Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Неткачева Елена Сергеевна

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

 

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Обобщить представление о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать умение рассказывать по мнемотаблицам.

- Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

- Обобщить представления о признаках осени и её характерных особенностях.

- Совершенствовать грамматический строй речи. 

 

Развивающие задачи:

- Развивать умение составлять рассказ.

- Развивать внимание, память.

- Развивать общую моторику и координацию движений.

 

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля.

- Воспитывать любовь к природе.

 

Словарная работа: дать определение осени (ранняя, золотая, поздняя, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, задумчивая, интересная, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

 

Методические приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

 

Оборудование: игрушка ёжик, мячики Су-Джок, карточки для составления рассказа (мнемотаблица).

 

Предварительная работа.

Рассматривание с детьми картинок на тему «Осень».

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Обучение работе по мнемотаблицам.

 

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

 

 

 

Ход занятия:

 

Организационный момент.

Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер, дождь...)

 

Появляется Ёжик (игрушка), и просится погреться.

Дети приглашают его поиграть с ними.

 

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с мячиком Су-Джок.

(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су-Джок между ладонями).

 

Воспитатель: Ребята, ёжик, не поймет, почему так похолодало на улице?

Дети: Потому что, сейчас время года осень.

Воспитатель: Давайте расскажем ежику о приметах осени, и вспомним осенние месяцы. (Побуждать отвечать полными предложениями)

 

Воспитатель: Сколько месяцев длится осень?

Дети: Осень длится три месяца.

Воспитатель: Какой первый месяц осени? Второй..? Третий..?

Дети: Первый месяц осени сентябрь.

          Второй месяц осени октябрь. Третий - ноябрь.

 

Воспитатель: А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей:

- На улице стало холодно, люди тепло одеваются.

- Часто идут холодные, моросящие дожди.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

- На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.

- Птицы собираются стаями и улетают на юг.

 

Игры с ёжиком.

 

Дидактическое упражнение «Исправь предложение».

(работа с деформированными предложениями)

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

 

Дидактическое упражнение «Угадай слово».

Ветер дует, а ветры ….                     

Птица улетает, а птицы…

Лист желтеет, а листья…

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

 

Дидактическое упражнение «Какой листочек».

Воспитатель: Я называю дерево, а вы называете листок этого дерева.

Дуб – дубовый

Клен – кленовый

Осина – осиновый

Рябина – рябиновый

Береза – березовый

Тополь – тополиный

Калина – калиновый

 

Физминутка. «Мы листики осенние».

Мы листики осенние

На дереве сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил

И на землю опустил.

 

Дидактическое упражнение «Помоги ёжику составить рассказ».

Составление связного рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы.

 

Воспитатель: Давайте поможем ёжику составить рассказ об осени.

 

Дети по очереди составляют рассказ об осени, опираясь на карточки-схемы.

 

Итог:

Ежик: Ребята, вы такие молодцы, составили интересный рассказ об осени!

Воспитатель: А ещё они с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили.

(Дети вспоминают, и воспитатель подводит итог)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi._osen.docx149.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.

Тема: «Оень»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- Обобщить представление о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать умение рассказывать по мнемотаблицам.

- Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

- Обобщить представления о признаках осени и её характерных особенностях.

- Совершенствовать грамматический строй речи. 

Развивающие задачи:

- Развивать умение составлять рассказ.

- Развивать внимание, память.

- Развивать общую моторику и координацию движений.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля.

- Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: дать определение осени (ранняя, золотая, поздняя, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, задумчивая, интересная, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая).

Методические приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Оборудование: игрушка ёжик, мячики Су-Джок, карточки для составления рассказа (мнемотаблица).

Предварительная работа.

Рассматривание с детьми картинок на тему «Осень».

Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Обучение работе по мнемотаблицам.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

Ход занятия:

Организационный момент.

Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер, дождь...)

Появляется Ёжик (игрушка), и просится погреться.

Дети приглашают его поиграть с ними.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с мячиком Су-Джок.

(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су-Джок между ладонями).

Воспитатель: Ребята, ёжик, не поймет, почему так похолодало на улице?

Дети: Потому что, сейчас время года осень.

Воспитатель: Давайте расскажем ежику о приметах осени, и вспомним осенние месяцы. (Побуждать отвечать полными предложениями)

Воспитатель: Сколько месяцев длится осень?

Дети: Осень длится три месяца.

Воспитатель: Какой первый месяц осени? Второй..? Третий..?

Дети: Первый месяц осени сентябрь.

          Второй месяц осени октябрь. Третий - ноябрь.

Воспитатель: А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей:

- На улице стало холодно, люди тепло одеваются.

- Часто идут холодные, моросящие дожди.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

- На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.

- Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Игры с ёжиком.

Дидактическое упражнение «Исправь предложение».

(работа с деформированными предложениями)

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

Дидактическое упражнение «Угадай слово».

Ветер дует, а ветры ….        

Птица улетает, а птицы…

Лист желтеет, а листья…

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

Дидактическое упражнение «Какой листочек».

Воспитатель: Я называю дерево, а вы называете листок этого дерева.

Дуб – дубовый

Клен – кленовый

Осина – осиновый

Рябина – рябиновый

Береза – березовый

Тополь – тополиный

Калина – калиновый

Физминутка. «Мы листики осенние».

Мы листики осенние

На дереве сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил

И на землю опустил.

Дидактическое упражнение «Помоги ёжику составить рассказ».

Составление связного рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: Давайте поможем ёжику составить рассказ об осени.

моя мнемотаблица.jpg

Дети по очереди составляют рассказ об осени, опираясь на карточки-схемы.

Итог:

Ежик: Ребята, вы такие молодцы, составили интересный рассказ об осени!

Воспитатель: А ещё они с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили.

(Дети вспоминают, и воспитатель подводит итог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Эки карам айучак»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе "В поисках сокровищ"

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохраниение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

Использование мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»  Развитие речиИспользуемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы)Цель: углублять, ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

Тема: «Как хорошо мы знаем сказки!» Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе на тему "Веселое приключение"

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:·  развитие умения работать с мнемотаблицами.&m...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе "Веселое приключение"

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление....