Доклад "Развитие грамматического строя речи детей через словесные игры"
учебно-методический материал по развитию речи

Прохорова Юлия Петровна

Овладение речью – важный этап в жизни ребенка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. Развитие речи включает разные компоненты: становление звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматического и лексического строя речи, развитие общеречевых навыков и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи детей через словесные игры.

Овладение речью – важный этап в жизни ребенка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. Развитие речи включает разные компоненты: становление звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматического и лексического строя речи, развитие общеречевых навыков и связной речи.

У детей дошкольного возраста даже с нормальным развитием речи возникает много трудностей при овладении грамматически правильной речью, а у детей с нарушением развития речи этих трудностей еще больше.

Продуманная система игр и упражнений позволяет педагогам расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами и закрепить их в речи. Формирование лексико – грамматического строя речи у детей осуществляется не только на организованных занятиях по развитию речи, но и во всех видах детской деятельности – и совместной и самостоятельной.

В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают названиями наглядно представленных или доступных их деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Смысловым содержанием слова дошкольник овладевает постепенно, по мере развития познавательных возможностей. Важна работа педагога по раскрытию многозначности слова. Одновременно с многозначностью слов дети осваивают синонимы и антонимы.

Игры и упражнения, направленные на формирование системных связей лексикона дошкольников с опорой на действия со словом:

  • Разложи картинки
  • Разложи картинки по сходству
  • Пара к паре
  • Догадайся, каким будет четвертое слово
  • Назови лишнее слово
  • Назови одним словом
  • Что из чего состоит
  • Отгадай предмет
  • Отгадай по описанию
  • Выбери два слова – неприятеля
  • Закончи предложение

Словообразование:

  • Большой – маленький
  • Помоги маме найти своих детенышей

Сочетаемость слов:

  • Добавь слово
  • Отгадай, кто это
  • Назови, что делает
  • Подбери точное слово
  • Соедини слова
  • Поиграй со словом
  • Сравни два предмета
  • Выбери правильный ответ

Составление предложений:

  • Назови пропущенное слово
  • Закончи предложение
  • Чудное превращение
  • Объясни, почему, зачем, когда
  • Кто больше

Овладение детьми словарным составом и грамматическим строем языка происходит в процессе практики речевого общения, в процессе восприятия речи других и высказывания своих мыслей. Для того чтобы ребенок правильно воспринимал речь, ему мало знать слова, из которых она состоит, дошкольнику еще надо понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов, т.е. словоформ и их соединения. Для формирования грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Содержание игр по формированию лексико – грамматического строя речи должно включать:

Словоизменение

  • Единственное и множественное число имен существительных
  • Употребление имен существительных с предлогами
  • Изменение глаголов по временам, числам и родам
  • Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе
  • Согласование имен существительных с именами числительными

Словообразование

  • Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов
  • Образование имен прилагательных при помощи уменьшительных суффиксов
  • Образование относительных имен прилагательных (картонная коробка)
  • Образование притяжательных имен прилагательных
  • Образование наречий от имен прилагательных (утро светлое – светло)
  • Образование глаголов при помощи приставок (наливают, выливают)
  • Образование сложных слов (сам летает – самолет)
  • Образование однокоренных слов

Наилучших результатов в непростом деле формирования лексико – грамматических представлений удается достичь тогда, когда взрослый проявляет заинтересованность, доброжелательное внимание к ребенку, восторженно и эмоционально поощряет его даже за самую маленькую удачу и старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесная игра, как средство формирования грамматического строя речи детей с ОНР

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в с...

Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных ...

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноц...

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

  Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоц...

«Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников через дидактическую игру»

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, ...

«Формирование лексико-грамматического строя речи дошкольников через дидактическую игру»

Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие ...