется с использованием другого предмета мебели.

2.3.ПАРНЫЕ КАРТИНКИ.                                                                        Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.                                Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.                        Ход: Воспитатель показывает детям куклы, говорит, что они сестренки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, воспитатель говорит, что куклы хотят погулять, и предлагает помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т.д. При этом воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: «Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т.п.».

2.4. КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?                                                        Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.                                                        Оборудование: Предметны картинки из серии «Дикие животные».        Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т.п. 

3.Игры, помогающие детям получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет).

3.1.УГОСТИ ЗАЙЧИКА.                                                                        Цель: Учить детей группировать предметы по величине.        Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.                                Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

3.2. КРУГ, КВАДРАТ.                                                                                Цель: Учить группировать предметы по форме.                Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.                Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

3.3. ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ.                                                                        Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.        Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.                                                        Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

3.4ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ.                                                        Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.                        Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, бумажные цветы тех же расцветов.                                                        Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

Дидактическая игра по развитию речи с детьми раннего возраста: «В гостях у колобка»

Дидактическая игра по развитию речи с детьми раннего возраста: «В гостях у колобка»Пояснительная записка: На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении...

Дидактические игры на развитие речи с детьми раннего возраста

Дидактические игры на развитие речи с детьми раннего возраста...

Картотека «Дидактические игры по развитию речи для детей раннего возраста».

Начиная с раннего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимают дидактические игры,Дидактические игры помогают,не только активизировать речь детей,но и осуществлять постепенный переход...

Дидактическая игра по развитию речи для детей раннего возраста "Мы игрушки положили"

Мультимедийная дидактическая игра по развитию речи  для детей раннего возраста....

19.12.23 Значение дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста

Значение дидактических игр для детей раннего возраста...

19.12.23 Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей раннего возраста...