Конспект НОД воспитателя с детьми 5- 6 лет по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ. «Осенняя сказка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Плуталова Татьяна Владимировна

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. Акти­визировать мышление детей. Упражнять детей в умении рассказывать о времени года (осень) с  использованием наглядных пособий ТРИЗ, связно с логической  последовательностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  5- 6 лет по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ.

Тема: «Осенняя сказка»

Программные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:

  • Совершенствовать речевой слух.
  • Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

Словарная работа:

  • Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем мире,
  • Расширить словарь признаков по теме: «Осень».
  • Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

Грамматический строй речи:

  • Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
  • Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. 

Развитие связной  речи:

  • Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
  •  Активизировать мышление детей,
  • Упражнять детей в умении рассказывать о времени года (осень) с    

 использованием наглядных пособий, связно с логической  последовательностью.

Словарная работа: листопад, дождливая осень.

Оборудование: мяч, листья разных цветов, жёлуди, шишки, кукла –осень, музыкальное произведение  П.И. Чайковского  «Осенняя песня, волшебная палочка,.  

Ход занятия:

Под музыку  П.И. Чайковского  «Осенняя песня»

Появляется Кукла Осень. Кукла рассказывает сказку детям «Сказка про осень»

Маленькая осень была на самом деле маленькой. Но все же довольно большой, чтобы отправить ее на работу. Осени сообщили, что она уже довольно подросла, чтобы получить свое первое серьезное задание. И небольшую осень отправили в небольшой городок. Осень очень перепугалась. Ее, конечно же, обучали всему, что должна знать каждая осень, однако вдруг оказаться одной в чужом городе. И маленькая осень села на скамейку в парке и чуть-чуть поплакала крошечным осенним дождиком. Потом она успокоилась, вытерла нос и вздохнула. Тучки над ее головой расползлись в различные стороны и солнце снова засияло в синем небе. Надо было с чего-то начинать. Осень вздохнула и вытянула из кармана баночку с осенними мыльными пузырями. Легкий выдох - и по городу поплыли легкие радужные пузыри, серебристые паутинки и нежный запах влаги, опавших листьев и дымка из печных труб. А утром в кронах деревьев появились  брызги желтых листьев и сонные осенние мухи грелись на подоконниках в первых лучах уже чуть-чуть побледневшего солнца.

            Дети давайте вместе вспомним приметы осени. (Дети называют). А теперь посмотрим, все ли приметы осени вы назвали? Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном. На экране появляются видео, демонстрирующие приметы осени.

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью,

когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер – ветреная

Холодно – холодная

Пасмурно – пасмурная

Сыро – сырая

Хмуро – хмурая

Ясно - ясная

Туман - туманная

Прием «Другая точка зрения».

Воспитатель: А еще в сказках предметы могут разговаривать. Давайте волшебной палочкой оживим предметы в группе и послушаем, о чем они говорят, давайте Осень начнёт первой. (Я листочек, люблю солнышко и ветерок). Теперь вы дети, называете, я касаюсь палочкой и вы говорите.

Воспитатель дотрагивается до различных предметов, а дети от их лица рассказывают: что эти предметы любят, чего хотят, чего боятся, с кем дружат и т. д. Примеры: желудь, шишка, листочек, семечки, растения и др.

     Физкультминутка «Времена года».

Воспитатель предлагает детям вспомнить времена года, их характерные признаки и придумать, какими движениями можно изобразить разные времена года. Например: зимой холодно — нужно «греться», весной распускаются цветы, осенью улетают птицы, идет дождь — нужно «прятаться под зонтиком», летом жарко — можно «позагорать», «искупаться».

Воспитатель называет команды в произвольном порядке, дети должны соответственно реагировать.

Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру. 

Встают в круг.

Дидактическая игра «Подбери слова».  «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

– Листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают

– Дождь осенью (что делает) – дождь осенью идет.

– Урожай осенью (что делают) – урожай осенью убирают.

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Воспитатель: Рассядемся на пригорке, да расскажем чистоговорку:

Ца-ца-ца - осень у крыльца.

Воспитатель разучивает с детьми чистоговорку в медленном темпе. Затем предлагает произнести ее с различными интонациями: удивленно, восхищенно, с пренебрежением, с удовольствием. Следует обращать внимание на то, чтобы при произношении они представляли себя в действии.

Игра “Черное-белое”. Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Осень”. Хорошо – Красивый листопад, сбор урожая. . . Плохо – холодно, грязь, идёт дождь . . . и т.д.)

 Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты: 
Птички- певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - ты спросил.
Осень, осень, осень.

Итог занятия: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что мы сегодня обсуждали с вами? Давайте попрощаемся с нашей гостьей. Она вам на прощание дарит вот такие красивые картинки, которые вы можете разукрасить дома или в группе по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ

Цель:  Продолжать обогащать активный словарь детей , развивать звуковую культуру речи, грамматический строй . Систематизировать знания детей о предметах окружающей действительности, развивать асс...

Конспект НОД в младшей группе по познавательному и речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ – технологии

Цель: формирование у детей знаний о природе.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеразвивать мышление, умение выделять признаки путем сравнения.расширять представления о приро...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...