Литературная викторина "В гостях у Бабушки-Яги" (по русским народным сказкам)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Воспитывать такие качества, как любовь к  литературному наследию своего народа, к русскому фольклору, чувство гордости за свой язык, взаимовыручку, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера, способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи  

воспитатель Галявиева Е. Н.

Возрастная группа

Средняя группа

Тематическая неделя

«Красота родного языка» (Международный день родного языка). 

Цель

   Помочь детям понять, что русские народные сказки являются    неотъемлемой            

   частью красоты родного языка, закрепить и  расширить знания детей о русских

народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.

Тема ОД

Литературная викторина "В гостях у Бабушки-Яги" (по русским народным сказкам).

Программные задачи

  Обучающие задачи. Закрепить знания детей о русских народных сказках.

 Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация

 литературного образа героев русских народных сказок; учить детей понимать смысл  у него сформирован положительный интерес к фольклорным произведениям.

   Развивающие задачи. Развивать индивидуальные литературные предпочтения,

 прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора,        

  обогащать словарный запас детей.

  Воспитательные задачи. Воспитывать такие качества, как любовь к

 литературному наследию своего народа, к русскому фольклору, чувство гордости

за свой язык, взаимовыручку, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера, способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами.  

Предполагаемый результат

Ребёнок понимает суть русских народных сказок, умеет видеть в сказках положительные и отрицательные черты героев, проявляет интерес к русским народным сказкам.

Виды деятельности

  Познавательная, речевая, коммуникативная, художественно – эстетическая

   социально – коммуникативная.

Формы и методы организации совместной деятельности

Форма: викторина

Методы: диалогическая беседа, дидактические и подвижные народные игры.

 Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, рисунки -  раскраски, поощрения.

Индивидуальная работа

С капитаном команды (Виолеттой) рассматривание иллюстраций на обложках русских народных сказок.

Предварительная работа

Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок : «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь», «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди», «Заюшкина  избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Репка», «Три медведя», беседа по содержанию.

Оформление тематической выставки книг «Русские народные сказки».

  Разучивание русских народных игр " Солнышко", "Замри", "Хвост бабы Яги".     Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами.

Оборудование

Демонстрационный материал: интерьер в зале: избушка, стол, самовар, посуда для сервировки, хохломская ложка, пироги, чай. ИТК:  компьютер, презентации по сказкам. (Иллюстрации, предметы из сказок).  Аудиозапись сказок.

Раздаточный материал: жетоны, сундучок с заданиями №1, №4; 2 конверта с заданиями от Лешего; подбор книг русских народных сказок на стеллажах.  

Структура ОД

Вводная часть. Психологический настрой. Организационный момент. Представление команд.

Основная часть.  Реализация задач программного содержания: задание «Волшебный сундучок», задание «Волшебный экран», конкурс капитанов «Угадай сказку», р. Н. игра «Солнышко», задание « Назови сказку правильно», конкурс болельщиков «Из какой сказки предметы», р. Н. игра «Замри», аудиозапись «Из какой сказки отрывок»

Заключительная часть. Подведение итогов викторины,  раздача призов, подвижная игра «Хвост бабы Яги».

Вводная часть

I.Организационная часть.

1.Психологический настрой.

  Дети (две команды) под русскую народную музыку входят в музыкальный зал и

  садятся на стульчики.                                                                                          

 (В центре зала стоит стол с самоваром, подготовленный к чаепитию (муляжи пирогов, булочек). Рядом находится выставка русских народных сказок. За столом      сидит Баба Яга.)

 Под русскую народную музыку с книгой в руках входит Баба - Яга. Обходит зал,                                                                  останавливается около выставки книг, ставит туда свою книгу, садится на стул и                                

только тогда "замечает" гостей-ребят.

 Б. Я.-"Ой,  сколько   много  у меня гостей! Здравствуйте гости дорогие! (кланяется)    – Я тут в лесной библиотеке служу, очень книги полюбила читать, особенно русские народные сказки. Образованная стала ( поправляет очки на носу), называйте теперь меня почтительно - Бабушка-Яга. А вы кто такие?

  (Дети встают около стульчиков).

  Капитан 1 команды отвечает.

   -"Здравствуй, Бабушка-Яга, наша команда ребят называется  "Домовята".  Мы            

очень любим русские народные сказки и пришли поделиться знаниями с тобой и другими ребятами.

 Наш девиз:

  Все дети вместе -  "Мы весёлые ребята, мы ребята- домовята".

 Капитан 2 команды.

 -"Наша команда называется "Дошколята". " Мы тоже любим русские народные        

    сказки.

 Наш девиз:

  Все дети вместе -  "Мы весёлые ребята, мы ребята- дошколята".

  Бабушка - Яга. -" Очень хорошо, что вы ко мне пришли, поможете мне в

  моей         библиотеке  разобраться, порядок навести  да и посмотрим, кто и вас      

     умнее, кто больше сказок знает. Я приготовила вам много заданий, за каждое

    правильно выполненное вы будете получать вот такой жетончик  (показывает                         детям). Когда все задания закончатся, мы посчитаем у кого жетончиков больше.

Основная часть

I.Основная часть.

                            1 задание «Волшебный сундучок»

  Б. Я.-"У меня есть волшебный сундучок, а в нём много всяких  хитрых  

вопросов по русским народным сказкам. Я  вам буду их задавать, а вы отвечать. Но отвечать будете не все сразу, а только та команда, которой я задам вопрос.

 Бабушка-Яга.  Вопрос для команды домовят.

 (Достаёт из сундучка вопрос и задаёт 1 – й команде. Когда дети ответят,  Баба Яга задаёт вопрос второй команде.)

Вопросы:

1. Отгадайте загадки

«Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Значит это — …(
колобок)»

                                        2.«Не кувшинчик несла с квасом,
                                            А горшочек с вкусным маслом,
                                            В красной шапочке она,
                                            По тропинке шла одна».
                                                             ( Красная Шапочка)

 3. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?  

   (Гуси – лебеди)

 4. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу                              Аленушку?  

 5.Как называется сказка с песенкой и кто её поёт «Вы, детушки! Вы, козлятушки!       Отопритеся,  отворитеся…»

 6.Как называется сказка с песенкой и кто её поёт: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна  головушка, шёлкова бородушка…».

 7.Кто разрушил  домик в сказке «Теремок»?

  8.Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?

 9. Каким показан заяц в русских народных сказках? (трусливым, беспомощным)

 10.Какой предстает лиса в народных сказках? (хитрой, коварной обманщицей, которой верить нельзя).

 

2 задание "Волшебный экран"

Б. Я.-" Ребятки, раньше у меня было блюдечко с яблочком, которое показывало то, что я хотела. А теперь есть волшебный экран, сейчас вы все вместе скажете: " Раз, два, три- сказки покажи". Вы должны угадать из какой сказки картинка.

Презентация "Назови сказку."(2 или 4)

( дети смотрят иллюстрацию из презентации, отвечают из какой она сказки.)

3 задание (Конкурс капитанов) " Угадай сказку»

 (На стеллаже стоят русские народные сказки. Капитанам необходимо по обложкам назвать сказку в своей библиотеке).  

Воспитатель 1 команды. Ребята, давайте немного отдохнём и сыграем в русскую народную игру " Солнышко"

Р. н. игра "Солнышко". (Играют все дети)

( один ребёнок с солнышком в руках стоит в центре круга)

Солнышко, солнышко (руками делают фонарики)

Выгляни в окошечко (ладонями показывает окошко)

Где твои детки? (протягивают руки вперёд)

Сидят на загнетке (руки полочкой)

Лепёшки валяют (мягкие движения кистями, то одна сверху, то другая)

Тебя дожидают (руки в стороны, дети убегают, солнышко ловит).

4 задание "Назови сказку правильно"

Баба-Яга  говорит:

-"Мой друг Леший очень хочет сказки почитать, прислал даже два письма, какие ему хочется в первую очередь, а я ну никак не пойму, что за сказки такие, вот вы сейчас мне и поможете. Это  письмо для детей команды «Домовята»,  а это для команды «Дошколята»  (Отдаёт письма).

( Воспитатели  команд читают письма командам, дети находят ошибки).

Письмо №1

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Лисичка-сестричка и серый конь»
«Маша и крокодил»

Письмо №2

«Волк и 7 тигрят»
«Гуси-вороны»

 «Дарьюшкина избушка»

5 конкурс "Конкурс болельщиков (родителей)" 

Баба-яга. А теперь задания для болельщиков.  Есть у меня заколдованные сказки, их можно узнать только по нескольким предметам. Сейчас посмотрим, как наши болельщики мамы и папы  справятся с этими заданиями.

(Б. Я. предлагает родителям по набору предметов в презентации  угадать сказку).

Воспитатель 2 команды. Дети, давайте ещё отдохнём и поиграем в русскую народную игру "Замри"

6.Русская народная игра "Замри". (Играют обе команды)

Прилетели журавли -      дети показывают руки-крылья

И сказали нам: " Замри" – дети замерли

А кто первый отомрёт – грозят пальчиком

Тот получит шишку в лоб -  хлопают ладошкой в лоб

Не смеяться, не болтать - грозят пальчиком

А солдатиком стоять -  Замирают, опустив руки вниз.

                                    7. Из какой сказки отрывок.

Баба Яга. Есть у меня ещё заколдованные сказки, их можно узнать только по отрывкам.

(Дети прослушивают отрывки из сказок «Колобок», «Репка», «Дрозд, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть»  и называют сказку)

Баба Яга. 

-Молодцы. Давайте посчитаем жетоны. (Считает.) Ой, как много жетонов в каждой команде! Вы молодцы! Отлично справились с заданиями.  Хотите поиграем в игру «Хвост бабы Яги».

Заключительная часть

III.Итог. 

Музыкальная игра «Хвост Бабы Яги»"

(играют обе команды с родителями)

   (Дети сидят на стульчиках, Баба-яга в центре с метлой).

После игры Баба Яга прощается, раздаёт на память каждому участнику жетоны.

Ребята прощаются с Бабой-Ягой, под русскую народную музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по литературному чтению в подготовительной группе Тема занятия: «Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата»

Учить определять поступки героев и соотносить со своими действиями; побуждать детей понимать сюжет; учить анализировать произведение; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произвед...

Тема недели: «Весна – красна » Тема НОД: «В гостях у бабушки Рассказушки ( чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».)

Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Развивать диало...

Сценарий викторины для средней группы " Путешествие по русским народным сказкам"

Приобщать детей к народной культуре- знанию сказок. Активизировать знания детей о русских народных сказках....

Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у сказочных героев" (по русским народным сказкам) (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений детей о народном русском фольклоре на примере сказок, загадок, считалок.Образовательные задачи:- Закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные...

Презентация к конспекту НОД "В гостях у сказочных героев" (по русским народным сказкам) (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений детей о народном русском фольклоре на примере сказок, загадок, считалок.Образовательные задачи:- Закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по лепке «В гости к Мишутке» (по мотивам русской народной сказки «Три медведя»)

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по изобразительной деятельности (лепке) «В гости к Мишутке» (по мотивам русской народной сказки «Три медв...

Викторина для детей дошкольного возраста по русским народным сказкам.

Викторина для детей дошкольного возраста  по русским народным сказкам.Отгадай загадкиОтгадайте загадки про животных и скажите какие животные были в этих сказках, а какие нет.В красных тапочках хо...