Самообразование 2018-2019 г
материал по развитию речи (младшая группа)

Тихонова Надежда Викторовна
Индивидуальный план работы по самообразованию.
«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей
младшего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobr.3.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего возраста»

Тихонова Надежда Викторовна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»

Средне-профессиональное

(образование)

3 года

(стаж педагогической работы)

соответствие

(квалификационная категория)

 (курсы повышения квалификации)

2018 г.

 (дата начала работы над темой)

2019 г.

(предполагаемая дата окончания работы)

Актуальность: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как  развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем  возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические  упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным  средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего  возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1)Интегрировать  пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

5) Выступление – отчёт  для педагогов на семинаре.

Месяц

Формы работы

 

 

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь 

Пополнение сенсорного уголка.

Игры  с прищепками, пугавицами.

Консультации,

Изучение литературы

Информация «Развитие мелкой моторики  у детей  младшего возраста»

 

октябрь 

Комплексы пальчиковой гимнастики. Пополнение сенсорного уголка.

Игры «Бусы», замочки.

Консультации

Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

 консультации

ноябрь 

Картотека пальчиковых игр. Игры с пирамидками.

Подбор литературы

Консультации

Изготовление родителями вязаного пальчикового театра

декабрь 

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Консультации

Составление и распространение памяток, буклетов

январь 

Чтение рассказов при помощи пальчиков.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук»

февраль 

Разучивание новых пальчиковых игр.

Выступление на семинаре с показом презентации.

Консультации и совместное изготовление настольного театра

март 

Пополнение сенсорного уголка. Игры с мозайкой, крышками.

Информация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

апрель

Чтение стихотворений при помощи пальчиков.

Консультация «Развиваем руки – развиваем речь»

Анкетирование родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика»

Май

Игры с пугавицами, молниями. «Пальчиковый театр»

Картотека пальчиковых игр.

Совместное занятие с родителями.

Отчет

Основная работа заключается в работе с детьми.

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр».  Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Изучая данную тему, провожу работу с родителями:

Индивидуальные беседы:

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 г.г.

 «Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»...

План самообразования 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»      План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...

План самообразования 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»    План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...

Тема самообразования 2018-2019 учебный год

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2018-2019 учебный год...

План профессионального самообразования 2018-2019 г.г

План профессионального  самообразования 2018-2019 г.г...

План самообразования 2018-2019 уч.год

План самообразования 2018-2019...

Программа по самообразованию 2018-2019 год

Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»Цель: повысить уровень сфор...