Картотека игр по музыке в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Старкова Ольга Владимировна

1. «Прогулка».

Цель: Развитие чувства ритма.

Игровой материал. Музыкальные молоточки, кубики или палочки по числу играющих.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что сейчас все отправятся на прогулку. «Помогать гулять нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,- педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»- частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Настя взяла мяч и стала медленно ударять им о землю» - медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать» - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг пошел дождь. Сначала медленно» - медленно ударяет молоточком. «А потом начался сильный ливень» - быстро ударяет молоточком по ладони. «Дети испугались и побежали в детский сад» - быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа.

Игра проводится в вечернее время.

2. «Солнышко и дождик».

Цель: Развивать слуховое внимание. Различать долгие и короткие звуки.

Игровой материал. Круги желтого цвета – солнышко и синие тучки. Бубен или барабан.

Ход игры.

1 вариант. Дети сидят перед воспитателем. В руках у первой группы детей – «солнышки», у второй группы – «тучки». Предлагается при исполнении долгих звуков поднять «солнышки», при исполнении коротких звуков - «тучки». Воспитатель многократно без остановок меняет звучание и следит за правильной реакцией детей. В конце игры отмечает команду победителя, исполняет желание детей победившей команды.

2 вариант. Дети делятся на две команды и располагаются в шеренгах у противоположных стен комнаты. Детям первой команды предлагается в соответствии с долгим звучанием ходить в разных направлениях. Детям второй команда, предлагается в соответствии с короткими звуками бегать в разных направлениях. При исполнении звуков, противоположных заданным, дети каждой из команд остаются на тех местах, где их застала смена звучания. По окончании звучания каждая из команд должна построиться в шеренгу. Побеждает та команда, которая быстрей построится.

3. «Внимательные зверушки»

Цель: Развитие тембрового слуха, слухового внимания.

Игровой материал. Плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы; детские музыкальные инструменты: бубен, музыкальный молоточек, погремушка.

Ход игры.

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изображающих зверушек. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен - пойдут гулять медведи. Если погремушка - пойдут гулять лисички, а если зазвучит музыкальный молоточек – зайчики». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движение.

4. «Учитесь танцевать».

Цель: Развитие чувства ритма.

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры.

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрешка, у детей маленькая«Большая матрешка учит танцевать маленьких». Воспитатель отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

5. «С хороводом, с песней жить интересней».

Цель: Закрепление пройденного материала, развитие детского творчества.

Игровой материал: Иллюстрации к песням, играм, танцам.

Ход игры.

Участвуют две группы детей. Поочередно они показывают друг другу картинки с изображениями знакомого хоровода, или образа песни, танца, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей, получает флажок. В конце игрового действия подсчитывается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Игру можно проводить и без использования картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитель.

Игра может включаться в сюжетно-ролевые игры или проводиться как самостоятельное развлечение в свободное от занятий время.

6. «Громко-тихо запоем»

Цель. Развитие диатонического слуха.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры.

Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания. Песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеете право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

7. «Музыкальные загадки»

Цель. Развитие чувства ритма.

Игровой материал. Детские музыкальные инструменты: металлофон, погремушка, бубен, музыкальный молоточек, барабан, колокольчик, треугольник.

Ход игры.

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрываетритмический рисунок на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку или флажок. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. По желанию выигравшего все дети поют песню.

Игра проводится в свободное от занятий время.

8. «Музыкальный магазин».

Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей.

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, музыкальный молоточек, ложки, погремушки и т. д.)

Ход игры. Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок.

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится

в свободное от занятий время.

9. «Веселые матрешки»

Цель. Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал. Матрешки трех величин: высокие, средней величины и маленькие (низкие, металлофон.

Ход игры. Дети делятся на группы. Одной группе даются большие матрешки. Второй-средние, третьей –маленькие.

Воспитатель: «Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – то запляшут маленькие, низенькие матрешки, если средней высоты – запляшут матрешки среднего роста, если высокий – будут плясать только высокие матрешки». Объясняет, что изображать пляску надо легким покачиванием матрешки в приподнятой руке. Воспитатель исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается команда победитель. По желанию этих детей исполняется любая песня или игра.

Вместо матрешек в игре можно использовать любые другие картинки и игрушки: плоскостные колокольчики разной величины, цветы, бабочки. По этому же типу можно провести игру «Три поросенка».

10. «Музыкальная шкатулка».

Цель. Развитие детского творчества, повторение пройденного материала.

Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка или коробка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен, танцев, игр.

Ход игры. В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя песню, танец или игру. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой или индивидуально.

В дальнейшем игра проводится как концерт.

11. «Определи инструмент»

Цель: Развитие тембрового слуха, чувства ритма.

Игровой материал. 2 одинаковых набора детских музыкальных инструментов и игрушек (бубны, ложки, молоточки, металлофоны, кубики и т. п.)

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

12. «Музыкальное лото».

Цель. Развитие творческих способностей детей, памяти, повторение пройденного материала.

Игровой материал. 3-4 больших карточки, на которых изображены по 3-4 картинки, соответствующие содержанию песен и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших.

Ход игры. 2-4 ребенка получают большие карточки, а один – маленькие. Он показывает товарищам одну из карточек, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен вспомнить и спеть 1 куплет песни. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx18.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека игр по музыке в подготовительной группе

1. «Прогулка».

Цель: Развитие чувства ритма.

Игровой материал. Музыкальные молоточки, кубики или палочки по числу играющих.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что сейчас все отправятся на прогулку. «Помогать гулять нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,- педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»- частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Настя взяла мяч и стала медленно ударять им о землю» - медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать» - быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг пошел дождь. Сначала медленно» - медленно ударяет молоточком. «А потом начался сильный ливень» - быстро ударяет молоточком по ладони. «Дети испугались и побежали в детский сад» - быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа.

Игра проводится в вечернее время.

2. «Солнышко и дождик».

Цель: Развивать слуховое внимание. Различать долгие и короткие звуки.

Игровой материал. Круги желтого цвета – солнышко и синие тучки. Бубен или барабан.

Ход игры.

1 вариант. Дети сидят перед воспитателем. В руках у первой группы детей – «солнышки», у второй группы – «тучки». Предлагается при исполнении долгих звуков поднять «солнышки», при исполнении коротких звуков - «тучки». Воспитатель многократно без остановок меняет звучание и следит за правильной реакцией детей. В конце игры отмечает команду победителя, исполняет желание детей победившей команды.

2 вариант. Дети делятся на две команды и располагаются в шеренгах у противоположных стен комнаты. Детям первой команды предлагается в соответствии с долгим звучанием ходить в разных направлениях. Детям второй команда, предлагается в соответствии с короткими звуками бегать в разных направлениях. При исполнении звуков, противоположных заданным, дети каждой из команд остаются на тех местах, где их застала смена звучания. По окончании звучания каждая из команд должна построиться в шеренгу. Побеждает та команда, которая быстрей построится.

3. «Внимательные зверушки»

Цель: Развитие тембрового слуха, слухового внимания.

Игровой материал. Плоскостные изображения зайцев, медведей, лисиц по одному набору на каждого ребенка группы; детские музыкальные инструменты: бубен, музыкальный молоточек, погремушка.

Ход игры.

Дети сидят за столами. Перед каждым ребенком набор плоскостных фигурок, изображающих зверушек. Педагог говорит: «Дети, сейчас ваши зверушки пойдут гулять по лесу, но не все сразу, по очереди. Для этого надо внимательно слушать, какой инструмент звучит. Если бубен - пойдут гулять медведи. Если погремушка - пойдут гулять лисички, а если зазвучит музыкальный молоточек – зайчики». Педагог несколько раз играет на указанных инструментах. В соответствии с заданием дети отбирают из своего набора то медведя, то лису, то зайца и имитируют их движение.

4. «Учитесь танцевать».

Цель: Развитие чувства ритма.

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры.

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрешка, у детей маленькая«Большая матрешка учит танцевать маленьких». Воспитатель отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

5. «С хороводом, с песней жить интересней».

Цель: Закрепление пройденного материала, развитие детского творчества.

Игровой материал: Иллюстрации к песням, играм, танцам.

Ход игры.

Участвуют две группы детей. Поочередно они показывают друг другу картинки с изображениями знакомого хоровода, или образа песни, танца, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей, получает флажок. В конце игрового действия подсчитывается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Игру можно проводить и без использования картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитель.

Игра может включаться в сюжетно-ролевые игры или проводиться как самостоятельное развлечение в свободное от занятий время.

6. «Громко-тихо запоем»

Цель. Развитие диатонического слуха.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры.

Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания. Песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеете право спрятать игрушку.

Игру можно провести как развлечение.

7. «Музыкальные загадки»

Цель. Развитие чувства ритма.

Игровой материал. Детские музыкальные инструменты: металлофон, погремушка, бубен, музыкальный молоточек, барабан, колокольчик, треугольник.

Ход игры.

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрываетритмический рисунок на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку или флажок. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. По желанию выигравшего все дети поют песню.

Игра проводится в свободное от занятий время.

8. «Музыкальный магазин».

Цель: Развитие чувства ритма, творческих способностей детей.

Игровой материал: Детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, музыкальный молоточек, ложки, погремушки и т. д.)

Ход игры. Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок, исполняющий роль продавца играет на этом инструменте несложный ритмический рисунок и предлагает покупателю попробовать самому звучание выбранного инструмента. Покупатель повторяет за продавцом ритмический рисунок.

Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится

в свободное от занятий время.

9. «Веселые матрешки»

Цель. Развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал. Матрешки трех величин: высокие, средней величины и маленькие (низкие, металлофон.

Ход игры. Дети делятся на группы. Одной группе даются большие матрешки. Второй-средние, третьей –маленькие.

Воспитатель: «Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – то запляшут маленькие, низенькие матрешки, если средней высоты – запляшут матрешки среднего роста, если высокий – будут плясать только высокие матрешки». Объясняет, что изображать пляску надо легким покачиванием матрешки в приподнятой руке. Воспитатель исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается команда победитель. По желанию этих детей исполняется любая песня или игра.

Вместо матрешек в игре можно использовать любые другие картинки и игрушки: плоскостные колокольчики разной величины, цветы, бабочки. По этому же типу можно провести игру «Три поросенка».

10. «Музыкальная шкатулка».

Цель. Развитие детского творчества, повторение пройденного материала.

Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка или коробка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен, танцев, игр.

Ход игры. В шкатулке помещаются 5-6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя песню, танец или игру. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой или индивидуально.

В дальнейшем игра проводится как концерт.

11. «Определи инструмент»

Цель: Развитие тембрового слуха, чувства ритма.

Игровой материал. 2 одинаковых набора детских музыкальных инструментов и игрушек (бубны, ложки, молоточки, металлофоны, кубики и т. п.)

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

Игра проводится в свободное от занятий время.

12. «Музыкальное лото».

Цель. Развитие творческих способностей детей, памяти, повторение пройденного материала.

Игровой материал. 3-4 больших карточки, на которых изображены по 3-4 картинки, соответствующие содержанию песен и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших.

Ход игры. 2-4 ребенка получают большие карточки, а один – маленькие. Он показывает товарищам одну из карточек, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен вспомнить и спеть 1 куплет песни. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке в подготовительной группе «Краски музыки»

Программные задачи:        Образовательные задачи:знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром;уточн...

Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы.

Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы....

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (музыка) На тему: «Волшебная музыка» (в подготовительной группе)

Дети заходят в зал, их встречает музыкальный руководитель. -Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.  Давайте поздороваемся нашей любимой песенкой. - Ребята, сегодня к нам в детски...

"Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе

quot;Эта волшебная музыка" конспект беседы по слушанию музыки в подготовительной группе по произведениям П.И. Чайковского...

Приказ от 12.03.2020. о проведении открытого занятия НОД Музыка по теме : " Волшебный мир музыки" в подготовительной группе.

Приказ от 12.03.2020. о проведении  открытого занятия НОД Музыка по теме : " Волшебный мир музыки" в  подготовительной группе....

Картотека дидактических игр по музыке в подготовительной группе.

В современной теории и практике дошкольного образования остро стоит проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, прежде всего в связи с катастрофическим падением ур...

Конспект занятия по музыке (для подготовительной группы) с использованием регионального компонента. тема: «Музыка моря»

Цель: -развитие личности ребёнка через общение с окружающим миром, образных представлений на основе музыкально -художественных произведений.Задача: -формировать у детей представления об изобразительны...