Конспект занятия «Что такое снег?» с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: закреплять представления о свойствах снега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_elementami_triz_chto_takoe_sneg.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Что такое снег?»

 с использованием элементов ТРИЗ

в подготовительной группе.

Цель: закреплять представления о свойствах снега.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с молекулярной теорией на основе «метода маленьких человечков». Закреплять представления о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ, их взаимодействии.

- Продолжать формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

- Формировать навыки работы со схемами, навыки моделирования.

- Учить по ходу обсуждения корректировать высказанные идеи, анализировать их.

- Учить находить в одном и том же предмете плохие и хорошие стороны. Подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

- Учить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место объекта (снега).

Развивающие задачи:

- Развивать внимание, память, логическое мышление.

- Развивать познавательный интерес.

- Формировать поисковую активность.

- Развить речь и творческого воображения.

Воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества.

- Воспитание любви к окружающему миру

Материал для занятия: игрушечный снеговик, снег, кусочки льда, ёмкость с водой комнатной температуры, электрический чайник, карточки «Маленькие человечки», колокольчик, карточки с картинками для таблицы: снежинки, сугроб, капли воды, солнце, вода, воздух, снеговик, горка и т.п.

Методы и приемы: «Системный оператор», «Хорошо – плохо», ММЧ, игровой, практический, наглядный, словесный, мозговой штурм.

Ход занятия.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился… (снеговик)

Правильно. К нам сегодня пришел в гости Снеговик.

Снеговик. Здравствуйте, ребята. Я очень рад встрече с вами. Только жалко, что мы с вами можем видеться только зимой. Дети вы любите зиму? Скажите, что вам нравиться зимой? (ответы детей)

Дети. Катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, больше всего лепить снеговиков.

Снеговик. Ребята, вы, конечно, знаете из чего я сделан?

Дети. Из снега.

Снеговик. Правильно. А вы много знаете о снеге? Кто-нибудь задумывался, что такое снег и зачем он вам нужен? Давайте, все вместе рассмотрим, что такое снег?

На наводящие вопросы воспитателя, совместно составляют таблицу

«Что такое снег?» с использованием картинок.

Как образуется?

Что это?

Развитие во времени.

Что будет со снегом?

Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Ветер уносит тучу далеко от того места, где испарилась вода из океана, где в воздухе родились снежные звездочки.

Снег — это природное явление. Снег можно увидеть только зимой. Он покрывает землю белым блестящим ковром.

Снег боится тепла: солнца. Снег может превратиться в воду.

Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод.

Снег

Снег ранней весной становиться грязным.

Из морей и океанов постоянно образуется вода.

Снег — это много, много снежинок.

А снежинка – это тоненькая льдинка, в ней много воздуха, поэтому она очень легкая и медленно падает.

Можно сделать снеговика, горку, снежную крепость и т.п.

Воспитатель. Что умеют делать снежинки?

Дети. Снежинки умеют летать, кружится, падать, таять.

Снеговик. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, метель. По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. Лучи света отражаются от снежинки и рассеиваются, поэтому снег белый. Снежинки в солнечный морозный день красиво блестят. Это лучи солнца отражаются от них и дают такой блеск.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете почему снег хрустит? (ответы детей) Когда мы идем в морозный день по снегу, он хрустит. Оказывается, тонкие твердые снежинки трутся друг об друга или ломаются пол тяжестью наших ног, а ломается их очень много, поэтому звук становится громким.

Воспитатель. Ребята, скажите мне, какая снежинка?

Дети. Легкая, пушистая, мягкая, искристая, белая, красивая, серебристая, блестящая, сверкающие, крупные, крохотные, холодные, легкие и т. д.

Снеговик. Ребята, хотите, я расскажу вам сказку, которую вы еще не слышали? Сказка про маленьких человечков. Слушайте внимательно.

     Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. (показ карточки)

     Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево», - говорили все вокруг. «Что это с нами случилось», - удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. (показ карточки)

      «Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями», - сказали человечки.

         А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. (показ карточки)

Воспитатель. Ребята, вам понравилась сказка Снеговика? А я хочу узнать, кто был внимательным. Что случилось с маленькими человечками, когда они крепко взялись за руки?

Дети. Они превратились в твердые предметы.

Воспитатель.  Почему маленькими человечки превратились в жидкость?

Дети. Потому что они перестали держаться за руки.

Воспитатель.  Почему маленькими человечки превратились в дым, пар?

Дети. Маленькие человечки не хотели стоять рядом и стали бегать.

Воспитатель (обобщает). Так теперь и живут маленькие человечки: в твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду). В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Снеговик. Ребята, вы уже сказали, что снег — это вода. Давайте попробуем снег представить из маленьких человечков.

Воспитатель (показывает лёд). Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?

Дети.  В морозную погоду вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.

Воспитатель. Молодцы. Правильно.

Воспитатель даёт потрогать лёд или снег детям.

Воспитатель. Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?

Дети.  Когда лёд нагрелся он растаял. Человечки стали не совсем дружными, они расцепили руки. Жидкими.

Воспитатель нагревает электрический чайник, показать, как идёт пар.

Воспитатель. Что произошло с водой? Что произошло с человечками?

Дети. Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.

Воспитатель. Так из каких человечков может состоять снег?

Дети. Из твёрдых, жидких и газообразных.

Снеговик. Молодцы! Вы правильно определили свойства предметов. Хотите теперь сами побыть маленькими человечками? Я буду называть вам объект, а вы выполняйте движения, которые соответствуют человечкам – двигайтесь врассыпную, отдельно друг от друга, или становитесь плечом друг к другу, или крепко беритесь за руки.

Подвижная игра «Маленькие человечки».

 Под звон колокольчика дети бегают.

Воспитатель говорит:

Лёд - дети берутся за руки.

Снег – держаться за руки, но на расстоянии.

Вода - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями.

Воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами.

Воспитатель. Ребята, скажите снег — это хорошо или плохо. Давайте сейчас с вами это выясним.

Игра «Хорошо – плохо». По наводящим вопросам воспитателя,

дети делают выводы.

Объект: снег

«Плюсы»

«Минусы»

Можно кататься на санках и на лыжах.

Можно по снегу поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.

Можно лепить снежную бабу. Можно строить крепость из снега.

Снегопад заметает дорогу.

Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.

Можно замерзнуть от холода.

Можно играть в снежки.

Можно заболеть, если его съесть или долго на нем лежать.

Можно наблюдать за снегопадом.

Если начинает таять, то происходит наводнение.

Снег приносит большую пользу растениям. Он укрывает собой землю, согревая ее. Под снегом не вымерзает трава. Мелкие зверюшки согреваются в своих норках.

Намокают вещи и обувь на прогулке.

Снеговик. Какие вы молодцы! Теперь вы еще больше узнали о снеге. Мне было с вами интересно, но надо уходить или иначе я растаю. До свидания, ребята.

Воспитатель. Вам понравилось занятие?  Что мы сегодня делали? А что вам больше всего понравилось? А что было самое сложное? Что бы вы хотели узнать еще? (ответы детей)

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехнологии в подготовительной группе "Поход с Иванушкой в тридевятое царство"

Данное занятие помогает развивать связную речь, последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу...

Конспект занятие по физической культуре с использованием ИКТ для подготовительной группы

Расширять представления детей о разных видах спорта, о названиях спортивных объектов в городе и спортивных атрибутах.Задачи урока (классного часа, внеклассного мероприятия, занятия):Развивать и з...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Программное содержание.Образовательные задачи:- Обобщить представление о признаках осени, её харак...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

Тема: «Как хорошо мы знаем сказки!» Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые...

Занятие по развитию речи с использованием элементов биоэнергопластики (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи с использованием элементов биоэнергопластики (подготовительная группа)...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе на тему "Веселое приключение"

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:·  развитие умения работать с мнемотаблицами.&m...