Игры с любопытным язычком
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Папилова Татьяна Дмитриевна

Работа на артикуляцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_yazychka.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ

ЛЮБОПЫТНОГО ЯЗЫЧКА»

ЦЕЛЬ:

·  повторение пройденного материала;

·  закрепление приобретенных навыков;

·  коллективное творчество.

ЗАДАЧИ:

·  стимулировать эмоциональное восприятие детьми заданий и упражнений;

·  выявить слабые места в приобретенных ранее навыках;

·  развить активность детей;

·  побудить детей к активному действию.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей! Сегодня у нас необычное занятие. Мы повторим и покажем все, чему научились за это время, какие мы дружные, веселые и умелые. Но для начала давайте поздороваемся так, как мы делаем это на наших занятиях.

(Приветствие)

Педагог (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Здравствуйте!

Педагог: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по знаниям

и умениям с нашим любопытным язычком. Почему именно с язычком? Кто знает?

(отвечают)

Дети: Потому что язык помогает нам говорить и петь.

Педагог: Правильно. Но прежде чем отправится с путь, отгадайте мою загадку.

Нам лентяйничать нельзя

Приучаемся к порядку.

Приготовились, друзья,

Дружно делаем…

Дети (отвечают): Зарядку!

Артикуляционная гимнастика (текст М. Селяниновой)

Педагог:

Покусаем язычок,

Чтобы петь он нам помог.

Но не сильно, а слегка

Только кончик языка. (покусывание кончика языка )

А теперь ребята ловко

Пожуемся, как коровки. (жуем задними зубами бока язычка)

Язычку не нравится,

Он сбежать пытается. (просовываем язык между зубами)

Непослушный язычок

Мы посадим под замок.

Стал он бегать и скакать,

Стал он ход везде искать. («щеточка» - круговые движения языком

по зубам, рот при этом закрыт)

Потолок обшарил, пол (чешем языком верхнее и нижнее твердое небо)

И по стеночкам прошел (протыкаем языком щеки)

Где он только не искал?

Вдруг, нашел и убежал. (язык выставляем)

Педагог: Молодцы! Размялся наш язычок. А теперь слушайте следующую загадку.

Если я их размыкаю -

Звук какой-то извлекаю.

Если плотно их сожму -

То лишь слышно «М...да…м!»

Дети (отвечают): Губы.

Разминка для губ (текст М. Селяниновой)

Педагог:

Губку верхнюю вверх (поднимают верхнюю губу, показывая зубы)

Губку нижнюю вниз (опускают нижнюю губу, делая обиженную гримасу)

А потом широко, широко улыбнись. (улыбка)

Педагог: А теперь мы отправляемся в путь. Закрывайте глаза и слушайте внимательно, на чем же мы поедем.

Звуковой момент «путешествие».

(Можно использовать классический набор звуков на синтезаторе

или театральные звуки найти в интернете).

Дети слушают. Отвечают.

Педагог: Скажите, ребята, что мы выражаем, когда улыбаемся?

Дети: Радость.

Педагог: А когда наша нижняя губка опущена?

Дети: Обида.

Педагог: Правильно. Давайте вспомним, когда мы обижаемся, радуемся, плачем, удивляемся – одним словом это называется…

Дети: Эмоции.

Педагог: Правильно. Посмотрите, наше необычное солнышко выглядывает.

Стихотворение «Удивительное солнце» (текст М. Селяниновой)

Во время стихотворения дети повторяют за примерами на доске выражение лица при том или ином эмоциональном состоянии (если позволяет техническое оснащение, можно использовать проекцию на экран или монитор телевизора).

Педагог:

Хорошо всем нам живется,

Если солнышко …

Дети: Смеется! (на доску вывешивается изображение солнышка

со смехом, ранее дети выполняли это задание дома,

заполняя пустые солнышки с названием эмоции)

Если вдруг оно грустит –

И у нас печальный вид. (на доске солнышко грустное)

Если все нам удается,

Пусть нам солнце …

Дети: Улыбнется! (солнышко с улыбкой; если дети думают, что смех

и улыбка это одно и то же, следует объяснить,

что у них разные мимические признаки)

Туча грозная примчалась…

Ах! И солнце …

Дети: Испугалось! (испуганное солнышко)

Гром на небе – не годится.

Будет солнышко…

Дети: Сердиться! (сердитое солнышко)

Дождь идет, и купли скачут

Это наше солнце…

Дети: Плачет! (солнышко со слезками)

Педагог: Ребята, хочу вам сказать, что наш язычок очень любит разговаривать разными голосами. Не верите? Давайте вспомним одно упражнение, но сначала загадка.

Говорю я брату: - Ох!

С неба сыплется горох!

- Вот чудак, - смеется брат,-

Это не горох, а …

Дети: Град!

Педагог: Молодцы! Повторяем стихотворение «Град».

Град, а град! (дети кончиками пальцев легонько постукивают

Ты чему так рад? себе по голове, говорят своими голосами)

Прыгаешь, смеешься,

Да еще дерешься! (говорят сердито, грозят пальчиком)

Я совсем не рад – (движения те же, но голос звучит в нижнем

Отвечает град. регистре, т. е. басом)

Просто солнца луч

Просверлил дыру из туч... (поднимаем руки вверх и голосом плавно

поднимаемся до самого высокого звука, фальцета)

И я вывалился. Лечу… (руки опускаем и вновь скользим с высокого звука

до самого высокого)

И всю землю колочу. («колотим» по груди вызывая вибрирующий звук)

Педагог: И нам пора отправляться в путь. Послушаем на этот раз, на чем мы поедем?

Звуковой момент «путешествие»

Педагог: Да, замечательно наш язычок попутешествовал. Ему стало так весело, что хочется уже петь и танцевать. Но надо нам ему напомнить, что нужно для правильного пения.

Песенка «Правила хорошего пения»

Педагог: Какой наш язычок весельчак и шалун. А вы всегда слушаетесь взрослых или хочется иногда пошалить?

(Дети отвечают)

Педагог: Отгадайте мои следующие загадки.

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Дети (отвечают): Дождь! (на доске картинка с дождиком)

Город весь глядится

В зеркала из водицы.

Дети: Лужи! (картинка с лужами)

Отчего я так вздыхаю,

Низко глазки опущу.

Не болею, не чихаю,

А скучаю и...

Дети: Грущу! (картинка, изображающая грусть)

Мы вымыли руки и сели за стол,

А он, неумытый, обедать пришел.

И с ним бесполезна любая беседа:

Он вымоет лапки, но после обеда.

Дети: Кот! (картинка с котом)

Педагог: А теперь посмотрите на картинки и подумайте, в какой из песен мы встречаем эти слова? Дождь, лужи, грусть, кот.

Дети: Шалунишки.

Педагог: Правильно, теперь давайте вспомним слова этой песни, но только мы будем не просто их говорить, а произносить так, как они звучат в песне и в ритм хлопать.

(Повторяем слова с ритмичными хлопками)

Педагог: Молодцы! А теперь под музыку.

(Исполняем под фонограмму)

Педагог: Осталось нашему язычку вместе с нами потанцевать.

(Исполняем песню с движениями)

Педагог: Мы работали, устали. Нам обратно, не пора ли?

Звуковой момент «путешествие». Слушаем. Отгадываем.

Педагог: Вот и подошло к концу путешествие с любопытным язычком по нашим знаниям и умениям. Мы с вами повторили многое, чему раньше научились. А теперь пора прощаться.

Педагог (поет): До


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренажер "Веселый язычок"

мультимидийная презентация с дидактической игрой. Цули игры : употребление существительных в ед. и мн. числе...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Любопытный Язычок».

Совместная образовательная деятельность по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников...

Мастер-класс для педагогов по развитию речи Сказка «О любопытном язычке»

Мастер – класс для педагогов по развитию речиСказка «О любопытном язычке»Цель: продемонстрировать проведение артикуляционной гимнастики в виде сказки педагогам дошкольного учреж...

Беседа "Как был наказан любопытный язычок"

дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, чтонельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками....