Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Сарафанова Галина Александровна

Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryto_zanyatie_sarafanova.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 69 «Мальвина»

Конспект открытого занятия по развитию речи.

Тема: "Устное народное творчество. Сказки"

             Подготовила:

                                                   Сарафанова Галина Александровна

                                                     

г. Тамбов 2018г.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"

Цель: приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи: 

Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; систематизировать знания о русских народных сказках; вспомнить названия сказок, героев сказок; учить узнавать сказку по заданию; учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблиц; активизировать словарный запас детей; вспомнить порядок появления героев в сказках;

Развивающие: развивать умение действовать согласованно; развивать речь детей как средство общения; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоциональные чувства; снятие мышечного и нервного напряжения.

Реализация детских видов деятельности в НОД:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- игровая;

- коммуникативная;

- продуктивная;

- музыкально-художественная.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и т.д.

Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси-лебеди».

Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», «Колобок» с использованием мнемотаблиц.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: мнемотаблицы к сказкам «Вершки и корешки», «Три медведя», сундучок, письмо от Домовёнка Кузи, подсказки от Кузи, подарки (медали «Знатоку сказок», раскраски по мотивам русских народных сказок), Цветик – семицветик, картинки с изображением героев сказки «Теремок», маски героев сказки «Репка», ключи разной формы, дверь в страну сказок, замок.

Ход занятия.

I. Вступительное слово воспитателя

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

Воспитатель: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та - своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки и сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

II. Сюрпризный момент

(Стук в дверь). Ребята, пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы играете и слушаете сказки!

Вот я и решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный цветик-семицветик.

Кто загадки отгадает, тот подарок получает!

- Но, прежде чем найти этот волшебный сундук, я вам предлагаю выполнить несколько заданий, которые для вас приготовил в мире сказок».

- Ребята, ну что, вы хотите найти подарки, которые подготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам.

- Перед нами дверь в страну сказок. Только она закрыта! Чтобы открыть дверь, нам нужен ключик. Давайте его отыщем среди других.

(Дети ищут ключ).

- Как вы решили, что именно этим ключиком можно открыть сказочную дверь? (Ответы детей.)

- Дверь мы в сказку открываем,

В мир волшебный попадаем!

- А вот и первое задание с подсказкой от Кузи  «Перед вами таблицы с разными сказками. Угадайте, что это за сказки и ответьте на мои вопросы».

МНЕМОТАБЛИЦЫ

 «Три медведя». О ком эта сказка? На чьей кровати спала Маша?

«Вершки и корешки». О ком эта сказка?

- Молодцы! Справились с заданием. Второе задание и подсказка:

- Молодцы ребята и с этим заданием справились!

Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова - в путь!

Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

Вот Снегурочки слова:

Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как снежинки.

- Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.

Гуси - … (лебеди)

Кощей … (бессмертный)

Аленький … (цветочек)

Заюшкина … (избушка)

Мальчик … (с пальчик)

Вершки и … (корешки)

По щучьему … (веленью)

Маша и … (медведь)

Курочка … (рябя)

- А вот и последнее задание: «Закончи сказку»

- А теперь вы посидите,

И внимательно смотрите,

Чтобы слова не пропустить

И верно сказочку сложить.

 

 Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под … (кустом)

Очень рады мышь-норушка

И зеленая … (лягушка)

Рад и побегайчик –

Длинноухий … (зайчик)

 

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко –

И кабан туда попал,

И лиса, и … (мишка)

 

Всем хватило места в нем –

Вот какой чудесный … (дом)

«Дзинь-ля-ля!» - поёт синичка.

Это сказка … («Рукавичка»)

 

Маша в коробе сидит,

Далеко она … (глядит)

Кто несет её, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет её … (медведь)

Вместе с пирогами.

 

Путь не близкий,

Дальний путь,

Хочет мишка … (отдохнуть)

Только Маша не даёт

На пенёк присесть

И румяный … (пирожок)

По дороге … (съесть)

 

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь,

А название у книжки – … («Маша и медведь»)

- А кто помнит, какие слова говорил медведь, когда шёл с коробом в деревню? (Ответы детей)

- А что ему отвечала Машенька? (Ответы)

- Ну вот мы и добрались до цветика-семицветика. Если мы отгадаем все загадки, то сможем открыть сундук и достать подарки.

1. Носик круглый, пятачком,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек – копытца,

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

2. В чаще темной заблудилась и в избушке поселилась.

У медведя на свой страх пожила она в гостях.

Наша девочка с хитринкой – забралась она в корзинку.

За плечами у медведя с пирожками вместе едет.

Как смешно на них смотреть – это ….(Маша и медведь).

3. Ждали маму с молоком, а впустили волка в дом….

Кем же были эти маленькие дети? (козлята, сказка «Волк и семеро козлят»).

4. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

5. Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. 
(Колобок)

6. У Алёнушки сестрицы.

Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

7. Невысокая избушка

в ней живут лиса, лягушка,

мышка, заяц, серый волк -

в крепкой дружбе знают толк.

К ним ещё медведь просился,

только он не поместился.

Залезая он бы мог

разломать весь (Теремок)

- Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем его, и посмотрит, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.

- Спасибо домовёнку за подарки!

IV. Подведение итогов

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- Чему учат сказки? (Добру, товариществу, быть трудолюбивым, смелым, помогать в беде и т.д.)

- О каких сказках мы сегодня говорили?

- А подарки вам понравились? А чтобы домовёнок Кузя на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) "ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ"

Програмное содержание1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение3. Совершенствовать навыки выразите...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи " В гости в сказку к бабушке"

Цель:• Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.• Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.• Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «По сказкам К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Упражнять в звукоподражании, четком произнесении...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе (драматизация сказки) на тему "Колобок"

Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщаться к нему.  Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей: непослушание, самонадеянность, доверчивост...

Конспект открытого занятии по развитию речи на тему: «Народные игрушки».

Конспект  открытого занятии  по развитию речи  на тему: «Народные игрушки»....