Говорим играючи
статья по развитию речи (младшая группа)

Далеко не секрет, что сколько и как говорит ребенок напрямую зависит от того, как часто с ним говорят взрослые. Не даром молодым родителям рекомендовано разговаривать с ребенком с первых дней жизни: называть разные предметы, показывая их, имитировать звуки животных, озвучивать собственные действия. В этой статье собраны самые интересные “игры со словами”, которые не только развлекут вашего ребенка, но и помогут пополнить его словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_igry.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования.

Говорим играючи

Автор: Демина Марина Николаевна

ГБДОУ детский сад №31

2019 год

Санкт-Петербург

Далеко не секрет, что сколько и как говорит ребенок напрямую зависит от того, как часто с ним говорят взрослые. Не даром молодым родителям рекомендовано разговаривать с ребенком с первых дней жизни: называть разные предметы, показывая их, имитировать звуки животных, озвучивать собственные действия. В этой статье собраны самые интересные “игры со словами”, которые не только развлекут вашего ребенка, но и помогут пополнить его словарный запас.

Игры для самых маленьких (подходят для малышей от 7-ми месяцев).

“Где?”

Взрослый задает ребенку вопросы: “Где окошко (дверь, кроватка, медведь)?”, а ребенок должен показать то, о чем его спросили. Если малыш показывает правильно, взрослый радуется и хлопает в ладоши (или гладит ребенка по голове). Если же ребенок не знает, то взрослый сам показывает предмет, называя его: “Вот окошко!”.

Детки более старшего возраста (3-4 года) также с удовольствием участвуют в этой игре, только вопросы для них, разумеется, должны быть по сложнее.

“Съедобное-несъедобное”

Наверняка многие из нас в детстве играли в такую игру, вариаций которой невообразимое множество - с карточками, мячом и другими игрушками. Для самых маленьких эту игру можно интерпретировать следующим образом: взрослый называет разные предметы, которые ребенок уже знает, и как только среди обычных “стула, ложки или мяча” попадается что-нибудь съедобное, ребенок говорит “Ам!” или хлопает в ладоши.

“Части тела”

Взрослый стучит пальцами по столу, приговаривая: “Кап-кап, дождик, сейчас намочит носик (ухо, ручку, животик)”. Ребенок должен “спрятать от дождика” названную часть тела. Если он этого не сделал, взрослый помогает ребенку, указав на нужную часть тела, обязательно называя ее: “Кап-кап, на нос”.

Рекомендуется начинать игру с простых частей тела, таких как нос, уши, глазки, ручки, ножки и т.д., постепенно добавляя более сложные - запястья, макушку, ладони, висок и т.д.

Игры-вопросы (подходят для детей от 3,5 лет).

“Папа-мама-ребенок”

Взрослый проговаривает: “Папа - кот, мама - кошка, ребенок...”. Малыш отвечает (“котенок”). В игре можно использовать любых известных ребенку животных, а через некоторое время, когда ребенок начнет быстро и уверенно называть детенышей, можно усложнить задачу, называя, только “папу” или “маму”.

“К нам в гости пришел...”

Взрослый говорит: “К нам в гости пришел заяц (слон, корова, кот), чем мы с тобой будем его угощать?”. Ребенок отвечает (“морковкой”). Если малыш не знает, что ответить, взрослый рассказывает, чем питается животное, которое он назвал.

Игра не только пополняет словарный запас ребенка, но и расширяет кругозор.

Логические и познавательные игры.

“Порядок действия”

Взрослый предлагает ребенку восстановить порядок действия какого-либо процесса, к примеру, процесса подготовки ко сну или утреннего туалета. Взрослый следит, чтобы ребенок не нарушал последовательность событий и “не терял” из рассказа важные этапы процесса.

Чем старше ребенок, тем сложнее может быть процесс, который просит воспроизвести взрослый. К примеру, приготовление разных блюд (салаты, супы, блины) или выполнение повседневных обязанностей (стирка белья, уборка).

“Я вижу”

Взрослый начинает описывать предмет, который находится у него перед глазами, задача ребенка правильно назвать описываемый предмет.

В целях развития речи, взрослый и ребенок могут поменяться местами: ребенок описывает, взрослый отгадывает.

“Снежный ком”

Чаще всего этот вид словесной игры используется в подростковом возрасте в качестве игры-знакомства. Однако и для малышей она будет полезна.

Для начала взрослый и ребенок выбирают категорию слов, например одежда. Взрослый называет первый предмет гардероба. Затем ребенок должен повторить предмет, названный взрослым, а потом назвать другой предмет одежды. Далее взрослый добавляет к цепочке третий предмет, после чего, ребенок должен назвать три предыдущих слова и свое четвертое. Так может продолжаться ровно столько, сколько ребенок в состоянии правильно воспроизвести. Для возраста 3-4 года рекомендуется воспроизводить не более 10-15 слов.

Игра тренирует внимательность и память.

Игры на развитие речи и фантазии.

“Сочиняем сказку”

Взрослый совместно с ребенком историю. Каждый придумывает по предложению.