Представление собственного опыта
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Бекетова Ольга Борисовна

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я Бекетова Ольга Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории. Педагогический стаж 14лет. В Большетарховской общеобразовательной средней школе работаю с 2015 года.

C 1

Тема,которой хочу с вами поделиться:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ.

Мое педагогическое кредо:

Учить сегодня – сложная задача.

Ученье, как вершина, нас зовет.

Быть современным, грамотным,

А это значит - учить себя, чтоб двигаться вперёд!

C2

Актуальность

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

С3

Созданная Генрихом Сауловичом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

С4

Основным показателем уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Однако педагогами не уделяется достаточное внимание использованию приемов и методов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.

Возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий развития связной речи у старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.

С5

Цель:

Определитьпедагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Объект:

процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет:

педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

С 6

Гипотеза:

если соблюдать следующие условия:

1. Обучать детей созданию образных характеристик путем творческой реализации сравнений, загадок, метафор;

2. Обучать детей обобщенным алгоритмам построения высказываний различных типов;

3. Стимулировать детей к созданию творческого продукта в речевой деятельности посредством использования алгоритмов мышления и приёмов фантазирования,

то

процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий будет осуществляться эффективно.

С7

Задачи исследования представлены на слайде:

1. Изучить сущность процесса развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить критерии и уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать экспериментальную программу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий.

4. Проанализировать результаты исследования.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент;

3. Математические методы: количественная обработка эмпирических данных.

С8

На слайд выведены авторы психолого - педагогические концепции речевого развития детей, которые являлись теоретической основой исследования.

Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, О.С. Ушакова, В.И.Яшина, и др., лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г. Авоян, Р.А. Будагов, Б.В. Головин, В. Гумбольдт, Н.И.Жинкин, А.А.Потебняи др.), научные труды об использовании ТРИЗ - технологий в дошкольных образовательных учреждениях (Е.А.Бобровой, А.В.Корзун, Т.А. Сидорчук, Е.О.Смирновой, А.М.Страунинга, Н.Н.Хоменко).

С9

Уникальность технологии ТРИЗ в том, что это система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.

ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое основано на общих законах теории решения изобретательских задач.

Эффективность ТРИЗ-педагогики в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. За эти качества ТРИЗ называют технологией.

Девиз ТРИЗ – «Творчество во всём»

С10

Новизна педагогического опыта.

Опыт моей работы основан на принципе природосообрАзности обучения. Мое педагогическое творчество в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Мною созданы следующие условия успешного формирования творческого потенциала воспитанников старшего возраста: (представлено на слайде)

  1. Разработан план работы по развитию связной речиу детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий
  2. Составлена дополнительная образовательная программа «Речецветик»по подготовке к школе детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и нерезко выраженное общее недоразвитие речи с элементами ТРИЗ технологий.
  3. Оформлена картотека игр на формирование системного мышления для детей младшего и старшего дошкольного возраста, изготовлены дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.

С 11

Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитывала следующие дидактические принципы, которые позволяют детям быть более раскованными в высказываниях по заданной теме: (они представлены на слайде)

Принцип свободы выбора

Принцип открытости

Принцип деятельности

Принцип обратной связи

Принцип идеальности

Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

С12

Из всего многообразия методов и приёмов данной технологии я применяю в работе следующие (представлены на слайде)

1.Мозговой штурм. (Вставить фото занятия)

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Например, игра «Хорошо плохо».

-А солнце какое, хорошее или плохое? 
Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце? 
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…) 
- А что плохого может быть в солнце? 
- Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

          - Выходит, в солнце есть что-то хорошее и что-то плохое.

2. "Да-нет-ка"(Вставить фото занятия)

Например: я загадываю слово "Слон", дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое?

Оно живет в жарких странах? Это слон?) , воспитатель отвечает только " да" или "нет", пока дети не угадают задуманное.

3. Синектика(Вставить фото занятия)метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую.

Например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, которую забыли полить и рассказать, о чем он думает в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание

«Добавь словечко»

Яркое, теплое (Что) – солнце

Снег, мороженое (Что делают) – тают

Звенит, бежит (Что) — ручей

4.Метод «Системный оператор»(Вставить фото занятия)формирование умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира.Например , игра «Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж. Раньше была икринкой - стала лягушкой. Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.

В играх  «Что с начало, что потом» -закрепляется последовательность происхождения того или иного предмета.

Игра: «Путешествие по пятиэкранке»-это наборное полотно –«пятиэкранка», это лифт на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.

В этой игре дети могут покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: игрушки, мороженное и книгу сказок не только с положительными свойствами но и с плохими и т. д.

5.Круги Луллия(Вставить фото занятия)наглядное пособие с помощью которого у детей формируется осознанное отношение к процессу комбинирования информации. Например, на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения сказок («Маша и медведь», «Красная шапочка» и др.) ; на сектора второго –главные герои (Маша, Красная шапочка, Золушка и др.) ; третьего – атрибуты героев  (Пиражки и кузовок, шапочка и т. д.). Нельзя не отметить универсальность игрового пособия, используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Полученные навыки дети закрепляют в самостоятельных играх с «Речевыми кругами» в свободное время. А самое главное, использование данного пособия, способствует формированию умения ребенка строить предложения, т. к. в основе лежит алгоритм.

С13

Структура НОДс использованием ТРИЗ-технологии.(Фото занятия)

На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.

Второй этап учит проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач.

На третьем этапе ставитсказочные задачи и возможность сочинить собственные истории.

Четвертый этап применение новых знания для нестандартного решения задач.

С14

        Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность,(Фото проектов) так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом реализуют его в практической деятельности. Наши проекты: «Занавес театра в детском саду», «Хлеб-всему голова», «Волшебная вода», «Учимся быть добрее». Работа над проектами позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.

С15

Этапы реализации программы:

  1. Определила уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста: (критерии и показатели представлены на слайде)

Критерии

                          Показатели

Активность в речевом общении

- умеет поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и задавать их.

Связность и целостность изложения

- умеет придумывать фактический описательный рассказ об игрушке

- осознает структуру связного высказывания, определяет его тему

- умеет связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, связно излагать художественный текст, опираясь на готовое содержание и речевую форму.

Гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, пауз в связной речи

- умеет    составлять небольшой рассказ творческого характера по теме, предложенной воспитателем.

Грамматическая правильность построения предложений

- употребляет простые предложения.

- использует предложения с однородными членами.

- потребляет разные части речи.

Разнообразие лексических средств

- использует  в своей речи антонимы,  синонимы, сравнение, паронимы.

Самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках взрослого

- умеет составлять рассказы из личного опыта без помощи взрослого.

С 16

2. Подобрала диагностические методики и оборудование

Диагностик«Обследование связной речи» Н. В. Кущ

«Творческого воображения»  по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева.

3. Провела диагностику развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и проанализировала её результаты.        

С 17

Результаты обследования детейпредставлены на слайде

Образовательная область

2014-2015 учебный год

2015-2016  учебный год

2016-2017  учебный год

Средняя гр.

Старшая гр.

Подготовительная гр.

Сентябрь

Май

Май

в

ср

н

в

ср

н

в

ср

н

Речевое развитие

14

48

5

22

37

-

25

38

-

Творческое воображение

10

20

3

23

18

-

27

10

-

Итого в среднем

24

68

8

45

55

-

52

48

-

По результатам диагностики видно, что в сентябре 2014 года  идёт преобладание детей со средним уровнем развития речи и  воображения(68%), что является возрастной нормой. Также выявлены дети с высоким (24%) и низким (8%) уровнями развития речи. При повторном обследовании в мае 2016 года результаты обследования говорят о том же преобладании среднего уровня (55%), высокий уровень составляет (45%). Таким образом, дети с низким уровнем развития речи и воображения перешли в средний уровень. Результаты обследования в мае 2017г. показали качественное изменениеуровня развития речи и воображения и преобладание высокого уровня (52%) над средним (48%).

Дети приобрелиумение  находить выход из проблемных ситуаций. Решение ситуации стало более творческое, оригинальное.Повысился  уровень речевой активности, дети стали свободнее общаться.

С 18

Большим подспорьем является ведение объединения «Речецветик» в рамках часов, выделенных от МБУ «РЦТЦ и М «Спектр».Результат реализации основной образовательной программы и программы дополнительного образования:за последние 2 года у 80% детей речь стала более осознанной и произвольной. Дети учатся вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний. Они умеютсравнивать и обобщать, активно участвуют в выставках и конкурсах различного уровня.

С19

На данном слайде вы видите достижения детей за последние три года. (Фото дипломов и работа с родителями)

Воспитанники принимают ежегодно участие в Международной экологической акции «Марш парков», приуроченной к Международной экологической акции «Спасти и сохранить»;

Участвуют в различных конкурсах в рамках Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»;

Участвуютв садовских и городских конкурсах: «Осенний калейдоскоп», «Новогодняя игрушка», «Открытка ко Дню защитника Отечества», «Зеленая планета глазами детей», «Моя любимая сказка». Принимают участие во Всероссийских конкурсах и викторинах.

Благодаря достижениям детей моя деятельность также была отмеченадипломами: за участие в художественной самодеятельности и патриотическом воспитании учащихся «Самотлорские роднички», «Новогодний коллаж», «Лучший проект 2015», «Рождество Христово», «Пасха Красная», «Губернаторские состязания».

Отмечена  поощрительным дипломом Православной общины храма Рождества Христова.

С20

С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий ТРИЗ была проведена следующая работа с родителями:

- ежегодно провожу анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей»

- оформила выставкудидактических ТРИЗ-игр на развитие речи;

- провожу ежегодно консультации «ТРИЗ в детском саду»;

- оформила папку –передвижку «Что такое ТРИЗ?»

- провелаоткрытые занятия, совместные праздники, проекты.

- создала личный сайт http://nsportal.ru/beketova-olga

        2015г. – провела мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

          Таким образом, данная технология позволяет  мне успешно решать задачи  развития связной речи, творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика  очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

С21 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного опыта по художественно - эстетическому воспитанию

Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).Художественно – эстетическое вос...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Представление собственного опыта.

Данный материал поможет педагогам решить многие задачи в воспитании детей посредствам театрализованной деятельности....

Представление собственного опыта

тема: Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ...

статья "Представление собственного опыта в презентации".

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я раскрою вам секреты презентации и расскажу, как сделать презентацию яркой и интересной....