Дидактическая игра "Алфавит в коробочках" (Методическая разработка)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Кузнецова Татьяна Викторовна

Алфавит в коробочках» - это увлекательная обучающая игра , с помощью которой дети легко выучат алфавит. «Рука учит мозг». Так говорят исследователи детской психики. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. При собирании коробочек дети больше запоминают и понимают, благодаря тактильным ощущениям, через взаимодействие с реальными объектами. Использовать можно,  начиная с младшего возраста и до подготовительного, усложняя по мере взросления.(Методическая разработка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit_v_korobochkah.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка. Дидактическая игра «Алфавит в коробочках». ( для дошкольников ) Кузнецова Т . В ., воспитатель ГБДОУ № 97 г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

Аннотация «Алфавит в коробочках» - это увлекательная обучающая игра , с помощью которой дети легко выучат алфавит. «Рука учит мозг». Так говорят исследователи детской психики. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. При собирании коробочек дети больше запоминают и понимают, благодаря тактильным ощущениям, через взаимодействие с реальными объектами. Использовать можно, начиная с младшего возраста и до подготовительного, усложняя по мере взросления.

Слайд 3

Цель: Развитие познавательной активности детей. 2. Развивающие - развивать мелкую моторику, зрительное восприятие - развивать внимание , память, мышление - развивать способность анализировать - формировать умение обследовать предметы 3.Воспитательные - воспитывать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма - воспитывать усидчивость , умение доводить начатое дело до конца Задачи: 1.Образовательные - формирование умение слышать и выделять первый звук в словах - выучить буквы - запомнить правильное написание букв и научиться распознавать их среди других букв - упражнять в правильном произношении звуков

Слайд 4

Технологии: личностно - ориентированная (подбодрить, подтолкнуть к мысли) полисенсорная (познание через органы чувств) коммуникативная ( сотрудничество, слышать и слушать) опытно- исследовательская ( мягкий, твердый, сопоставлять факты и делать выводы). Мнемотехника ( приемы для запоминания, развития связной речи).

Слайд 5

Материал : Коробочка – оклеенный спичечный коробок, в котором лежат предметы или картинки на букву, которая сверху. Предметы в коробочках самые различные: игрушки, бытовые мелочи, природный материал , картинки и пр.

Слайд 6

Гласные красные , но они могут смягчать согласный или давать ему твердость. И тогда на красной коробочке найдешь синий или зеленый цвет .

Слайд 7

Согласные бывают твёрдые и мягкие, и тогда на коробочках есть синий и зелёный цвет.

Слайд 8

А есть особые согласные, которые бывают только твёрдые и только мягкие.

Слайд 9

Игры могут быть самые разнообразные.

Слайд 10

Открывать и ощупывать ,изучать и рассуждать , почему в коробочке лежит тот или иной предмет. Проговариваем слова – выделяем первый звук.

Слайд 11

Для того, что бы можно было составлять слова, коробочка содержит две одинаковые буквы. Одна сверху, а вторая на дне выдвигаемой части . Впоследствии, вкладываем при необходимости дополнительные буквы . Тогда можно составлять слова более сложные , даже предложения .

Слайд 12

Рассказываем о предмете – находим логику Ь –(вата) Ъ- (камень)

Слайд 13

Достать все предметы и найти им место в коробочках .

Слайд 14

Собрать в коробочку только те предметы, которые начинаются на конкретную букву. Играть можно как индивидуально ,так и коллективно: Разбить детей на подгруппы и «кто быстрее» разложит предметы по коробочкам. - «Угадай , что спрятано .» Ребенок прячет предмет в коробочку (например : мяч в «м» ) Дети отгадывают (миска ,мел, мак и т.д) В случае затруднения задаются наводящие вопросы . Так (мяч) « это им играла Таня, его уронила в речку и заплакала..» Тот, кто угадал становится ведущим.

Слайд 15

«Загадай слово» Загадывать слово, выкладывая их предметами, а не буквами . Например: миска + игрушки + рыба = мир. Или заменяя одну или несколько букв предметами или картинками. М + ИГРУШКИ + Р =МИР.

Слайд 17

«Вылепи какую хочешь фигуру на любую букву» Если же предметов или картинок недостаточно, то давайте возьмем пластилин и вылепим из него то, что нужно. Немного фантазии и для нас нет ничего невозможного с волшебными коробочками.

Слайд 18

- Так как непрерывная образовательная деятельность в детском саду идет по темам, то соответственно можно подбирать предметы - картинки (Овощи, фрукты, одежда и т.д) Так, например, обнаружили в коробочке с буквой П помидор. Расскажем о нем? Что это? Где растет? Какой формы? и т.д

Слайд 19

Во время игры можно создавать проблемные ситуации , намеренно допускать ошибки. Это побуждает детей к поисковой деятельности. Например игра «Веселый паровозик»

Слайд 20

На ж/д станцию прибыл необычный поезд . На его вагонах нарисованы различные буквы алфавита. Чтобы он поехал дальше, в каждый вагон нужно поместить по одному предмету . Как определить, что и в какой вагон поместить ? Подскажут буквы сверху. Незнайка ошибся и паровоз не поехал. Помогите!

Слайд 21

В процессе появилась еще одна авторская игра-сказка: «Сказка о двух гномах из Азбуки» Жили были два гнома, два родных брата. Они так дружили, что построили себе домики на вершине одного холма. Один из гномов был стройный и строгий, звали его Твердыш, а другой - добродушный и толстый, и звали его Мякиш. К каждому домику на холме вели «поющие» ступеньки. Ведь гласные звуки можно петь! Ступеньки, которые вели дому Мякиша назывались: е, и, ю, ё, я, а ступеньки, которые вели к дому Твердыша: а, о, у, ы, э.

Слайд 22

Братья никогда не ссорились между собой, и жители Азбуки могли спокойно ходить в гости к гномам. Но, попадая в чужой дом, они подчинялись его правилам. В доме Твердыша все звуки звучали твёрдо, а у Мякиша - мягко. Буквы любили ходить в гости к гномам и прыгать по ступенькам, наблюдать как по-разному они умеют звучать. Но были и такие, которые не ходили в гости. «Й», «Ч», «Щ» поселились у Мякиша и произносились всегда мягко. «Ж», «Ш», «Ц» жили в доме Твердыша и произносились только твёрдо.

Слайд 23

Варианты игры: 1.Чтобы добраться к домикам гномов, надо подняться на холм по «поющим ступенькам» и пропеть гласные звуки. 2. Попробуй провести по ступенькам каждую букву. Прочитай.

Слайд 24

Варианты игры можно разнообразить. 3. Как-то братья пошли погулять по лесу. Вдруг поднялся сильный ветер, пошёл дождь как из ведра. Гномы еле успели спрятаться в норе у лисы. Когда они вернулись, то увидели, что все ступеньки смыло водой. Домой им не попасть. Необходимо правильно восстановить лесенки.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! На занятиях , с использованием данных игр, решаются образовательные , воспитательные и развивающие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Весёлая прогулка» (авторская разработка).

В работе представлена дидактическая игра для детей 5-7 лет. Игра направлена на развитие лексико-грамматической стороны речи детей, развитие связной речи дошкольников....

Дидактическая игра «Угадай-ка» (авторская разработка).

Дидактическая игра для детей 6-7 лет. Игра направлена на развитие фонематических процессов....

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Описание дидактического пособия "Веселые кубики" (авторская разработка) для проведения НОД (ФЭМП) во II младшей группе

Описание дидактического пособия«Веселые кубики» (авторская разработка) [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10637233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

Дидактическая игра "Тень динозавра" по разработке Коняхиной

Найти тень динозавра и определить напрвоение...

Дидактическая игра «Тактильные дорожки». методическая разработка по коррекционной педагогике

Аннотация: игра, изготовленная своими руками по теме «Тактильные дорожки», для детей дошкольного возраста (3–7лет).Игровое действие: ребенок может провести пальчи...

Настольная дидактическая игра «Друзья природы». Авторская разработка (правила и комплектация игры)

Настольная игра «Друзья природы» - это увлекательное путешествие в мир природы, в которое вам захочется отправиться с друзьями. Вы познакомитесьс правилами поведения в природе, которые пом...