Формирование словаря дошкольника в играх
методическая разработка по развитию речи

Перегонцева Олеся Владимировна

Подборка речевых игр для формирования словаря дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovarya_doshkolnika_v_igrah.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря дошкольника в играх

  • Как происходит развитие словаря дошкольника? 
  • Игры, приемы способствующие развитию словаря детей от 1 г. до 7 лет. 

 Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

Для развития речи и , в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком: на первом году жизни эмоциональное, устанавливающее контакт матери и отца с малышом, развивающее его ориентировочный рефлекс на слово, научается выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится все более осмысленным.

Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Как происходит развитие словаря?

  1. Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку. Существует лишь в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребенком нового слова идет через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а также вариантов грамматических изменений этого слова. Развитие словаря ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов:                                     Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения тех или иных слов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения. 
  2. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон, который имеется в его окружении во время занятий игрой, или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). В определенном возрасте дошкольник осознанно, пассивно или активно, воспринимает и обдумывает речь родителей. 
  3. Темп развития словаря дошкольника зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком, объяснению жизненных явлений, организации развивающей среды. 

 Дети первого – начала второго года жизни усваивают слова, соотнося их с конкретными предметами. Слова выступают в функции имен собственных (к примеру, слово «стол» - это такое же имя вещи, как имя ребенка Маша). В дальнейшем слово приобретает несколько значений: словом «мяч» ребенок может назвать любой шарообразный упругий предмет, невзирая на остальные его признаки. В этом периоде развития лексики значение слова расплывчато. Одновременно с уточнением значения слова происходит развитие его структуры.  Ребенок начинает  осознавать не только предметную соотнесенность слова, но и его обобщающую функцию, возможность обозначения  целого ряда предметов одним словом.. Дошкольник приобретает умения и навыки употребления слов в зависимости от контекста, от эмоций, вложенных в слово.

После 3-х лет детям становится доступны слова обобщающего значения (мебель, посуда, плавание, ходьба, желтизна. Синева), а к 5-6 годам – слова, обозначающие родовые понятия для обобщающих слов (растения – это деревья, травы, кустарники; вещи – это одежда, игрушки, посуда; плоды – это овощи, фрукты, злаки; движение – это полет, плавание, бег; цвет – это белизна, чернота).

         По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

Р. И Лалаевой выделены следующие направления развития словаря.

  1. Расширение объема словаря 
  2. Уточнение значения слова 
  3. Развитие структуры значения слова 
  4. Формирование семантических полей и лексической системности 
  5. Расширение связей между словами в лексиконе. 

 

Игры, способствующие развитию словаря.

Игры, помогающие расширить объем словаря

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря). Работа по развитию лексики строится в соответствии с программой воспитания в детском саду «Детство»: определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с определенной возрастной группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей).

Игра «Аналогии» (для детей от 4-х лет)

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Оборудование: мяч.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра «Превращения»

Цель. Развитие умения выделять существенные признаки предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).

Содержание. Взрослый дает задание назвать, во что превратится кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), бутылка без горлышка (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (в стул).

Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определенных деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаем этот предмет и называем его тем или словом.

Игра «Дополни ряд предметов»

Цель. Развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь).

Оборудование. 2—3 предмета (картинки) по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить ряд предметов (их изображений): «Какой посуды не хватает на столе (на картинке)?» Дети называют существительные конкретного значения: «Не хватает тарелки, ложки, чайника и т.

Игра с мячом «Я знаю пять…» (для детей от 5 лет)

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Оборудование. Мяч.

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации» (для детей от пяти лет)

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…» (для детей от пяти лет)

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови главное» (для детей от пяти лет)

Цель. Обучение выявлению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Взрослый перечисляет части предмета. Ребенку нужно выбрать из ряда слов одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не может существовать. Взрослый задает вспомогательные вопросы:

«Без чего может обойтись предмет? Без чего не может обойтиcь?»

Речевой материал:

. ботинок: шнурок, мех, подошва, молния;

. яблоко: мякоть, червяк, семена, лист;

. стол: цветы, ваза, ножки, скатерть;

автомобиль: фара, радио, стекла, мотор;

сад: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки;

огород: чучело, ведро, земля, трава;

клумба: цветы, изгородь, муравьи, камешки;

лес: ягоды, птицы, ЖУК, деревья;

кухня: стулья, плита, чашка, вода;

спальня: зеркало, окно, кровать, ковер;

фонтан: вода, рыбки, дети, песок;

магазин: лампа, товары, дверь, стол;

аптека: картина, скамейка, цветы, лекарства.

Игры, развивающие лексическую системность

и семантические поля.

        В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля – это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.)

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Речевой материал:

  • Тяжелое заболевание (болезнь); 
  • Малое дитя (ребенок); 
  • Спешить в детский сад (торопиться); 
  • Бросить мяч (кинуть); 
  • Быстро прыгает (скачет); 
  • Смелый человек (храбрый) 
  • Грустные глаза ( печальные) 

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Оборудование. Мяч.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Речевой материал:

Существительные: день -…; утро -…; восход -…; зима - …; весна - …; добро - ….; друг -….; герой - ….; награда - ….; холод - ….; веселье - ….; расставание -….;

Глаголы: надеть = ….; въехать - …..; выиграть - …..; встать -…..; забыть - ….; говорить - …..; влететь - ….; давать -….; выиграть -….; найти -….; начинать -….;

Прилагательные: умный - …; добрый -….; здоровый - ….; новый -…..; быстрый - ….; гладкий - …; высокий -….; чистый -….» толстый -…..; пустой -….; горячий -….;

Наречия: налево -….; мягко -….; редко -….» громко -….» поздно -….; глубоко - ….; ярко -….; трудно -…..; тяжело -….; лучше -….;

Игра «Свободные ассоциации»

Цель. Формирование семантических полей.

Содержание. Взрослый дает ребенку следующую инструкцию: «Я буду называть тебе слово, а ты в ответ назови любое слово, которое вспомишь). Ребенок, не задумываясь, осуществляет подбор слова к предъявленному. Например, взрослый произносит слово «помидор). Ребенок называет слово, пришедшее на ум первым. Предлагаются слова различных частей речи. Ребенку задается вопрос: «Подумай, почему тебе вспомнилось именно это слово?»

Игра «Пара к паре»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Взрослый произносит словосочетание из двух слов (к примеру, «слабый мороз»). Необходимо предложить другую пару слов противоположного значения (сильная жара)~ Оба слова первой пары слов составляют антонимическую пару с обоими словами второй пары.

Речевой материал:

. слабый мороз – сильная жара;

. теплая зима – холодное лето;

. тихий плач – громкий смех;

. поздний вечер – раннее утро;

. светлые дни – темные ночи;

. добрый друг – злой враг;

. легкий взлет – трудная посадка;

. долгий подъем – короткий спуск;

. медленно одеваться – быстро раздеваться;

. ушли рано – вернулись поздно.

Игра «Сделай наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Оборудование. Игрушки.

Содержание. Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т.д.). Детям задается вопрос: «Что Я сделал(а)?» Дети: «Вы сели». Взрослый: «Сел, а наоборот… Что можно сделать?» Дети называют слово-«неприятель»: «Сел, а наоборот – встал».

Взрослый объясняет суть игры: «Я показываю действие.

Вам нужно ответить на вопрос: “Что я сделал(а)?”, назвать слово-”неприятель” и показать действие “наоборот” (сел встал»>.

Материал игры:

. опустить руки – поднять;

. закрыть глаза – открыть;

. вдохнуть – выдохнуть;

. показать левую руку – показать правую руку;

. снять обувь – надеть;

. завязать бант – развязать;

. расстегнуть пуговицы – застегнут!;

. спрятать – найти;

.смять – разгладить;

. построить – сломать; . говорить – молчать; . говорить – слушать; . кричать – шептать;

. включать – выключать;

. бросать – ловить;

. радоваться – огорчаться;

. догонять – убегать;

. забирать – давать;

. раздеться – одеться;

. здороваться – прощаться;

. улетать – прилетать;

. мерзнуть – греться.

Другим вариантом является игра «Сделай наоборот» в парах. Взрослый называет антонимы (забирать – давать), а двое детей изображают противоположные действия, повторяя глаголы: «Я забираю», «Я, наоборот, даю». Далее дети сами «загадывают» друг другу действия, к которым нужно придумать и показать противоположные.

Игры, формирующие связи слов

Подбор максимального количества слов к названию действия

Бежит (кто? что?) — лиса, человек, время, дорога.

Бежит (как?) — быстро, стремительно, медленно, неуклюже, грациозно, далеко, шумно, осторожно, трусливо.

Скачет (кто? что?) — конь, лошадь, коза, заяц, мяч.

Скачет (как?) — резво, быстро, скоро, медленно, легко, грациозно, красиво, резко, громко, шумно.

Летит (кто? что?) — птица, летчик, пассажир, самолет, снежинка, лист, камень.

Летит (как?) — легко, плавно, красиво, медленно, быстро, далеко, долго, высоко, низко, шумно, тихо, прямо. Кусается (кто?) — собака, тигр, волк, комар. Охотится (кто?) — волк, лиса, лев, орел, сова. Ползет (кто?) — змея, ящерица, червяк.

Подбор наименований животных и их детенышей

Лис — лиса — лисенок, волк — волчица — волчонок, медведь — медведица — медвежонок, еж — ежиха — ежонок, заяц — зайчиха — зайчонок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок; бык — корова — теленок, конь — лошадь — жеребенок, пес — собака — щенок, кот —

кошка — котенок, баран — овца — ягненок, козел — коза — козленок, кролик — крольчиха — крольчонок, кабан — свинья — поросенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование словаря дошкольников в играх"

Овладение речью один из самых важных моментов психофизического развития ребенка, поэтому очень важно развитие и обогащение словаря детей в дошкольном возрасте.  Уровень развития словаря определяе...

Потешка как средство формирования словаря дошкольников

развитие речи детей раннего возраста...

Программа формирования словаря дошкольников 5-6 лет при наблюдении за природой (система занятий) Старшая группа

В программе описывается примерные наблюдения за природой, с указанием цели, дидактических игр, художественного слова, примет....

Сказка-раскраска как элемент формирования словаря дошкольника

За счет чего  происходит рост уровня развития речи:1.     Возрастные особенности. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы в...

Дидактические игры по формированию словаря дошкольников

Игры, способствующие количественному накоплению слов и точного соотнесения их с объектами окружающего мира...