Представление собственного опыта по художественно - эстетическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Приставкина Ирина Владимировна

Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Художественно – эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного   искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx570.71 КБ

Предварительный просмотр:

                    Представление собственного опыта  по  

               художественно- эстетическому воспитанию

                     Приставкиной Ирины Владимировны,

             воспитателя МБДОУ « Большеигнатовский  детский сад  

                                 комбинированного вида»  

                          По данной теме был разработан проект:

                          « Прекрасное и нужное своими руками»

                          по декоративно - прикладному искусству    

 Художественно-эстетическое воспитание включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Художественно – эстетическое воспитание – процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения.

Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного   искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

 1.Актуальность

   Культуру России невозможно представить без народного искусства ,  которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народов, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.                                                                                                                                     На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное , усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувства радости, удовлетворение от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление, самим научится создавать прекрасное. Обучаясь декоративному рисованию и лепке, дети используют приемы народных мастеров. Они овладевают разнообразными способами создания изображения, а это способствует приобретению свободы действия, свободы творчества. У детей развивается рука, координация действий руки и глаза. Обогащение представлений о художественной  деятельности, о творчестве народных мастеров, о людях разных национальностей, приобщение детей к культуре разных народов – основной путь межнациональной толерантности. Детям доступен примерный объём знаний о культуре нескольких (двух – трех) народов (месте жительстве каждого из них, труде, быте, жилище, предметы быта, национальные  кушанья, обычаи, традиции), языке, народном творчестве, искусстве, (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоративно -  прикладного искусства).  Дети наглядно убеждаются, что Россия всегда была многонациональной страной, все народы связаны друг с другом. Они приходят к пониманию того, что необходимо чтить и уважать все народы без исключения, помогать друг другу, только тогда в стране все будет хорошо. Поэтому необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к народному творчеству, а это является залогом успешного овладения этой деятельностью и развитием детского творчества.

2.  Концептуальность

Цель:

 Развивать художественно – творческие умения и навыки детей в процессе рисования , аппликации  и лепки с разнообразным материалом (бумагой, картоном, пластилином , солёным  тестом).

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к художественно – творческой деятельности
  2. Формировать эстетическое отношение к красивым предметам и материалам, произведения декоративно – прикладного искусства.
  3. Развивать и закреплять у детей интерес к элементам народной росписи созданию декоративных композиций по мотивам народных изделий.
  4. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
  5. Обращать внимание на материал, форму, цвет, композицию, орнамент, узор, которые используются для украшения предметов.
  6. Учит проявлять фантазию и творчество в лепке и рисовании.

3. Ведущая идея опыта

Важнейшей  частью  эстетического  воспитания  является художественное  воспитание, использующее  в качестве воспитательного воздействия средства  искусства, формирующие  специальные  способности и развивающее  дарования в определённых  его видах – изобразительном, декоративно-прикладном  и др.

4. Теоретическая база опыта

 Изучив методическую, педагогическую литературу, был определён круг авторов, чьи позиции по вопросам художественно – эстетическому воспитанию детей через ознакомление  народного и декоративно-прикладного искусства . В  эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская , И.А.Лыкова и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

5. Технология опыта

   Оптимальность и эффективность средств

Основные формы  реализации проекта:

- специально организованное обучение

- расширение образовательного пространства в социуме

Предметно – развивающая среда:

- методические материалы;

- создание мини – музея;

- репродукции картин в разной технике;

- альбомы изобразительного искусства;

Деятельность педагога:

- определить проблему, постановка цели и задач;

- подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрационный материал;

- подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;

- составить перспективный план мероприятий;

- определить методы и приёмы работы;

- наблюдать за детьми, их взаимоотношениями на занятиях и в свободное время;

Совместная деятельность педагога с детьми:

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- праздники, развлечения;

- детское художественное творчество;

- игры;

- экскурсии в музей по декоративно – прикладному искусству.

Совместная работа с родителями:

- обустройство детской площадки;

- оформление выставки детских рисунков « Гжель», « Хохлома»; «Дымка»; «Городец»; « Филимоновская  игрушка».

Методы реализации проекта

Практические:

- создание развивающей среды;

- оформление уголков в группах по художественно – прикладному искусству;

- экскурсии;

Словесные:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- обсуждения;

- рассказы;

Наглядные:

- выставки, конкурсы;

- рассматривание иллюстраций;

- ознакомление с художественными образами искусства;

- информационные стенды

В своей работе уделяю большое внимание  приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству  русского и мордовского  народа.

Работаю  в соответствии с перспективным планированием, включаю  в работу с детьми разнообразные формы организации  детской деятельности.

Этапы  реализации проекта:

I ЭТАП – подготовительный

II ЭТАП – диагностический

III ЭТАП – практический

IV ЭТАП – диагностический  и  обобщающий

6. Анализ результативности

*создана предметно – развивающая среда

*разработан  перспективный  план  по работе с детьми по данной теме

*составлен перспективный план по работе с родителями

*составлены конспекты занятий

*создан познавательно – игровой  проект « Традиции и обычаи русского народа»»

*возрос уровень знаний детей о декоративно – прикладном искусстве.

7. Выводы, рекомендации

  Представленный  опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как уму  присущи   актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность. Опыт может быть использован в массовой практике .

Чем  разнообразнее  будут  условия, в которых  протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

8. Наглядное приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Голубая гжель» в рамках реализации проекта по художественно – эстетическому воспитанию « Прекрасное  и  нужное своими  руками» по декоративно - прикладному искусству.

Приоритетная  образовательная  область: художественно - эстетическое  развитие.

Подметно - пространственная  среда:  шаблоны  посуды, гуашь  голубого  цвета.

Задачи:

- закреплять  и  расширять  знания  детей  о народном  художественном  промысле русских  мастеров – гжельской  росписи  и  её особенностях.

- освоить  простые  элементы  росписи (прямые  линии  различной  толщены, точки, сеточки, капельки ) учить  самостоятельно, составлять  узор  по  мотивам  гжельской  росписи  по  форме  изделия.

-приобщать  детей  к  истокам  русской  народной  культуры.

-развивать  эстетическое  восприятие  произведений  народного  творчества,  чувство  ритма  и  композиции,  творческое  воображение.

Материалы оборудование: иллюстрации  с  изображением  гжельской  посуды, Силуэты  гжельских  изделий,  вырезанные  из  бумаги.  Краски  акварель,  палитра, кисти, стаканчики  с водой, салфетка.

Предварительная работа: знакомство с помыслом  Гжели,  рассматривание открыток, альбома, книг, посуды.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки?

                        I:\DCIM\100OLYMP\PA280002.JPG

«В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве,  недалеко  от  Москвы,  стоит деревушка   Гжель.  Давным – давно  жили  там  смелые,  да  умелые  мастера. Собрались  они  однажды  стали  думу  думать, как  бы  им  мастерство  свое показать,  да  людей  порадовать,  край  свой  прославить. Думали-думали  и придумали. Нашли  они  глину  чудесную, белую-белую,  и  решили  лепить  из нее разную  посуду  и  расписывать  ее  синей  краской  разных  оттенков. Сами  жители любили  говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они  перенести  эту синеву на белый фарфор.

- Какое  настроение  вызывает  у  вас  гжельская  роспись?

- Почему  роспись  называется  «Гжель»?

Давайте посмотрим презентацию:

                    I:\DCIM\100OLYMP\PA280004.JPG

А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров?

Давайте сначала разомнемся.

Физкультминутка

Чудо – птицы прилетели  (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки) .

На  ветвях они присели (присели),

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь) .

Воспитатель. Отдохнули  немного, а  теперь  за работу. Я вам принесла белые чайнички. Давайте  их  украсим  гжельскими  узорами.

Самостоятельная  деятельность  Гжельская  роспись  рисуется  сразу  кистью  без предварительного  рисунка  карандашом, при  этом  кисть  необходимо  держать тремя  пальцами

Ребята,  посмотрите,  как  я  буду   рисовать  завитки – петельные  линии. Я  держу кисть  у  железного  наконечника,  наклонно,  набираю  синюю  краску,  лишнюю снимаю  и  веду  плавные  линии  сверху  вниз, делаю  гжельский  завиток  и  опять возвращаюсь  вверх,  и  снова  вниз, плавно,  неотрывно,  всей кисточкой. А лепестки  и узоры  рисую  дугообразными  линиями. Они  изображаются  наоборот – снизу  вверх,  плавно  загибаю  их  и  возвращаюсь  вниз, и   так  рисую   все остальные   линии.

Обратите  внимание  на элементы  гжельской  росписи.  В  процессе  работы воспитатель   помогает  осваивать  специфику  гжельской  росписи,  закрепляю и совершенствую  приемы  рисования.

                           I:\DCIM\100OLYMP\PA280007.JPG

ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКА

Вот  все пальчики мои, их как  хочешь  назови (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими)

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

Не сидится им опять (встряхивание кистями) .

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели,

Рефлексия .

Работы выставляются на выставку.

Посмотрите,  какая  красивая  посуда  у  вас получились, как  будто  у настоящих гжельских  мастеров, настоящее  нежно-голубое  чудо! У  каждого  получился  свой, неповторимый  узор.

                            I:\DCIM\100OLYMP\PA280008.JPG

Вот  и  подошло к  концу  наше  увлекательное  путешествие  в  мир   сказки.  

А закончить  хочу  такими  строчками:

Фарфоровые  чайники,  подсвечники,  часы,

Животные  и  птицы  невиданной  красы.

Деревня  в  Подмосковье  прославилась  теперь,

Известно  всем  в  народе  ее  названье – Гжель!

Гордятся  в  Гжели  жители  небесной  синевой,

Не  встретите  на  свете  вы  красоты  такой.

Голубизну  небесную, что  сердцу  так  мила,

Кисть  мастера  на  чашу  легко  перенесла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

Сценарий театрального представления на РМО по художественно-эстетическому воспитанию на тему "Дивная игрушка"

Представляю свой сценарий театрализованного представления на РМО по художественно- эстетическому воспитанию на тему "Дивная игрушка" (дымковская игрушка)....

Представление собственного опыта.

Данный материал поможет педагогам решить многие задачи в воспитании детей посредствам театрализованной деятельности....

Представление собственного опыта

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование технологии ТРИЗ....

Представление собственного опыта

тема: Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ...

Айжанова Р.А. "Я поведу тебя в музей..." статья для родителей ( из опыта по художественно-эстетическому воспитанию)

Данная статья большей частью адресована родителям дошкольников старшего возраста и носит рекомендательный характер.Целью и задачами работы являются:...

статья "Представление собственного опыта в презентации".

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я раскрою вам секреты презентации и расскажу, как сделать презентацию яркой и интересной....