Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Горелова  Елена  Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области                     «Детский сад «Березка»

Конспект НОД по речевому развитию с использованием
элементов ТРИЗ в подготовительной группе.                    

                                                   

                                   Подготовила:

 Горелова Е.И.,

                                                                      воспитатель первой

                                                         квалификационной категории

                                                       

2018г.

Тема: «Магазин игрушек»

Интеграция образовательных областей:  «Речевое  развитие», «Познавательно развитие».

Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников

Задачи:

1. Образовательные:

- учить детей составлять загадки, опираясь на модель;

- с помощью набора картинок упражнять в умении анализировать и сравнивать различные предметы;

- искать образные сравнения.

2. Развивающие:

          - развивать творческую речевую деятельность;

          - развивать наглядно - образное и элементы логического мышления;

          - развивать произвольное внимание.

3. Воспитательные:

          - воспитывать умение выслушивать загадки сверстников;

          - замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их.

Оборудование: Предметные картинки с изображением игрушек. Ширма. Игрушки: мишка, кукла, телефон, дудочка, мяч, скакалка, собачка, машина, трактор. Таблицы с изображением  модели составления загадок.

Ход НОД

Этапы деятельности

Педагог

Дети

Методы и приемы

Вводный

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!»

Здравствуйте.

Мотивирующий

Ребята вы знаете, меня пригласили на День рождения к девочке вашего возраста. А я не знаю, что ей подарить вы можете мне помочь выбрать подарок? А где мы его можем выбрать?

Да, правильно.

Давайте отправимся в магазин игрушек.

Посмотрите куда мы с вами пришли? Что это за игрушки? Когда играли с такими игрушками. Какие были игрушки?

Игрушки были деревянные, глиняные, соломенные.

Они были неуклюжие, но очень красивые. Здесь мы можем выбрать подарок для девочки?

Что нам теперь делать?

Давайте пойдем в другой магазин игрушек.

Но сначала  давайте поиграем в игру.

Скажите это хорошо, когда дарят новую игрушку?  А как ты думаешь Ваня?

Что может быть плохо, когда дарят новую игрушку? Почему?

Мы пришли с вами в магазин, но вот беда. Реклама в магазине какая-то непонятная. Какие игрушки, в каком отделе продают, неясно. Что нам делать?                                       Давайте превратимся в волшебников «Деления» и распределим игрушки по отделам. Возьмите в руки (мысленно) видеокамеру и снимите на неё по одной игрушке.

Назовите, что вы видите в глазок камеры.

Не повторяйте, то, что уже назвали другие дети до вас

Да.

Купить в магазине игрушек, сделать самим.

Это  старинные игрушки?  Ими играли давно.

Игрушки были деревянные, глиняные, соломенные.

Да. Нет, надо пойти в другой магазин игрушек.

Игрушка нравиться, игрушка красивая, может быть она мягкая, приятная. Можно с ней интересно играть и т. д.

Может быть опасной, острой, непрочной, бьющейся, игрушка не нравиться т. д.

Я вижу мягкого медвежонка

-Я снял на камеру звонкую дудочку

-Здесь нарисован мобильный телефон

Проблемная ситуация

Вопросы.

Наглядный метод: демонстрация презентации «Игрушки прошлого» (использование ИКТ)

Игра «Хорошо-плохо». (ТРИЗ)

(учить находить в одном и том же, действии плохие и хорошие стороны).

Беседа, вопросы

Основной – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ

Теперь превращайтесь в волшебников « Объединения». Эти волшебники всё объединяют, они узнают, что с чем связано. Расскажите, как игрушки связаны между собой. Изобразим эти связи линиями. (Дети называют и соединяют линиями на плакате)

Саша как ты думаешь, правильно он ответил?

Мишка связан с собачкой – они мягкие игрушки и животные.

Мячик связан со скакалкой – это предметы для занятий физкультурой

Наглядный метод: вывешивается плакат с рисунками игрушек

А теперь давайте  под музыку потанцуем как кукла, попрыгаем  как мячики, полетаем как самолет.

игровой прием  — имитация  движения

Ребята мы совсем забыли, зачем мы пришли в магазин?

Выставляется  полочка с игрушками.

Представьте, что вы ходите по магазину туда-сюда, внимательно смотрите на игрушки, как бы присматриваетесь, притрагиваетесь к ним. Что-то чувствуете, что-то слышите. Нравятся они вам? Какую игрушку вы посоветуете мне купить для подарка девочки?

Хорошо, спасибо. Но здесь написано, чтобы купить игрушку надо придумать загадку. А вы умеете составлять загадки?

А хотите научиться?

Выбрать подарок для девочки.

Куклу, машину, телефон и т.д.

.

Нет.

Да

Решение проблемной ситуации.



Вы выбрали  игрушки? (Кукла, мячик) Мы будем составлять  загадку с помощью модели – таблицы.         В левой части таблицы пишем первые буквы или рисуем названные характеристики, в правой – зарисовываем названный предмет.

Модель 1

На что похоже?

Чем отличается?

На девочку

Но не живая

На плачущего ребёнка

Но без горючих слёз

На спящего ребёнка

Но не дышащий

На красивую, весёлую принцессу

Но нет улыбки

Давайте соединим левую часть с правой, подставляя слова «как», «но не». Наша загадка о кукле:

Похожа на девочку, но не живая

Умеет плакать, но без горючих слёз

Умеет спать, но не дышит

Красивая, весёлая как принцесса, но не улыбается.

Да

Похожа на девочку, но не живая

Умеет плакать, но без горючих слёз

Умеет спать, но не дышит

Красивая, весёлая как принцесса, но не улыбается.

 

методика А.А.Нестеренко

составление загадок

Составим загадку про мячик.

Модель 2

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Прыгает, скачет

Озорной зайка

Катится

Колесо

Надувается

Воздушный шар

(Дети рисуют)

Между словами в столбиках вставляем слово «как».

Читаем что  у нас получилась:

 Прыгает и скачет, как озорной зайка

Катится, как колесо, надутый, но не воздушный шар.

(мяч).

Ребята спасибо вы помогли мне выбрать подарок.

Рефлексия

Ребята чем мы сегодня занимались? Что мы делали и для чего? Вы научились придумывать загадки?  Что понравилось?  Мы вспомнили, с вами какие были игрушки раньше, дети их любили, играли с ними, берегли.

И вы берегите свои игрушки.

 А как вы представляете игрушку будущего? Нарисуйте её дома.

помогали выбирать подарок, играли, придумывали загадки.

вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием приёмов сказкотерапии в подготовительной группе «Злой принц»

Увлекательное путешествие в сказку с использованием приёмов сказкотерапии и театролизованной деятельности, которое помогает детям быть добрее и внимательнее к своим сверстникам....

Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ  в подготовительной   группеТема: ««Встре...

Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ  в подготовительной   группеТема: ««Встре...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР по речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ

Цель:  Продолжать обогащать активный словарь детей , развивать звуковую культуру речи, грамматический строй . Систематизировать знания детей о предметах окружающей действительности, развивать асс...

Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной группе.

Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной группе. Воспитатель: Паршина А.П. ГБДОУ детский сад № 106 Тема: «Зимние з...