Занятие по развитию речи «Дифференциации звуков «Б», «П»» в старшей группе. «В гостях у клоунов»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бойчук Мария

Цель. Дифференциация звуков «Б», «П».

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

формировать умение дифференцировать звуки «Б», «П» в словах; продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическую дифференциацию звуков «Б-П»;   

развивать фонематический слух, слуховое  внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать у детей самоконтроль за речью;

развивать дисциплинированность, закреплять уважительное отношение к сверстникам, совершенствовать умение выслушивать товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия 45 КБ

Предварительный просмотр:

Бойчук М.П.

воспитатель ГБОУ АО «ШИ № 3 для обучающихся с ОВЗ»

Занятие по развитию речи «Дифференциации звуков «Б», «П»»

в старшей группе.

«В гостях у клоунов»

Цель. Дифференциация звуков «Б», «П».

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

формировать умение дифференцировать звуки «Б», «П» в словах;                                              продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематическую дифференциацию звуков «Б-П»;  

развивать фонематический слух, слуховое  внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

формировать коммуникативные навыки;

воспитывать у детей самоконтроль за речью;

развивать дисциплинированность, закреплять уважительное отношение к                 сверстникам, совершенствовать умение выслушивать товарища.

Оборудование: 2 магнитные доски , картинки клоунов  Бом  и  Пом,  предметные картинки со звуком «Б» и «П» – бочка, почка, воробей, пони, петух, забор  и др., картинки для обозначения звонких и глухих звуков   по количеству детей , картинки-раскраски клоунов, запись логопедической распевки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня нам с вами пришло письмо, а что в этом конверте, мы узнаем, когда отгадаем загадку:

По материалу – бумажные,

По цвету – разноцветные,

По форме – прямоугольные –

Что это может быть?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, это билеты.

Нам прислали билеты в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем отправиться в путь,  дома нужно порядок навести.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Сначала пропылесосим ( упражнении е « покусаем губки»)

Потом испечем блинчики (упражнение «Блинчики»)

Уберем вещи в шкаф (сначала спрячем верхнюю губу, потом спрячем нижнюю губу).

Теперь дадим себе отдохнуть (пе- пе- пе)

  1. Логопедическая  распевка  Е.Железновой  «Автобус».

Воспитатель: Мы закончили наводить порядок и отправляемся в цирк. А в цирк мы поедем на автобусе. Автобус зовет всех занять свои места. Пи – Пи, Би- Би. Давайте повторим все вместе Пи-Пи, Би-Би.

Под музыку дети вместе с воспитателем «едут на автобусе», имитируя движения.

  1. Дыхательная гимнастика (развитие плавного длительного выдоха).

«Едем мы на автобусе, а на встречу облака плывут. Чтобы не было дождя, нужно их раздуть.  Но  дуть нужно правильно , только тогда они уплывут  (вдох  глубокий, выдох длинный – на облачко, пока  оно не исчезнет. При вдохе плечи не поднимать, на выдохе щеки не раздувать П-Ф.»

  1. Активизация знаний детей по теме.

Воспитатель: На пути оказался хлебный магазин. Давайте сделаем                остановку . Послушайте названия изделий, которые вы видите на «витрине»,             и назовите звук с которого начинается слово:

-бублики, батон, булка, баранки, блины;

-пирожки, печенье, пицца, пончики.

Ответы детей.

Воспитатель: Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

Правильно, о звуках «Б» и «П». Вспомним,  что звук «Б»-согласный, звонкий

     6.Упражнение на развитие зрительного внимания.

Воспитатель: Вот мы и приехали в цирк. Познакомьтесь – это клоун  Бом и клоун Пом. Кто заметил различия между ними? (на магнитных досках изображения 2 клоунов. В изображениях  клоунов есть несколько отличий.)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Давайте вместе повторим их имена. С какого звука начинается имя Бом? А имя Пом?

Ответы детей.

     7.Упражнение на развитие слухового внимания.

Воспитатель: Наши клоуны приготовили для нас интересные задания .  Послушайте внимательно и повторите : бам- бом –бим-бум, пам- пом- пим-пум.

     8. Звуковой анализ слов  с использованием малых фольклорных форм(на каждую загадку – соответствующая   картинка).

Кто по соснам и по елям, ловко скачет, ветки гнет,

Видит, шишки где поспели, и к себе в дупло несет ?

Дети:  Белка.         

Воспитатель: Звук б стоит в начале или конце слова?

Ответы детей.

Воспитатель: Картинку с белкой поставим к  какому клоуну?

Правильно к Бому.

Чик –  чирик!

К зернышкам  прыг !

Клюй, не робей! Кто это? (воробей).

Воспитатель:  А эту картинку мы к какому клоуну повесим?

Ответы детей.

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку.

Быстро грызет, мелко жует,

Сама не глотает  что это, кто отгадает ? (Пила)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает. Время считает (петух)

Низкорослой он породы.

Не боится непогоды.

Высотою метр в холке.

Умный взгляд, крутая челка.

Пышный хвост, густая грива.

Мощный, добрый и игривый (пони)

    9. Дифференциация оппозиционных звуков в словах.

Воспитатель: У наших клоунов есть незаконченные стихи , подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

а) Капусту вытащили из  …….(бочки),

Листья появились из ……….(почки);

б) Старик опирался на ………..(палку),

Крыша опирается на ………(балку);

в) На воротах хороший ……….(запор),  

Вокруг дома построен ………(забор);

г) В синем море волны …………(плещут),

В синем небе звезды …………(блещут).

    10.Ритмическая разминка.

Мы с вами немного устали. Давайте отдохнем

Мы топаем ногами –

Топ- топ- топ.

Мы хлопаем руками –

Хлоп – хлоп- хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

По кругу мы идем

    11.Дифференциация звонких и глухих звуков.

Воспитатель:  Ребята, вы знаете, что звук Б – звонкий, как колокольчик. А звук П – глухой. Я вам сейчас раздам картинки с изображением колокольчика и буду называть слова. Когда вы услышите слово со звуком Б – поднимаем карточку с колокольчиком.

Картинки  ( помидор, банан, пальто, букет, белка, пила, бабочка, погода, башмак, пена, пони).

Воспитатель: Вы , ребята, все молодцы! Вот вам сюрприз от наших клоунов. Дома красками раскрасьте их портреты.  (воспитатель раздает раскраски ).

Воспитатель: Вот и закончилось представление. Нам пора отправляться в группу. Занимайте свои места в автобусе и мы отправляемся в обратную дорогу.  (под музыку возвращаемся ).

    12. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?

Чему сегодня мы  учились?

С кем познакомились?

Какие звуки учились отличать?

Литература.

1.О.И. Крупенчук  Научите меня говорить правильно!  СПб.: Литера, 2005.

2. Е.М. Косинова    Моя первая книга знаний. Азбука правильного       произношения  М.: Эксмо,2005.

3. Т.А. Ткаченко Коррекция фонетических нарушений у детей М.: Владос, 2005.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш" (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

Презентация к занятию по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ц" для старшей группы (по В.В. Гербовой)

Конспект занятия приведен в издании Гербова В.В, Развитие речи в детском саду: старшая группа. - М., Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с. на с. 44. В презентации содержатся комментарии для облегчения труда ...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ш"(старшая группа)...

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ц"(старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "Дифференциация звуков "С" и "Ц"(старшая группа)...

Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...

Конспект занятия. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С для старшей группы.

Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции з...

Конспект занятия по развитию речи/ Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе...