Конспект по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Терёшина Елена Александровна

Конспект интегрированной образовательной деятельности по   познавательному развитию  с использованием элементов ТРИЗ

 в подготовительной   группе

Тема: ««Встреча с тремя королевами» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teryoshina_e.zanyatie.docx976.19 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Cth\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.048\3.jpg

            Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк»  МБОУ «Северная СОШ»

Встреча с тремя королевами.

(конспект непрерывной образовательной

деятельности по   познавательному развитию

с использованием элементов ТРИЗ

в подготовительной   группе)

Подготовила и провела:

воспитатель

Терёшина Е.А

с.Северное 2017

Цель:

Формировать у детей основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.

Образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира по признакам принадлежности к природному или рукотворному миру.
  • Продолжать учить детей устанавливать связи между объектами и их принадлежность к группе по определенным признакам.
  • Продолжать учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.
  • Продолжать учить детей задавать «сильные» (сужающие поле поиска) вопросы в игре «Да-нет».

Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать связную речь, навыки коммуникации.
  • Развивать воображение, память и образное мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Развивать умение слушать  собеседника.
  • Воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений.

Предварительная работа:

  • Рассказ  о трех королевах : Рукотворного мира, Живой природы и Неживой природы.
  • Проведение дидактических игр: «Королевы и их подданные», «Секрет черной коробки» (методика ТРИЗ).
  • Проведение малоподвижной игры «Маленькие человечки» (методика ТРИЗ).
  • Изготовление с детьми схемы «Как устроен мир» (методика ТРИЗ).

Оборудование и материалы:

Схема «Как устроен мир», пособие «Домик признаков», две корзинки с набором предметов (объекты рукотворного мира, живой и неживой природы), черная коробка, изображение секретного объекта (слона), проектор, слайды с изображением трех королев и земного шара.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, беседа с детьми, работа малыми группами, работа в парах, демонстрация слайдов, игра, анализ, беседа детей с гостями., сравнительный анализ.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Организационный момент.

 

Приветствие.

Сюрпризный момент.

Целеполагание.

- Ребята ,посмотрите, как много у нас гостей. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?

-Да

- Воспитатель. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им то что не принадлежит нам(наши улыбки).

-Ребята, но это ещё не все гости.

– Сегодня к нам обещали прийти гости из волшебной страны. Но где же они вы их не видите?   (раздаётся музыка) Что это такое? Откуда появились колокольчики? Кто это? 

- Какая неожиданность! Ребята, а вы узнали кто это

 -Да, это ведь наши знакомые три королевы – Королева рукотворного мира, Королева живой природы и Королева неживой природы. Они уже приходили к нам в гости».

-А посмотрите на них внимательно! Они сегодня очень грустные. И я даже знаю – почему. Все их подданные перепутали  свои королевства и не могут найти дорогу домой. Вот с такой проблемой пришли к нам королевы. А мы можем помочь всем жителям трех королевств вернуться домой?»

-Да, конечно. Мы обязательно поможем подданным вернуться домой.

В групповую комнату заходят дети и встают полукругом.

Улыбаются гостям.

(Дети замечают на стене изображение трех королев).

Дети стоят и отвечают на вопросы воспитателя.

 

2.Основная часть.

Дидакти-

ческая

 игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель показывает детям заранее приготовленные две корзинки с набором предметов (объекты рукотворного мира, живой и неживой природы).

- А вот и подданные наших королев. Ребята, давайте подумаем, как нам помочь королевам!

-Мы знаем, как устроен мир. Мы знаем, как можно разделить  все объекты  материального мира. У нас есть схема строения мира, которую мы изготовили сами. С ее помощью мы и отправим всех жителей домой.

-Я совершенно с вами согласна. Нам поможет схема строения мира. У нас с вами две корзинки. Давайте разделимся на две группы. Первая группа – это дети, у которых есть воротнички. А вторая – дети, у которых есть  резинки  в волосах.

-Вот каждой группе по корзинке. Расселяйте жителей по своим королевствам.

-А теперь давайте с вами посмотрим, никто ли не заблудился из подданных  трех королев, все ли правильно нашли свой дом.

Воспитатель вместе с детьми анализирует выполненную работу, иногда уточняя, почему этот объект отправили в определенное королевство.

-Ребята! А мне непонятно,  почему вы отправили яблоко в королевство живой природы?

-Яблоко находится в королевстве живой природы потому, что оно может  дать новую жизнь. Внутри него семечки. Если их посадить, то вырастет дерево.

-Вы меня убедили. Действительно, яблоку место в королевстве живой природы.

-Молодцы ,ребята вы замечательно справились с первым заданием.

-Ребята! А королева рукотворного мира обратилась к нам с маленькой просьбой. Она просит нас разделить ее подданных по определенным признакам. Но как же мы справимся с этим? Кто нам поможет?»

-Нам помогут наши друзья – «Гномики-признаки».

-Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек».  Вы должны  на ощупь взять любой предмет и внимательно посмотрите на объекты, которые вы достали и пригласите  на помощь того гномика, признак которого вам необходим.

Воспитатель анализирует вместе с детьми выполненную работу.

-Молодцы ребята. Помогли Короле рукотворного мира.

 

Дети делятся на две группы: мальчики и девочки

 Дети начинают работу, раскладывают объекты на три группы: объекты рукотворного мира, живой и неживой природы.

Дети начинают классифицировать объекты по признакам: по форме, по цвету, по материалу.

 

Игра  «Маленькие человечки ».

 

Музыкальная физминутка.

Игра «Да-нет»

.

3.Заключительная часть

Итог.

Рефлексия.

 Ну, а королева «Неживой природы» предлагает нам поиграть в игру «Маленькие человечки».  Но давайте вспомним,  кто же эти маленькие человечки?»

-Это молекулы. Из молекул состоят все вещества.

-А давайте вспомним, в каком состоянии могут находиться вещества.

-Вещества бывают твердые, жидкие и газообразные.

-Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах?.

-Они крепко держатся за руки.

-А как себя ведут «человечки» в жидкостях?

-Они просто стоят рядом.

- В воде «маленькие человечки» не держатся между собой, но стоят рядом, поэтому воду легко переливать из сосуда в сосуд, между ними могут располагаться «маленькие человечки» других веществ.

-А как ведут себя «человечки» в газообразных веществах?

-В газах «человечки» не стоят на одном месте, они бегают. Маленькие человечки» газообразных веществ очень подвижны, они всегда бегают и прыгают.

-Какие твёрдые вещества вы знаете?

-Твёрдые вещества – это камень, металл, дерево, пластмасса, стекло, земля, лёд.

-Скажите, а где «человечки» крепче держатся за руки – в железе или дереве?

-В железе «человечки» крепче держаться за руки, чем в дереве, потому что железо прочнее, чем дерево.

-А какие жидкости вы знаете?

-Вода, молоко, бензин, нефть.

-Какие газообразные вещества вы знаете?

Воздух, газ.

-Скажите ребята, каких веществ на земле больше – твёрдых, жидких или газообразных?

-. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как говорят о нашей планете, когда смотрят на её фотографии из космоса? Какого цвета она из космоса?

-Она голубого цвета.

-Почему она нам кажется голубого цвета?

-Потому что на земле много воды.

-Вот вы и ответили на вопрос, какого вещества на земле больше. Конечно, жидкости. Хотя и воздуха очень много. А воздух – это газ. А вот твёрдых веществ гораздо меньше.

-Вот мы с вами сейчас и превратимся  в молекулы. Я буду называть объект, а вы покажете, как в нем связаны между собой молекулы».Пока играет музыка ,вы танцуете, как только я называю объект ,вы покажете, как в нем связаны между собой молекулы.

- Облако, река, пар, камень, песок, роса, туман, воздух, соль.

-Ну, а теперь задание от  королевы живой природы. В черной коробке находится изображение объекта. К сожалению, он очень велик и королева не смогла нам его прислать. Так вот, нам нужно отгадать, что же находится в черной коробке. Помните, что  нужно задавать «сильные» вопросы, которые помогут  быстрее приблизиться к разгадке. Имя объекта называть нельзя до тех пор, пока вы не будете уверены в том, что находится в коробке.

Вопросы детей, на которые воспитатель дал ответ «Да»:

- Этот объект относится к живой природе?

- Да.

- Это животное?

- Да.

- Это дикое животное?

-  И да, и нет.

- Это травоядное животное?

- Да.

- Цвет имеет значение?

- Да.

- Оно серого цвета?

- да   .

- Размер имеет значение?

- Да.

- У него большие ноги?

- Да.

- У него есть хвост?

- Да.

- У него большие уши?

-да  .

- У него длинный нос?

-да .

- Оно живет в Африке?

- Да.

- Это слон .        

Правильно. Это слон.

Воспитатель:  Справились и   с заданием    королевы живой природы.

Ребята! Нашим королевам очень понравилось, что вы знаете, как устроен мир, знаете, кто живет в их королевствах.   И они вам прислали вот такой музыкальный подарок.

Звучит музыка «Маленький принц», на экране (стене)  появляется изображение вращающейся в космосе Земли. Дети  читают стихотворение Сергея Грешникова «Размышления о строении мира»:

Премудро все в мире устроено:

Молекулы правильно собраны,

Моря гениально раскроены,

И люди придуманы добрыми.

Подвешено солнышко правильно,

И созданы птицы беспечные,

Кометы кружиться отправлены,

И люди придуманы вечными.

Придумана радуга пестрою,

И так замечательно сделано,

Что зимы сменяются веснами.

И люди придуманы смелыми.

И сосны натянуты струнами.

Дорогам начала положены,

Цветущими травы придуманы.

А люди придуманы Божьими».

  • Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
  • Что мы сегодня обсуждали с вами?
  • Понравилось ли вам занятие?
  • Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?
  • Дети, поднимите белый домик, если вам понравилось занятие, а черный, если не понравилось..

Королевы хотели бы еще раз прийти к нам в гости, но,  не придут….А знаете почему?(ответы детей)к сожалению, у  них нет новых платьев. А мы сможем сшить новые платья для королев? Но платья должны быть необычные: каждое платье должно состоять из объектов, напоминающих, каким королевством правит королева. Справимся мы с такой работой?»

Дети прощаются с королевами и гостями.

 

Дети стоят полукругом  и отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети сидят на стульчиках и  отвечают на вопросы воспитателя

Дети демонстрируют, как связаны между собой молекулы в веществах: твердое – держатся за руки, жидкое – стоят, опустив  руки, газообразное -  перемещаются легким бегом по группе

 

Дети читают гостям стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...

Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации «Лисьи загадки».

Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности;Способствовать самостоятельному познанию экологической ниши обитания лисы путем целенаправлен...

Конспект НОД по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования и элементами конструирования. (подготовительная группа) Тема: «Чудо лист.»

Цель: Совершенствование техники выполнения основных движений с использованием нетрадиционным оборудования и элементами конструирования.Задачи: Вызывать у детей интерес к выполнению физических упражнен...

Тематическое планирование познавательной деятельности с элементами эйдетики (подготовительная группа)

Данное планирование относится к познавательному направлению развития дошкольников, составлено с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей подготовительной группы дошкольной образовательной...