Проект «Сказка в гости к нам пришла» (первая младшая группа)
проект по развитию речи (младшая группа)

Старухина Марина Валерьевна

Помочь родителям разобраться в огромном море детской литературы, научить правильно пользоваться сказками в воспитании своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказка в гости к нам пришла» (первая младшая группа)

 «Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам - урок»

А. С. Пушкин.

Введение.

Сказка – неразлучный спутник детства. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Впечатления детства долго сохраняются, и часто на всю жизнь определяют поведение и настроенность человека. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Актуальность

Набирая малышей в этом году, мы столкнулись с такой проблемой: основная часть детей плохо или совсем не разговаривают. Хорошо, понятно говорят только пять ребят. в процессе работы с детьми и беседой с родителями выяснилось, что родители недооценивают значение чтения и рассказывания детям сказок, заучивания потешек и поговорок, рассматривание иллюстраций к ним и беседы о сказочных героях.

Задумывая проект «Сказка в гости к нам пришла» мы ставили перед собой цель: помочь малышам преодолеть речевую пассивность, посредством погружения в мир русских народных сказок и потешек, создав предметно- пространственную развивающую среду в группе и на групповом участке способствующую этому погружению и развитию познавательных способностей и самостоятельности детей. Помочь родителям разобраться в огромном море детской литературы, научить правильно пользоваться сказками в воспитании своих детей.

Задачи проекта для дошкольников:

Образовательные:

- организовать предметно-пространственную развивающую среду в группе для знакомства малышей с миром сказок;

- формировать у детей интерес к книгам, умение понимать содержание сказок и стихов, эмоционально реагировать на сказочные ситуации;

-привлекать к воспроизведению сказочных образов через разные виды деятельности (игровую, театрализованную, художественную, индивидуальную).

Развивающие:

-развивать умение манипулировать с игрушкой (героем сказки, сопровождая действия речью;

-способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты любимых произведений художественной литературы.

Воспитательные:

-воспитывать умение внимательно слушать сказки и стихи, отвечать на вопросы по содержанию;

-воспитывать любовь к чтению книг, бережное отношение к ним.

Задачи проекта для родителей и педагогов:

- создать предметно развивающую среду в группе и на групповом участке для постоянного погружения в мир сказок;

- создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

- развивать совместное творчество родителей и педагогов, для улучшения качества воспитания малышей;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

- Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

- Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Сказки способствуют развитию в ребенке речи, творческого мышления и воображения. Именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Вот для того чтобы наши дети как много дольше пребывали в мире сказки мы решили привнести сказку в окружающую среду группы. Дети во всех видах деятельности, будь то режимные моменты, индивидуальная работа, занятия, прогулка, самостоятельные игры, везде сталкиваются с этим удивительным помощником – сказкой.

Во время реализации проекта через все виды деятельности дошкольников (занятия, индивидуальную деятельность, дидактические и подвижные игры, трудовые поручения, режимные моменты) красной нитью проходят русские народные сказки.

Продукт деятельности:

- Создание предметно- пространственной развивающей среды в группе и на групповом участке, погружающих детей в мир сказки, побуждающих детей к усвоению новых знаний и умений.

- Слайдовая презентация для родителей и педагогов.

- Итоговое развлечение для детей «Сказка в гости к нам пришла».

Предполагаемые риски:

-  адаптация дошкольников;

- плохая посещаемость в связи с заболеванием детей простудными заболеваниями и эпидемией гриппа;

- отражение кризисного положения в стране на финансовое благополучие в семьях;

- низкая родительская активность.

Планируемый результат:

1. Созданы необходимые условия для знакомства с миром сказок и произведений для малышей.

2. Дошкольники с удовольствием слушают чтение книги, понимают содержание сказки, эмоционально реагируют на сказочные ситуации.

3. Дети умеют манипулировать с игрушкой (героем сказки, сопровождая действия речью, активно воспроизводят сюжеты знакомых сказок в самостоятельных играх в центрах развития.

4. Во время рассматривания книг дети эмоционально передают знакомые сюжеты любимых произведений художественной литературы.

5. Малыши любят читать книги, бережно к ним относятся.

6. В семье созданы благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

7. Во взаимоотношении между педагогами и родителями преобладают понимание и взаимопомощь, творческий союз, что помогает улучшать качество воспитания дошкольников.

8. Родители с удовольствием и энтузиазмом участвуют в жизни группы, принимают активное участие в ней.

Механизм оценивания

• Анкетирование родителей.

• Наблюдения, беседы с детьми.

Мультимедийное оборудование:

Телевизор,

Видео магнитофон,

Музыкальные колонки,

Диски с мультфильмами по русским народным сказкам.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Подготовительный

Сентябрь 2017 года 1. Изучение и подбор материала.

2. Разработка структуры проекта.

3. Составление тематического планирования мероприятий

4. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

5. Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.

6. Консультация для родителей «Какие сказки читать детям».

1. Заполнение анкеты.

2. Изучение литературы и интернет ресурсов.

3. Предложения из личной практики.

4. Подбор необходимого оборудования.

5. Определение необходимых денежных затрат.

2. Основной

Октябрь 2017 г – апрель 2018 г Центр сенсорики

Оформить дидактические игры «Разноцветные ленты»«Помоги колобку стать солнышком»«Чудо-дерево»«Вкладыши - сказки»«Что за чем?». Изготовить ленточки на палочках основных цветов спектра

Приобрести пластмассовые крючки, прищепки, контейнеры

Изготовить чудо-дерево с героями сказок.

 вкладыши по сказкам «Теремок»«Репка».

Самостоятельные игры с вкладышами по сказке "Теремок", "Репка".

Центр природы

Подготовить и оформить центр по сказке «Теремок». Подобрать мелкие игрушки по сказкам «Колобок»«Теремок»«Репка»«Маша и медведь».

Принести сыпучки в форме мишки, зайчика, домика, колобка. Сказкотерапия.

Пескотерапия.

Центр двигательной активности

Оформить подвижные игры:

-  «У медведя во бору»,  «Зайцы и лиса»«Курочка и цыплята».

2. Изготовить маски медвежат, козлят, утят. Выполнение подражательных движений героев сказок в подвижных играх, выполнение ОРУ с лентами, выполнение основных видов движения, самостоятельная двигательная активность с музыкальным сопровождением. Прокатывание мяча "Покатился колобок", обыгрывание сказки «теремок» (мышка живет в синем окошечке (обруч, лягушка в зеленом окошечке и т. д.).

Музыкально-театральный центр

1. Оформить музыкально-театральный уголок по сказкам.

2. Продолжить обогащение пальчикового и перчаткового театра новыми персонажами.

3. Изготовить шумовые инструменты из подручных материалов.

Просмотр кукольного театра по сказке «Волк и семеро козлят»

Игровой центр

Оформить игровой центр как избушку трёх медведей. 1. Сшить сарафаны и косынки для девочек, жилетки и кепка для мальчиков, принести детские сумочки.

2. Обшить кроватки в игровой центр.

Сюжетно-ролевая игра "Дом", самостоятельная деятельность в игровом центре.

Сюжетные обыгрывания отрывков знакомых сказок.

Костюмированные мини-развлечения.

Строительство домиков для героев сказок и т. д.

Речевой центр

1. Оформить речевой центр по сказке «Курочка Ряба».

2. Оформление участка по сказкам: «Колобок, теремок, Репка, курочка Ряба».

1. Приобрести или принести красочные книги с русскими народными сказками, соответствующие по содержанию младшему возрасту детей. Рассматривание ярких иллюстраций в книгах, рассказывание знакомых сказок с опорой на иллюстрации. Рассказывание и обыгрывание потешек, стихов.

Беседа "Как правильно обращаться с книгой"; "Как мы играем с игрушками и как мы о них заботимся".

Занятие игра "Куда что положить".

Словесная игра "Вышла курочка гулять".

Сюжетные игры по сказкам.

3. Заключительный

Май 2018 год Подготовить и показать презентацию для родителей.

Подготовить и провести итоговое развлечение «Сказка в гости к нам пришла».

Заключение

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития детей посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметно-пространственная развивающая среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

Результативность

1. В группе созданы необходимые условия по приобщению детей к сказкам, пополнены центры развития детей.

2. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

Рефлексия

В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров).

Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.

Формировать умение придумывать новые сюжеты на основе уже знакомых сказок.

Создать центр эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.

Список литературы:

1. «Вместе с семьёй» Т. Н. Доронова 2-е издание – Москва Просвещение, 2006 г.

2. «Раннее детство: развитие речи и мышления» Л. Н. Павлова Москва Мозаика – Синтез 2002 г.

3. «Физическа культура в дошкольном детстве» Москва Просвещение 2008 г.

4. «Как играть с ребёнком» А. И. Моисеева Москва Просвещение 2007 г.

5. «Организация сюжетных игр по сказкам» Н. Н Короткова, Н. И. Михаленко Москва Скрипторий 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия с родителями "Сказка в гости к нам пришла" (вторая младшая группа)

Открытое мероприятие "Сказка в гости к нам пришла" с родителями напрвлено на то, чтобы закрепить и систематизировать полученные знания детей о русских народных сказках, раскрыть таланты детей и родите...

Проект "Колобок в гостях у детей" в первой младшей группе

Проект "Колобок в гостях у детей" это проект совместной деятельности для детей только начинающих посещать ГБДОУ.Разработала воспитатель Волкова М.С.Цель проекта: Создание условий для фо...

сценарий праздника "Осень в гости к нам пришла" первая младшая группа

Сценарий праздника «Осень в гости к нам пришла» в первой младшей группе.Цель:  Развитие поддержания дружеских отношений, положительные эмоции.Звучит веселая осенняя музыка, ребята входят в зал.Ве...

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Проект Сказка в гости к нам пришла первая младшая группа 2015г

Проект Сказка в гости к нам пришла первая младшая группа...

Открытое мероприятие для родителей “Сказка в гости к нам пришла” (вторая младшая группа)

Цель: Закрепить и систематизировать полученные знания у детей, раскрыть таланты детей и родителей при совместной работе.Задачи:расширить и углубить представление детей о русских народных ска...