Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Заяц в русских сказках"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Машихина Надежда Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе комбинированной направленности

на тему

«Заяц в русских сказках»

Воспитатель: Машихина Н. И.

Цель: демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать интонационную выразительность речи;

-совершенствовать умение строить полные и выразительные ответы.

Развивающие:

-развивать мышление, творческое воображение, связную речь;

-учить сравнивать образы зайца из разных произведений;

-упражнять в образовании притяжательных прилагательных, существительных с суффиком – ищ.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал и оборудование:

Иллюстрации к сказке «Заяц хваста», которые прикрепляются на фланелеграф; фланелеграф; игрушки: заяц, волк, лиса; картинки для Д/И «Чей, чья, чье?»

Предварительная работа:

-чтение «Сказки про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;

-рассматривание иллюстраций к сказке;

-отгадывание загадок о диких животных.

Ход НОД

1. Организационный момент.

В: Ребята, к нам сегодня пришел гость. А кто пришел, вы угадаете из загадки.

Всегда справляюсь очень ловко

С сочной свеженькой морковкой.

А еще люблю капусту,

Зря меня считают трусом.

Притаюсь я на опушке,

Ушки вечно на макушке.

Как зовусь я, угадаешь?

Ну, конечно, это…(заяц).

В: Правильно ребята, к нам в гости пришел заяц, да не один. Он с друзьями: волком и лисой. Волк, лиса и заяц хотят с вами поиграть.

2. Д\И «Чей, чья, чье?»

В: «Чьи это уши? Чей это хвост? Чья это лапа?»

Сначала играем с волком, потом с лисой, затем с зайцем.

В: А вот и сам заяц. Он прибежал из сказки. Как в сказках называют зайца? (Зайчишка, зайчонок, зайчишка – трусишка).

В: Молодцы ребята. Как вы думаете, из какой сказки прибежал к нам заяц? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? (Колобок, Теремок, Рукавичка).

В: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из «Сказки про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

3. Беседа по «Сказке про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

В: Давайте вспомним, каким изображен заяц в начале сказки? Как он хвастался? (…И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!).

-Как вы думаете, в самом начале верили ли другие звери зайцу хвастунишке? (Подтвердить текстом. «Хихинукили молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись уже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов).

-Что случилось, когда заяц увидел волка?

-Что сделал волк?

-Почему все звери поверили, что заяц напугал волка?

-Был ли заяц храбрым на самом деле?

В: А теперь, ребята, немного отдохнем.

4.Физминутка.

Встали зайцы на пеньки,

Приподнялись на носки. (Руки на пояс, подняться на носки).

Спины чуть прогнули,

Лопатки все сомкнули. (Прогнуться, сомкнув лопатки).

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят. (Руки на пояс, повороты туловища вправо, влево).

Руки в стороны подняли,

И наклоны делать стали. (Наклоны вперед).

Зайцы волка увидали, (Руки – козырьком, посмотреть слева на право).

И с лужайки убежали. (Убегают на места).

В: Я знаю еще одну сказку про зайца. В этой сказке он говорит о себе, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. (Попросить детей повторить цитату, выделяя слова с суффиксом –ищ).

В: Какие по величине у зайца усы, лапы, зубы? (Большие). Значит если мы добавим к слову – ищ, то предмет станет большим.

5. Рассказ сказки «Заяц Хваста» с показом наглядных персонажей на фланелеграфе.

6.Беседа по сказке.

-Почему сказка называется «Заяц Хваста?»

-Покажите как хвастался заяц?

7.Драмматизация диалога зайца с теткой вороной.

-Как ворона ругала зайца за хвастовство?

-А как он потом помог вороне?

-Какой заяц в этой сказке? (В начале – хвастун, затем при встрече с тетушкой вороной – трус, а в конце – храбрец).

- Покажите, какой заяц был в начале сказки?

8.Пантомимический этюд «Хвастовство»

На лице улыбка, смотреть прямо перед собой, грудь выпячена вперед.

В: Был ли этот заяц трусишкой, как тот, из первой сказки?

-Когда же заяц оказался храбрым? ((Когда помог вороне – спас ее от собак).

9.Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, (Соединять большие пальцы рук с каждым пальцем поочередно).

Заяц уши оттопырил. (Показать «уши» пальцами).

Вот он серый волк, волк, (Ритмично соединять прижатые пальцы с большим).

Он зубами щелк-щелк. (Ритмично соединять прижатые пальцы с большим).

Зайка я, и он, и ты, (Соединять большие пальцы рук с каждым пальцем поочередно).

Быстро спрятались в кусты. (Скрестить руки и раздвинуть пальцы – «Кусты).

10.Итог занятия. Воспитатель еще раз обсуждает с детьми – чем похожи зайцы, герои этих сказок, и чем они отличаются. (Оба хвастунишки, но один трусливый, а другой – храбрец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки «Морозко»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ русской народной сказки  «Морозко»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Финист - Ясный сокол"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "пересказ русской народной сказки Репка"

Цель занятия: совершенствовать монологическую речь детей.Задачи:Образовательная: учить детей пересказывать знакомую сказку связно и последовательно, используя сказочные повторы.Развивающая: побуждать ...