«Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью метода наглядного моделирования»
материал по развитию речи

Астахова Татьяна Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzyuba_t.a._statya.docx18.27 КБ
Файл prezentatsiya_dzyuba_t.a.pptx1.43 МБ
Файл sinkveyn_sbornik.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью метода

наглядного моделирования»

Программа нашего детского сада направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Чтобы реализовать ее в полной мере я использую современные образовательные технологии и одной из них является технология синквейн (это инновационный приём, способствующий развитию речи дошкольника). Данная технология легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
         Синквейн пишется по определенным правилам.

Его основателем считается американская поэтесса Аделаида Крэпсии придумала она его в начале XX века. Синквейн используется во многих странах мира, а с конца 90-х годов и в России.

В своей работе я применяю эту технологию уже год. Результаты, которые я вижу меня очень радуют. Практика показывает, что использование синквейна сказалосьна речевом развитии,обогащении словарного запаса детей, знаний о частях речи, предложении, развитии мыслительной деятельности, развитии психических процессов, таких как внимание, память, воображение,развитии творческой активности, самостоятельности. Дети без стеснения высказывают свое мнение, о чем – либо.

Работу по обучению детей составлению синквейна я начала со старшей группы. Но для составления синквейна необходима большая предварительная работа.

Для обогащения словарного запаса детейя использовала следующие упражнения:

• «Какой, какая, какое» - например, к слову «заяц». Какой он: белый, длинноухий, пушистый.

• «Узнай предмет по описанию»- зеленая, колючая, пушистая (елка).

• «Кто что делает?» - мама – готовит, стирает, убирает;

дерево – растет, дышит, радует…

• «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой.

• «Назови часть целого» - цветок… (стебель, корень, листья, бутон); и др.

Только потом переходим к составлению синквейна.

Так как дети моей группы еще не умеют читать я использовала устное составление синквейна с вопросительными словами.

- О ком или, о чем будет твое стихотворение - синквейн?

- Какой он?(какая, какое, какие).

- Что он делал, что сделал?

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свойсинквейн.

Составление синквейна я использую для проведения рефлексии, анализа полученной информации во время образовательной деятельности.

Так, например, в конце познавательно – исследовательской деятельности на тему «Свойства ткани», я предложила детям составить синквейн темой и первой строкой, которого стало слово – предмет «ткань».

Вот, что получилось:

Ткань.

Гладкая, мягкая.

Мнется, режется, горит.

Из ткани шьют одежду.

Платье.

После чтения рассказа Н.Н. Носова «Заплатка».

Вот такой получился у нас синквейн.

Заплатка.

Зеленая, крепкая.

Расправил, приложил, пришил.

Обвел заплатку карандашом.

Штаны.

Также дидактический синквейн мы с детьми составляем в конце каждого проекта, так как за время проведения проекта словарь детей обогащается и расширяется.

        Теперь я хочу предложить вам составить совместный синквейн.

Для начала давайте выберем тему, которая и станет первой строкой нашего синквейна.

О чем или о ком будет наш синквейн?

Вторая строка. -  2 слова. Это - прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?).

Третья строка. - 3 слова. Это - глаголы. (Что делает? Что делают?).

Четвертая строка. - Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

Пятая строка. - 1 слово. Вывод, итог,являющийся синонимом или ассоциацией темы. Это - существительное. (Кто? Что?).

Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что мое выступление было полезно.

Успехов Вам  в работе с детьми.

Литература.

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио(кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). 

3.ФГОС ДО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью метода наглядного моделирования». Воспитатель МАДОУ ДС №40 Дзюба Т.А.

Слайд 2

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 3

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка.

Слайд 4

Педагогическая ценность . Развитие речевого развития. Обогащение словарного запаса. Развитие мыслительной деятельности. Развитии психических процессов, таких как внимание, память, воображение. Развитие творческой активности, самостоятельности .

Слайд 5

Этапы работы при составлении синквейна 1 этап Предварительный Знакомство с понятиями «Слово - предмет», «Слово - действие», «Слово - признак», «Слово-ассоциация», «живой» и «неживой» предмет, «рифма», «синквейн». Обогащение словарного запаса существительными, глаголами и прилагательными. Знакомство с графическим изображением существительных, глаголов и прилагательных.

Слайд 6

2 этап Основной Составление синквейна .

Слайд 7

1 строка 1 слово – Кто ? Что ? 2 слова Какой ? Какая? Какое? Какие ? 3 слова Что делает? Что делают? 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету . 1 слово Вывод, итог . Кто ? Что ?

Слайд 8

Модель синквейна .

Слайд 9

Ткань. Гладкая, мягкая. Мнется, режется, горит. Из ткани шьют одежду. Платье. Заплатка. Зеленая, крепкая. Расправил, приложил, пришил. Обвел заплатку карандашом. Штаны.

Слайд 10

Первая строка – одно слово – предмет; Вторая строка – два слова – признаки; Третья строка – три слова – действия; Четвёртая строка – фраза из нескольких слов; Пятая строка – слова – ассоциации.

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

 Профессии.

Художник.

Радостный, талантливый.

Рисует, смешивает, любуется.

Художник пишет натюрморт.

Художественная галерея.

                                 Настя Костюк.

Повар.

Трудолюбивый, добрый.

Готовит, варит, печет.

Повар варит нам компот. Он и жарит и печет.

Котлета.

                               Ангелина Пиксаева.

Балерина.

Нарядная, хрупкая.

Тренируется, разминается, танцует.

Балерина выступает на сцене.

Артистка.

                                Кира Брянцева.

Доктор.

Белый, добрый.

Помогает, лечит, работает.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

Ай, болит.

                               Милена Аникеева.

Продавец.

Умный, доброжелательный.

Продает, выкладывает, считает.

Продавец продает товары.

Магазин.

                             Кристина Жанкеева.

Полицейский.

Крутой, смелый.

Охраняет, стреляет, ловит.

Полицейский всегда на посту.

Дядя Степа.

                       Максим Прытков.

Зима.

Снежинка.

Белая, снежная.

Падает, кружится, тает.

Снежинка упала мне на нос.

Снег.

                                  Алиса Джейранова.

Дед Мороз.

Красивый, добрый.

Смотрит, играет, дарит.

Дед Мороз объезжает весь мир за 1 минуту.

Король Нового года.

                                   Саша Анисимов.

Дед Мороз.

Холодный, добрый.

Приходит, приносит, дарит.

Я рассказал Деду Морозу стих.

Новый год.

                                 Максим Прытков.

Новый год.

Яркий, веселый.

Наряжаем, играем, танцуем.

В новый год сбываются мечты.

Дед Мороз.

                                    Алина Котик.

Новый год.

Белый, яркий.

Ждем, наряжаем, встречаем.

На новый год мы учим стихи и песни.

Счастье.

                                             Милена Аникеева.

Новый год.

Яркий, Снежный.

Смотрим, играем, лепим.

На Новый год мы дарим друг другу подарки.

Зима.

                                              Ангелина Пиксаева.

Зима.

Снегурочка.

Веселая, снежная.

Приходит, помогает, играет.

Снегурочка любит детей.

Снежинки.

                       Валерия Гринько.

Елочка.

Нарядная, колючая.

Стоит, сверкает, пахнет.

Вокруг елки водят хоровод.

Новый год.

               Алина Котик.

Лыжи.

Синие, длинные.

Обувают, застегивают, катаются.

Я иду кататься с горы на лыжах.

Вид спорта.

                    Кристина Жанкеева.

Коньки.

Любимые, разные.

Катаются, одевают, застегивают.

У меня белые коньки.

Лед.

                        Кира Брянцева.

Санки.

Разноцветные, красивые.

Кататься, садиться, тащить.

На санках можно вместе кататься.

Зима.

                       Настя Костюк.

Зима.

Холодная, снежная.

Замораживает, заметает, засыпает.

Зимой идет снег.

Время года.

                     Алиса Голубятникова.

Мой папа.

Папа Рома.

Сильный, добрый.

Работает, помогает, спит.

Папа любит играть в компьютер.

Лучший друг.

                      Валерия Гринько.

Папа Саша.

Обычный, непослушный.

Убирает, играет, читает.

Мой папа любит читать книгу.

Сердце.

                       Алиса Голубятникова.

Папа Максим.

Высокий, сильный.

Чистит, играет, водит.

Папа – мастер на все руки.

Любимый.

                      Кристина Жанкеева.

Папа Леша.

Сильный, смелый.

Работает, ездит, заботится.

Больше всего папа любит копаться в телефоне.

Любимый.

                           Ангелина Пиксаева.

Папа Артем.

Смелый, добрый.

Работает, чинит, играет.

Папа любит играть на компьютере.

Мой друг.

                             Кира Брянцева.

Папа Женя.

Добрый, трудолюбивый.

Работает, смотрит, играет.

Папа любит сидеть в планшете.

Человек.

                      Саша Анисимов.

Папа Андрей.

Добрый, смелый.

Работает, водит, уважает.

Папа играет со мной.

Мой герой.

                          Настя Костюк.

Папа Коля.

Смелый, отважный.

Ездит, чинит, заботится.

Мой папа любит смотреть телевизор.

Любимый.

                       Алина Иващенко.

Папа Виталик.

Смелый, отважный.

Работает, зарабатывает, любит.

Мой папа – герой!

Полицейский.

                     Милена Аникеева.

Папа Вова.

Хороший, красивый.

Убирает, кушает, работает.

Мы с папой ездили в парк.

Хороший.

                       Диана Давыдова.

Папа Коля.

Добрый, любимый.

Играет, любит, заботится.

Мой папа работает в колхозе.

Мой друг.

                             Алина Иващенко.

Семья.

Семья.

Веселая, добрая.

Играем, дружим, любим.

Моя семья дружная.

Дом.

                    Кира Брянцева.              

Семья.

Веселая, добрая.

Помогает, заботимся, играем.

С семьей мы ходим в парк.

Любовь.

Алиса Голубятникова.

Семья.

Добрая, смешная.

Любит, играет, заботится.

С семьей мы едим в Львовскую.

Зайчик.

                            Саша Анисимов.

Семья.

Счастливая, хорошая.

Ночует, играет, любуется.

Мы с семьей катаемся на велосипедах.

Любовь.

                           Дима Орлов.

Дом.

Прочный, Кирпичный.

Стоит, защищает, строится.

Детский сад – второй дом.

Семья.

Семья.

Дружная, веселая.

Помогает, играем, заботимся.

Мы семьей ездим на море.

Дружить.

                      Алина Иващенко.

Овощи и фрукты.

Перец.

Острый, болгарский.

Растет, жжет, пьет.

Я люблю, есть перец.

Еда.

                      Артем Фисенко.

Морковка.

Полезная, вкусная.

Растет, развивается, пьет.

Из морковки делают салат.

Овощ.

                     Вероника Данилова.

Лимон.

Кислый, полезный.

Кладем, режим, едим.

Лимон кладут в коктейль.

Фрукт.

                      Максим Прытков.

    Тыква.

Полезная, вкусная.

Растет, распускается, катится.

Мама варит тыквенную кашу.

Овощ.

                               Дима Орлов.

Помидор.

Красный, круглый.

Выращиваем, режем, кушаем.

Красный помидор растет на огороде.

Растение.

Артем Фисенко.

Кабачок.

Овальный, зеленый.

Растет, пьет, готовится.

В кабачке много витаминов.

Овощ.

                         Алиса Голубятникова.

Природа.

Природа.

Солнечная, яркая.

Радует, расцветает, пахнет.

Природа радует своей красотой.

Радость.

                              Алиса Голубятникова.

Лето.

Жаркое, солнечное.

Обливаемся, ныряем, загораем.

Летом мы поедем на море.

Каникулы.

                              Кристина Жанкеева.

Весна.

Теплая, яркая.

Расцветает, просыпается, теплеет.

Весной птицы прилетают с тёплых краёв.

Время года.

                                      Кира Брянцева.

Цветок.

Красивый, разноцветный.

Растет, пьет, распускается.

Мы посадили цветок.

Роза.

                                Кристина Жанкеева.

Бабочка.

Красивая, изящная.

Летает, собирает, порхает.

Бабочка, порхает с цветка на цветок.

Насекомое.

                                    Кира Брянцева.

Осень.

Разноцветная, дождливая.

Улетают, запасаются, прячутся.

Осенью с деревьев опадают листья.

Холодно.

                                Алиса Голубятникова.

Природа.

Дерево.

Летнее, красивое.

Качается, шелестит, зеленеет.

Дерево дает плоды.

Растение.

                                  Валерия Гринько.

Утак.

Взрослый, водоплавающий.

Прочится, крякает, пьет.

Утак ищет еду.

Селезень.

                                      Саша Анисимов.

Попугай.

Разноцветный, веселящий.

Летает, клюется, играет.

Попугай висит на качельке.

Птица.

                                         Кристина Жанкеева.

Звезды.

Яркие, красивые.

Светят, падают, летают.

Звезды не спят, чтоб не упасть.

Созвездия.

Змея.

Разноцветная, кусучая.

Шипит, ползает, охотится.

Змея раскрывает рот, чтобы проглотить пищу.

Кобра.                        

                                     Дима Орлов.

Шмелик.

Пушистый, полосатый.

Жалит, летает, жужжит.

Шмелик просит мед у пчел.

Насекомое.

                                 Саша Анисимов.

Обитатели рек и морей.

Сом.

Усатый, хищный.

Плавает, охотится, прячется.

Сом ест рыб.

Река.

                        Кристина Жанкеева.

Золотая рыбка.

Идеальная, прекрасная.

Плавает, булькает, сверкает.

Золотая рыбка движет плавниками.

Исполняет желания.

                             Ангелина Пиксаева.

Рыба – меч.

Хищная, морская.

Охотится, плавает, убивает.

Рыба – меч живет в море.

Нос – меч.

                              Милена Аникеева.

Сомик.

Водный, маленький.

Плавает, кушает, чистит.

Сомик ищет еду.

Живой.

                           Саша Анисимов.

Золотая рыбка.

Золотая, добрая.

Плавает, ныряет, кушает.

Золотая рыбка носит корону.

Исполняет желания.

                          Милена Аникеева.

Маленькие рыбки.

Золотые, серебряные.

Прячутся, плавают, играют.

Маленькие рыбки не летают.

Друзья.

                            Дима Орлов.

Животные.

    Котенок.

Милый, пушистый.

Играет, ест, мяукает.

Котенок любит ловить мышей.

Новый.

                                   Настя Костюк.

   Собака.

Кусучая, игривая.

Ест, пьет, бегает.

Собака лежит на диване.

Животное.

                                Кристина Жанкеева.

   Ежик.

Колючий, маленький.

Фыркает, сворачивается, прячется.

Ежик собирает грибы.

Живой.

                                Максим Прытков.

   Заяц.

Пушистый, ушастый.

Ест, прячется, удирает.

Заяц ходит гулять.

Дикое животное.

                Настя Костюк.

  Лошадка.

Красивая.ездовая.

Пьет, ест, скачет.

На лугу пасется табун лошадей.

Любимец.

                           Кристина Жанкеева.

  Медведь.

Коричневый, большой.

Собирает, пугает, рычит.

Медведь впадает в спячку.

Лесной зверь.

                      Дима Шанушко.

Животные.

  Лошадка.

Красивая, быстрая.

Скачет, бегает, стоит.

Лошадка любит траву и сено.

Единорог.

                     Кристина Жанкеева.

   Лев.

Страшный, грозный.

Рычит, ест, охотится.

Лев – царь зверей.

Животное.

                      Максим Прытков.

   Ежик.

Милый, трудолюбивый.

Ловит, зимует, очаровывает.

Ежик боится Машу.

Ехидна.

                        Саша Анисимов.

   Котик.

Черный, пушистый.

Царапает, мурлычет, прыгает.

Котик мой приятель.

Животное.

                          Алина Иващенко.

   Кошка.

Любимая, новая.

Играет, мурлычет, шипит.

Моя кошка любит ловить мышей.

Любимец.

                           Диана Давыдова.

   Мишка.

Пушистый, бурый.

Ест, ходит, спит.

Медведь любит мед.

Лесной зверь.

                           Дима Орлов.

Детский сад и игрушки.

  Детский сад.

Разноцветный, любимый.

Играем, кушаем, спим.

В детском саду у меня много друзей.

Сад для ребят.

                            Настя Костюк.

  Детский сад.

Веселый, хороший.

Рисуем, поем, играем.

В детском саду я люблю раскрашивать.

Друзья.

                           Кира Брянцева.

  Детский сад.

Разноцветный, большой.

Играем, учимся, кушаем.

В детском саду мы учим песни и стихи.

Домик для ребят.

                           Максим Прытков.

   Кораблик.

Красивый, любимый.

Играют, запускают, сплю.

Кораблик плывет по воде.

Игрушка.

                         Настя Костюк.

  Кукла.

Красивая, нарядная.

Играем, одеваем, любим.

Я люблю играть с куклой

Любимая игрушка.

                        Кира Брянцева.

  Лошадка.

Красивая, коричневая.

Играют, катаются, скачут.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Друг.    

                            Алина Слуцкая.

Безопасность.

  Машина.

Скоростная, гоночная.

Ездит, катает, гоняет.

Машина ездит на гонках.

Транспорт.

                        Дима Орлов.

  Автобус.

Желтый, быстрый.

Ездит, перевозит, ломается.

Автобус везет пассажиров.

Транспорт.

                      Дима Шанушко.

  Светофор.

Трехцветный, красивый.

Показывает, предупреждает, останавливает.

Светофор помогает при движении.

Помощник.

                       Диана Давыдова.

  Полицейский.

Отважный, красивый.

Помогает, спасает, следит.

Полицейский ловит преступников.

Герой.

                         Алина Котик.

  Огонь.

Плохой, хороший.

Греет, горит, сжигает.

Огонь друг, огонь враг.

Опасность.

                         Кристина Жанкеева.

  Пожарный.

Смелый, сильный.

Тушит, спасает, разбирает.

Пожарный приходит на помощь.

Спасатель.

                          Кира Брянцева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Использование метода моделирования в обучении дошкольников составлению рассказов разных типов

Сказка для ребенка-идеальный способ удержать возле себя взрослого. Сказка полезна и с этой точки зрения, она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб. Сказка дл...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"

Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"...

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине

Использование моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картинеВ методической литературе целях формирования связной речи детей рекомендуется проведение следующих видов занятий с ...

Консультация: «Наглядное моделирование при обучении дошкольников составлению рассказа по картине».

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.  Доступность метода моделирования детям дошкольного возраста определяетс...