Дидактические игры по развитию речи для детей раннего возраста
учебно-методический материал по развитию речи

Ломакина Мария Георгиевна

Подборка дидактических игр по развитию речи для самых маленьких. Возраст 2-3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей раннего возраста.

        1.Игры для развития реакции и слуха. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

1.1КТО ЧТО УСЛЫШИТ?                                                                        Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.                                                        Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.                                                                                        Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

1.2.УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ.                                                                        Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.                                                                                        Оборудование: Бубен, два флажка.

        Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.                                                                                Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

1.3.КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

        Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.        Оборудование: Кукла, игрушечный зайка, машинка.

        Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

 - Возьми зайку и посади в машину.

 - Возьми зайку из машины.

 - Посади в машину куклу.

 - Покатай куклу на машине.

        Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

1.4.ДУЕТ ВЕТЕР.

        Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.                                                                Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.                                                                                                Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.                                                                                                 Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

2.Примеры игр с предметными картинками. Цель таких игр – вырабатывать у детей представление о величине, цвете, различных состояниях предметов; обогащать словарь названиями качеств, действий; учить произносить короткие предложения.

2.1. ЧТО КУПИЛИ НА БАЗАРЕ?                                                                Цель: Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках.                        Оборудование: Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи.                                                        Ход: Воспитатель показывает, например вилок капусты и спрашивает у детей: «Что это? (капуста). Капуста круглая, зеленого цвета. Покажи, где нарисована капуста? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено)». Затем игра повторяется с использованием другого овоща. Рекомендуется использовать не более 4-5 овощей.

2.2КОМНАТА ДЛЯ КУКЛЫ.                                                                Цель: Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами.                        Оборудование: Предметны картинки из серии «Мебель», кукла.                Ход: Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «На чем кукла будет спать? Да, на кроватке. Покажи, где нарисована кроватка? (ребенок показывает нужную картинку). Что на ней нарисовано? (кроватка). Для чего нужна кроватка? (чтобы на ней спать)» и т.д.                                                Игру «Комната для куклы» можно проводить, используя не только предметные картинки, но и игрушечную мебель. Тогда цель этой игры будет такая – знакомить детей с названиями предметов мебели, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. Ход этих игр следующий: Воспитатель показывает детям кукольный уголок и говорит, что это комната куклы. Затем спрашивает у детей: «Что это? (стул). На стуле кукла сидит. Покажи, где нарисован стул? (ребенок показывает картинку и называет то, что на ней изображено). Для чего нужен стул? (чтобы на нем сидеть)». Затем игра повторяется с использованием другого предмета мебели.

2.3.ПАРНЫЕ КАРТИНКИ.                                                                        Цель: Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь.                                Оборудование: Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы.                        Ход: Воспитатель показывает детям куклы, говорит, что они сестренки и предлагает обеим подарить по игрушке. Дети выбирают две картинки с изображением игрушек из всех предложенных. Затем, воспитатель говорит, что куклы хотят погулять, и предлагает помочь куклам найти свою одежду. Дети выбирают две картинки с изображением предметов одежды и т.д. При этом воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы, активизируя их речь: «Что это? Для чего это нужно? Какого цвета? И т.п.».

2.4. КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?                                                        Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.                                                        Оборудование: Предметны картинки из серии «Дикие животные».        Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т.п. 

3.Игры, помогающие детям получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет).

3.1.УГОСТИ ЗАЙЧИКА.                                                                        Цель: Учить детей группировать предметы по величине.        Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.                                Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

3.2. КРУГ, КВАДРАТ.                                                                                Цель: Учить группировать предметы по форме.                Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.                Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

3.3. ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ.                                                                        Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.        Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.                                                        Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

3.4ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ.                                                        Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.                        Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, бумажные цветы тех же расцветов.                                                        Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Дидактические игры для развития слухового восприятия детей раннего возраста».

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Торга» п. Комсомольский Республика КалмыкияВоспитатель первой категории Басхамжаева Надежда Бадма - Халгаевна Консультаци...

⦁ Развивающие упражнения и игры по развитию речи для детей раннего возраста.

1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, трениро...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей раннего возраста...

Дидактическая игра по развитию речи с детьми раннего возраста: «В гостях у колобка»

Дидактическая игра по развитию речи с детьми раннего возраста: «В гостях у колобка»Пояснительная записка: На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении...

дидактические игры на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...