Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в музей природы. Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фомина Анастасия Ивановна

Конспект  занятия 

по развитию речи  в  старшей группе

«Путешествие в музей природы. Осень»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_muzey_prirody.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №124

Конспект  занятия  

по развитию речи  в  старшей группе 

«Путешествие в музей природы. Осень»

 

                                                                          воспитатель Фомина А.И.

Калининград

2015г.

        Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.). Растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Помочь детям увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: воду, землю, огонь, воздух. Воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.

Предварительная работа: Наблюдение за природными явлениями на

прогулках и экскурсиях. Рассматривание иллюстраций осенней природы. Рассматривание иллюстраций о жизни зверей в осенний период. Чтение рассказов  и стихов об осени. Беседы по соответствующей теме.

Материал. Репродукции картин на тему осени, стихотворения  П. Синявского, Г. Ладонщикова «Поздняя осень», осенние листья разных оттенков цвета, веточки от деревьев, сосновые и еловые шишки.

         Литература:

  1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: «Просвещение», 2005г.
  2. Окружающий мир. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2008г.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

                                       Интересная игра сегодня у нас,

                                       К ней готовился каждый из вас.

                                       Собирайся, детвора,

                                       Путешествовать пора!

  1. Основная часть занятия. Ребёнок читает стихотворение.

                                     Ветерок с берёзкой шепчется,

                                       На траве блестит роса.

                                       Нам с тобой земля-волшебница

                                       Снова дарит чудеса.

                                       Миллион чудес загадочных

                                       Мы встречаем каждый час,

                                       Словно самый добрый сказочник

                                       Сочиняет их для нас.

                                                                                                П. Синявский

        Воспитатель. Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что, мы отправляемся в музей – музей природы.

- Что такое музей?  (Место, где хранятся какие-то очень важные вещи, предметы.)

- Как вы думаете, что хранится в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.)

- Всем ли будет  интересно в музее природы? Каждый ли сможет удивиться богатству этого музея? (Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.)

Кажется, что в нашей группе все ребята именно такие, и значит – в дорогу.

Воспитатель. Ребята, нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете.

Каждое время года украшает её своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.

Узнавать природу и любоваться ею – очень сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного зала – природы Осени.

- Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)

- Молодцы, а теперь давайте помолчим и прислушаемся к Осени.

- Какие звуки вы слышите? Чем наполнен осенний воздух? (Дети называют звуки, характерные для осенней природы: шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя и др.).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все осенние звуки услышали.

- А кто может объяснить: почему гнездо ласточек опустело? (Ласточки улетели.)

- Почему же ласточкам пришлось покинуть такую красивую осеннюю землю? (Стало холодно, они улетели в тёплые края.)

- Какими словами можно охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, туманный, зябкий.)

Воспитатель. Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали – совсем холодно стало. Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.

Ребёнок. Я здоровье берегу,

                Сам себе я помогу!

Упражнение «Листья осенние в небе кружатся».

                                            Дует, дует ветер,

(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачивание туловищем вправо-влево.)

                                           Дует, задувает,

                                           Желтые листочки

                                           С дерева срывает.

                                           И летят листочки

                                           С ветки на дорожки,

(Движение руками сверху вниз.)

                                          И бегут по листьям

                                          Маленькие ножки.

(Легкий бег на месте.)

                                         Мы с тобой гулять пойдем

(Шаг на месте.)

                                         И листочки соберем.

(Присаживаются, наклоняются, «собирая» листочки.)

Воспитатель. Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.

- Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (Дети высказываются по заданной теме.)

Игра «От какого дерева листочек?»

Педагог показывает листок от какого-либо дерева, а дети должны назвать от какого дерева этот лист.

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

После демонстрации листочков лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.

- Чем эти растения отличаются от всех остальных. (Ответы детей)

Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас лишь проверим, хорошо ли вы знакомы с этими породами.

Дети сравнивают ветви ели и сосны по внешнему виду,  семенам, хвоинкам.

Воспитатель читает стихотворение.

                                                      Поздняя осень

                                    У берега несмело ложится тонкий лёд

                                    Печально туча серая по дну пруда плывет.

                                    Суровой дышит осенью прозрачная вода.

                                    Деревья листья сбросили, встречая холода.

                                                                                                       Г. Ладонщиков

        - Кто может сказать, какая же осенью вода в реке, озере? Хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (Холодная, серая, неприветливая, зябкая.)

        - Только ли в речке или озере мы можем увидеть воду осенью? ( В дожде.)

        - Что нам нужно, если вдруг пойдет дождь? (Ответы детей)

        Воспитатель. Да, под зонтиком нам нестрашен никакой, даже самый сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей подходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь.)

        Подумайте, ребята, и скажите, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья деревьев создают ощущение, что лес весь светится, горит.)

3.Творческая работа. Воспитатель. В каждом музее есть книги отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, что не понравилось.

        Предлагаю вам тоже оставить такую запись. Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного леса. Дети создают картину горящего леса с помощью вырезанных заранее листиков из цветной бумаги.

        В итоге получается картина красок осени.)

4.Заключительная часть. Воспитатель. Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: 1.Расширять представления детей о живой природе родного края. 2.Развивать связную речь и н...

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »

Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

Методическая разработка по Петербурговедению в подготовительной группе "Путешествие по Русскому музею"

приобщение детей к изобразительному искусству, формирование интереса к музеям Санкт-Петербурга....