Конспект тематического мероприятия для детей средней группы «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК СО СКАЗКАМИ»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Дашкина Татьяна Васильевна

Автором представлен конспект тематического мероприятия для детей средней группы с использованием карт Проппа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodionova_proppa_tablitsa.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК СО СКАЗКАМИ»

(конспект тематического мероприятия для детей средней группы)

                                                                      Конспект составил:

 воспитатель Родионова Т.В..

                                                                          Мероприятие провел:

  воспитатель Родионова Т.В.

                                                                                   воспитатель Ельшова Е.В.

2017-2018 учебный год

п.г.т. Стройкерамика

 «Волшебный сундучок со сказками»

тематическое мероприятие в средней группе

(работа с картами Проппа)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Цель - Составление волшебных сказок с использованием карт Проппа.

Задачи:

Образовательная.

Научить детей использовать карты Проппа, как опорные модели для составления собственных сказок, рассказов.

Развивающая.

Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

Активизировать связную речь и обогащать словарь детей.

Воспитательная.

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Предварительная работа:

- чтение сказок и рассказов;

- беседы;

- отгадывание загадок;

- рисование, лепка, аппликация;

- игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, словесные, настольно-печатные;

- разучивание скороговорок и потешек;

- пальчиковые и дыхательные гимнастики;

- слушание музыкальных произведений;

- физминутки.

 

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, рассказывание, отгадывание загадок, чтение стихов и закличек;

Практические: физминутка «Зарядка Семи гномов» ; игра: «Угадай персонажей сказки»; игра: «Волк и козлята»; игра «Собери пазлы».

Наглядные: карты «В.Я.Проппа»

Материалы и оборудование: карты «В.Я.Проппа»; 2 мольберта; пазлы.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы

организации совместной деятельности

Двигательная

Физ.минутка «Зарядка Семи гномов»; подвижная игра «Волк и козлята».

Игровая

Игра «Собери пазлы».

Коммуникативная

Беседа о сказках; игра «Угадай персонажей сказки» (отгадывание загадок); работа с картами Проппа; сочинение сказки.

Музыкально-художественная

Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Баба-Яга», Э.Григ «Утро».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Цель

1

Воспитатель приглашает детей в зал.

Дети входят в зал.

Сформировать интерес к предстоящей деятельности.

2

Воспитатель проводит беседу на тему; «Что такое сказки?», «Кто сочиняет сказки?»

Дети слушают, отвечают на вопросы, поддерживают беседу.

Поддержать интерес к предстоящей деятельности. Развивать мышление, внимание, память.

3

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай персонажей сказки».

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга).

3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).

4. Посадил ее дед в поле,

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули,

Очень крупная была. (Репка).

5. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей. (Колобок).

6. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка).

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята).

Дети угадывают персонажей сказки.

Развивать логическое мышление, умение угадывать знакомых персонажей сказок.

4

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Волк и козлята».

(Выбирается волк, остальные дети - козлята. Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:

«Мы веселые козлята

Озорные  все  ребята,

Не  боимся  никого

Кроме волка одного.

подходят к волку)

Серый  волк, не зевай

Нас скорее  догоняй»

На последние слова «волк» догоняет «козлят».)

Подвижная игра «Волк и козлята».

Развивать двигательную активность.

5

Воспитатель предлагает детям прочитать сказку, и обнаруживает, что сказки исчезли.

Дети слушают.

Поддерживать интерес к предстоящий деятельности.

6

Выходит герой – Баба Яга и сообщает детям, что вернёт сказки если мы сочиним свою, новую сказку.

Дети наблюдают за героем.

Поддерживать интерес к предстоящий деятельности.

7

Воспитатель предлагает детям взять в помощь карты Проппа.

Дети соглашаются.

Поддержать интерес к предстоящей деятельности.

8

Воспитатель предлагает вспомнить знакомые детям карточки.

Дети соглашаются.

Развивать память, внимание, выразительность речи.

9

Воспитатель показывает   по порядку карточки и предлагает назвать их.

Дети рассматривают и называют.

1 карта – Жили Были

2 карта  Запрет

3 карта – Нарушение запрета

4 карта - Враг начинает действовать

5 карта - Друг-помощник

6 карта - Враг оказывается поверженным

7 карта Счастливый конец.

Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, память, мышление.

10

Воспитатель предлагает немного отдохнуть: Физминутка «Зарядка семи гномов»

Первый гном присел и встал, (приседания)

А второй вдруг побежал, (бег на месте)

Третий плавно покружился, (кружатся направо)

А четвёртый наклонился. (наклоны)

Пятый вправо повернулся, (поворот направо)

А шестой назад прогнулся, (наклон назад)

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)

Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».

Физминутка «Зарядка семи гномов».

Формировать интерес к двигательной активности.

11

Воспитатель предлагает сочинить сказку, опираясь на карты Проппа.

 Дети сочиняют сказку, используя карты Проппа.

Закрепить умение сочинить и рассказывать сказку по картам В.Я.Проппа

12

Проводится игра «Собери пазлы»

Дети собирают разрезные картинки с изображениями героев сказок; «Кощей бессмертный», «Снегурочка», «Дюймовачка», «Баба –Яга». После игры проводится беседа « почему героев назвали именно так»)

Развивать логическое мышление, внимание, память.

13

 Баба Яга хвалит детей за сказку и дарит в подарок книжки со сказками.

Дети благодарят за подарки.

Создать детям хорошее настроение.

Конспект составил: воспитатель Родионова Т.В.

Список литературы:

  1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2001. - 368 с.;
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В.Я. Пропп - Л.: Лениздат, 1986. - 415 с.( http://e-libra.su/read/165696-istoricheskie-korni-volshebnoj-skazki.html);
  3. Пропп В.Я. Морфология «волшебной сказка» (http://e-libra.su/read/165693-morfologiya-volshebnoj-skazki.html);
  4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.;
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. (https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/07/18/l-b-fesyukova-vospitanie-skazkoy).