Рабочая программа по развитию речи «Литературная гостиная» для дошкольников
рабочая программа по развитию речи

Страмоус Ольга Владимировна

Вариативная часть разработана на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» / О.С. Ушаковой. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры развития речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx697.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\литературная гостиная_000.png

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..………………..

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка …………………………………...…………………

1.2 Цель и задачи программы …………………………………………………...

1.3 Принципы и подходы ……………………………….………………………..

1.4 Ожидаемые результаты………………………………………………….

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности ……………………………….

2.2 Направления работы …………………………….....………………………..

2.3 Содержание работы с детьми …...…

2.4. Работа с родителями……………………………….

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Сетевое взаимодействие: ………………………...……

3.2 План работы с организацией ……………………..

3.3 Организационный раздел ……………………….

ВВЕДЕНИЕ

Вариативная часть разработана на основе парциальной программы «Развитие речи дошкольников» / О.С. Ушаковой. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры развития речи. Программа разработана в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандар-

та дошкольного образования»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам – образова-

тельным программам дошкольного образования»;

Основной образовательной программой дошкольного образования

МКДОУ д/с № 66(протокол №1 от 28.08.15г.);

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении

СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образо-

вательных организаций»;

Уставом ДОО.

1.1 Пояснительная записка

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. 

Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что воспитатель на занятиях постоянно создаёт ситуации направленные на наибольшую активизацию самостоятельной речевой деятельности детей, самостоятельное изготовление детьми персонажей произведений и их обыгрывание. Программа не только знакомит детей с художественными произведениями, но и развивает их творчество  средствами театрального искусства, ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словарного запаса, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Программа «Литературная гостиная» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста от 6 до 7(8) лет и  основана на использовании игровой технологии. Срок освоения программы – 1 год.

1.2.Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их речевых умений на материале художественных произведений.

Задачи:

 1. Развитие связной речи, ее выразительности; уточнение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

2.  Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Развитие памяти, внимания, основных познавательных способностей дошкольников;

4.  Учить детей правильному и бережному обращению с книгой;

5. Увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей;

6. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

1.3 Принципы и подходы

 Опора на активное и действенное познание окружающего мира;

 Семантизация лексики;

 Развитие языкового чутья;

 Обогащение мотивации речевой деятельности;

 Обеспечение активной языковой практики;

 Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития.

1.4 Ожидаемые результаты:

  • Ребенок сможет поддерживать беседу;

-связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

-составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;  рассказы творческого содержания на тему, предложенную воспитателем.

-внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки;

-рассказать о своём восприятии конкретного поступка литературно персонажа;

-выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

  • В процессе театрализованной деятельности - овладение средствами об-

разной выразительности: интонация, мимика, жест.

  • Ребенок сможет согласовать свои действия с действиями партнеров: не

заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, находить вы-

разительные средства исполнения роли своего персонажа, стремиться создать место действия персонажей некоторыми элементами декорации.

 

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Модель реализации: 

Ра


2.2 Направления работы.

Формы организации работы:

  • Комплексное занятие;
  • Занятие-путешествие;
  • Занятие-инсценировка;
  • Литературное развлечение
  • Занятие-викторина

Методы работы:

-Наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов), показ иллюстраций, тематических альбомов.

-Словесные: чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

-Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

-Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

-Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

 2.3. Содержание работы с детьми

Комплексно - тематическое планирование:

Ознакомление детей с художественными произведениями  осуществляется  на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.).

Занятия на всех периодах обучения проводятся один раз в неделю. За год-32 НОД.  Продолжительность–  25 мин.

Месяц

Тема

Кол-во НОД в неделю

Кол. НОД в мес.

Другие формы работы

(совместная деятельность)

Сентябрь

1.Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц.

2.Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам.

3.Кто такие поэты? (Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»)

4.Что за прелесть эти сказки (Рассказывание  «Заяц-хвастун»)

1-ая неделя

 

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

   

4

-Беседа – опрос

 -Д/игра «Из какой сказки слова»

-Создание  библиотеки в группе (книги, альбомы из домашних библиотек).

-Сюжетная игра: «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора – друг другу, куклам.

- Беседа на тему «Бережное хранение книг»

 -Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1.Рассматривание картины В. Серова «Октябрь».
Рассказ Г. Скребицкого «Осень».

2.Норвежская народная сказка «Пирог»

3.Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

4. Чтение сказки «Хаврошечка»

1-ая неделя

2-ая неделя

 

3-я неделя

4-ая неделя

4

-Чтение, беседы по содержанию.

-Выставка иллюстраций к сказке «Хаврошечка»  с использованием разных изобразительных средств и техник.

-Экскурсия в библиотеку:

«В гостях у книжки» - игра путешествие по библиотеке.

- Инсценировка сказки «Пирог» для детей мл. групп.

Ноябрь

1.«Гадкий утёнок». Г.Х.Андерсен.

2.Стих. Трутневой «Осень»

3.Пересказ «загадочных историй» (Н.Сладков «Волосатое дерево»)

4. Чтение рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга»

1-ая неделя

 2 -ая неделя

 3-я неделя

4

-Чтение сказок, обсуждения.

-Д/задание «Путеводитель по сказкам» 

-Д/задание «Исправь ошибку

-Конкурс чтецов «Осенняя пора».

-Час загадок «Чудеса из сундучка» (библиотека)

Декабрь

1.Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц.

2. Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

3.Рассказ Н. Носова «На горке».

4.Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства»

1-я неделя

 

2-я неделя

3-я неделя

4-ая неделя

4

-Чтение сказки.

-Д.игра «Придумай продолжение сказки»

-«Любимый писатель» - литературный час (знакомство с творчеством Н. Носова) (библиотека)

- Концерт: «Новогодний подарок».

Январь

1.Русская народная сказка «Снегурочка»

2. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»

1-ая неделя

2-ая неделя

 

2

- Инсценировка сказки для показа родителям.

 -Час русского фольклора «Январь – году начало» (библиотека)

Февраль

1. Чтение стихотворения А.Барто «На заставе» 

 2.Малые фольклорные формы.

 3.Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»

4. Литературная викторина.

 1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

4

-Инсценировка песенок.

 -Д/игра: «Сказка из кубиков»

-«День Ильи Муромца и всех богатырей» - игра путешествие по сказкам и былинам (библиотека)

-Д/игра «Дополни имя»

-Д/игра «Узнай героя по описанию»

-Выставки   детских   рисунков   и   поделок: «Наши   любимые сказочные герои»

Март

1.Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине».

2.Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына»

3.Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

4.Стихотворения А. Барто, С. Михалкова 

1-ая неделя

 

2-я неделя

3-я неделя

4-ая неделя

4

-Чтение сказок, беседа по содержанию.

-Д/игра «Назови волшебные слова»

-Концерт «Праздник мам» (чтение стих., инсценировки)

-«Радуга талантов» - день поэзии. (21марта-Всемирный День поэзии) (библиотека)

-Выставка книг А.Барто

Апрель

1. Чтение рассказа Л.Обуховой «Вижу землю» 

2.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

3. Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» 4.Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам.

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-ая неделя

4

-«Позвала нас книга в гости» (2 апреля - Международный день детской книги) (библиотека)

-Чтение сказки, обыгрывание сюжета,

-Д/игра «Сказки о животных»

 -Дидактическое упражнение «Придумай концовку»

-Создание книг-самоделок «Я придумал сказку»

-Познавательная игра: «Космос далекий и близкий»

Май

1. Чтение стихотворения Т.Белозерова «День Победы» (Литературный калейдоскоп)

2.Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха»

3. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

3

-Чтение и заучивание стих.

-Сюжетная игра: «Театр»

-Поиск информации о литературном произведении, об авторе;

-Д/игра «сказочные загадки»

-Д/игра «Назови волшебные слова»

-«Есть храм у книг - библиотека» (27 мая - Всероссийский день библиотек)

2.4.Работа с родителями:

месяц

мероприятие

участники

сентябрь

- Создание  библиотеки группы (книги, альбомы из

домашних библиотек.)

- Анкетирование  родителей «Чтение художественной литературы дома»

- Информация на сайте ДОУ

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, родители

октябрь

-Родительское собрание «Как  в нашей семье относятся к чтению».

-Уголок для родителей:

список детской литературы для домашнего чтения детям; тексты стихотворений и потешек для заучивания с детьми; фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

- Экскурсия в библиотеку: «Вместе с мамой в библиотеку»

Воспитатель, родители

Воспитатель

Воспитатель, родители, дети, сотрудники библиотеки

ноябрь

-Консультация на тему:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

Воспитатель, родители

декабрь

-Выступление родителей перед детьми на тему «Моя любимая книга»

Родители

январь

-Изготовление костюмов и атрибутов для инсценирования сказки «Снегурочка»

-Консультация на тему:

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

Родители

Воспитатель, родители

февраль

-Организация выставки А. Барто.

-Наглядная агитация (фотогазеты, фото-ширмы);

Воспитатель, родители

Воспитатель

март

-Выставка   детских   рисунков   и   поделок: «Наши   любимые сказочные герои»

Воспитатель, родители, дети

апрель

-Консультация на тему: “ Организация бесед по сказкам”.

-Создание книг-самоделок: «Я придумал сказку»

Воспитатель, родители

Родители, дети

май

-Проект «Литературная гостиная» (Поиск информации о литературном произведении, об авторе)

-Библиотечные посиделки (заключительное мероприятие) «Встреча у самовара»

Воспитатель, родители, дети

Воспитатель, сотрудники библиотеки

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Сетевое взаимодействие: - привлечение к работе всех участников образовательных отношений: воспитателя по ИЗО, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей, сотрудников библиотеки.

3.2.  План работы детской библиотеки с МБДОУ детский сад                                    «Малышок» на 2017-2018г.

Месяц

                     Мероприятия

  Исполнители

Октябрь

Экскурсия в библиотеку: «Вместе с мамой в библиотеку»

«В гостях у книжки» - игра путешествие по библиотеке.

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Родители

Ноябрь

Час загадок «Чудеса из сундучка»

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Декабрь

«Любимый писатель» - литературный час (знакомство с творчеством Н. Носова.)

Слайды о писателях.

Обзор.

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Январь

Час русского фольклора «Январь – году начало»

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Февраль

«День Ильи Муромца и всех богатырей» - игра путешествие по сказкам и былинам.

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Март

«Радуга талантов» - день поэзии (21 марта Всемирный День поэзии)

«Солнечные капельки поэзии» - книжная выставка.

«Путешествие в страну веселого детства» - выставка детских рисунков к стихам детских поэтов.

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Апрель

«Позвала нас книга в гости» (2 апреля - Международный день детской книги)

«В гостях у писателей …» - литературный час.

мультимедийная  презентация об истории создания книги.

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Май

«Есть храм у книг - библиотека» (27 мая - Всероссийский день библиотек)

Дети поздравляют библиотекарей.

 

Сотрудники библиотеки

Воспитатель

Родители

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Методические:

октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

-Семинар-практикум: «Методы и приёмы, повышение эффективность процесса развития у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО».

-Консультация для педагогов «Обогащение словаря дошкольника»

 -«Создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей» январь

 -Смотр – конкурс  уголка (центра) книги

-Академия весёлых наук «Знаешь ли ты детскую литературу?»

-Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Кадровые:

- знание методики знакомства детей с детской литературой и понимания дошкольниками произведений художественной литературы;

- владение профессионально-педагогической грамотностью в области литературного образования детей дошкольного возраста;

- обладание социально-личностными компетенциями при взаимодействии с родителями, воспитанниками и другими партнёрами по образовательной деятельности в процессе развития у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений художественной литературы;

- наличие установки на постоянное самообразование и профессиональное совершенствование в области организации воспитательно-образовательного процесса по развитию предпосылок смыслового восприятия и понимания детьми произведений художественной литературы.

Информационные:

- создание электронных образовательных пособий по теме «Произведения художественной литературы» и практическое использование ИКТ в работе;

- посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей, размещение информации на сайте ДОО;

-публикация статьи

Образовательные технологии:

-здоровье сберегающие технологии;

-технологии проектной деятельности

-технология исследовательской деятельности

 -информационно-коммуникационные технологии;

-личностно-ориентированные технологии;

-игровая технология;

-технологии предметно – развивающей среды.

3.3 Организационный раздел:

Материально-техническое обеспечение:

-Групповая комната для осуществления воспитательно–образовательного процесса в соответствии с СанПиН, ФГОС.

-Техническое оснащение для деятельности в группе (мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр).

- Библиотека детской и познавательной литературы.

- Коллекция детских мультимедийных презентаций.

- Интернет – ресурсы, сайт ДОУ.

Учебно-методическое обеспечение:

 -Портреты писателей.

-Художественная литература (книжные издания со сказочным содержанием, сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок, чистоговорок, книги о животных);

- Наглядные модели к сказкам;

 - Игры-конструкторы, развивающие игры, настольно-печатные игры;

- Картотека дидактических, творческих и  подвижных игр, игр-драматизаций и материалов.

-Театр (театр мягких игрушек, театр плоскостных фигур, театр на фланелеграфе, настольный театр картинок); (настольный, пальчиковый, бибабо, кукольный, и т.д.)

- Костюмы театральные.

-Альбомы для творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников (5-7 лет)на 2017-2019 уч.год

Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно - залог успешного обучения в школе....

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....