Проект "Театр и дети"
проект по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Першина Евгения Сергеевна

Театрализованная деятельность - универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой, а потребность в игре у детей, несомненно, велика. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_i_deti.docx253.65 КБ

Предварительный просмотр:

Першина Евгения Сергеевна

воспитатель первой

квалификационной работы


«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

Когда он живет в мире сказок, творчества,

Воображения, фантазии, а без этого он

засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Постановка проблемы

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно - речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма и стрессоустойчивости. Морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, особенно ярко  проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни. И здесь на помощь может прийти театр.

Актуальность выбранной мною темы на современном этапе очевидна, так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру духовной красоты скрыты в детской театрально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективного участия, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и образовательными возможностями. Театральная деятельность в ДОУ – это палочка-выручалочка для педагогов, а самое главное дети в восторге!

Театрализованная деятельность - универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой, а потребность в игре у детей, несомненно, велика. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГТ.

Новизна данного проекта заключается в развитии сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность с детьми и их родителями.

Поэтому поставила перед собой цель: творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности с участием педагогов ДОУ, родителей.

Задачи проекта:

  1. Разработать методическое обеспечение.
  2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  1. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  2. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  3. Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ОУ (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  4. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Тип проекта:

по доминирующему методу: комплексный, практико-ориентированный, творческий;

по характеру содержания: социально - педагогический;

по числу участников проекта: группа детей 3-7 лет (27 детей), педагоги, родители;

по времени проведения: долгосрочный;

по характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Я не сомневаюсь в актуальности этой проблемы: ведь детская игра на сцене детского сада – это шаг на большую сцену, имя которой – жизнь. Каждый ребенок в будущем должен уметь владеть собой, скрывать или выражать свои эмоции. В этом стараюсь помочь дошкольникам.

Первым шагом стал выбор направления, средств и форм работы.

Для этого подобрала литературу, которая позволила участвовать детям в творческом процессе инсценирования, решающем многие аспекты воспитания. Это, прежде всего нравственное воспитание и эстетическое. Этим целям в полной мере отвечают небольшие инсценировки, постановки сказок.

А сказки в свою очередь – наиболее понятный и любимый детьми жанр, который я и применяю. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр - забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, я на прогулке говорю, увидев ворону: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона».

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Для себя определила пути решения проблемы:

Реализация проектов позволяет задействовать все виды образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Физическое воспитание», «Здоровье», где как не в театрализации можно проследить процесс интеграции. Это позволяет раскрыть разнообразные способности каждого участника проекта.

На мой взгляд, лишь использование разнообразных методов (наглядного словесного, проблемного, от противного, эвристического, метода убеждения, метода побуждения к сопереживанию, сказкотерапии) и приемов (игрового, приёма активизации мышления, приёма привлечения внимания детей, показа, сопоставления, сравнения), позволило мне работать наиболее продуктивно, используя проектную деятельность.

Театрализованную деятельность допустимо включать во все разновидности непосредственно - организованной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников.

Формы организации театрализованной деятельности:

  1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.
  2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
  3. Мини - игры, мини - сценки в ходе непосредственно - образовательной деятельности.
  4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Приобщение к театральной деятельности также возможно через кружковую работу. Дети учатся передавать различные эмоциональные состояния персонажей с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Интересно и увлекательно проходят театрализованные представления, основанные на творчестве детских поэтов: «По страницам произведений С. Маршака», «Литературная гостиная А. Усачёва». Через чтение и обыгрывание стихов любимых детьми поэтов «юные артисты» показывают умение декламировать стихи, сохраняя юмористический замысел поэта, отрабатывая при этом дикцию, звукопроизношение и интонационную выразительность. Тематика стихов подбирается таким образом, что удовлетворяет интересы детей и соответствует поставленным задачам.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Цель: активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями: устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта); индивидуальные беседы; мастер - класс по изготовлению кукол; наглядная информация (папки-передвижки, «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов), памятки «Условия для развития театральных игр и приобщения детей к театральной деятельности»; выступления на родительских собраниях; участие в различных конкурсах, совместные спектакли; день открытых дверей, дружеские встречи; помощь в изготовлении костюмов и декораций; фотовыставки «Театральные новости»; посещение театра всей семьей.

Работа с воспитателями.

Цель: активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.

Задача – привлекать воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с воспитателями: педсоветы, консультации; мастер - класс по изготовлению кукол; создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников; помощь в организации предметно-развивающей среды; совместная деятельность; работа с учебными наглядными пособиями; индивидуальная работа; праздники и развлечения; выставки, фотоальбомы.

Ребенок

1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

Предполагаемый результат:

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка коммуникабельности.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

  • анкетирование родителей;
  • наблюдение за деятельностью детей;
  • выделение целей и задач;
  • создание условий для реализации проекта.

II этап – основной:

  • работа с детьми;
  • взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный:

  • подведение итогов реализации проекта;
  • соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

План проведения проекта:

1. Совместное создание педагога с родителями и детьми театрализованной зоны в группе:

- пальчиковый театр;

- настольный театр;

- кукольный театр;

- плоскостной театр;

- театр резиновых игрушек.

2. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр.

3. Чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных).

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр, проведение игры «Подскажи словечко».

6. Овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей:

- движение

- поза

- мимика

- жест

- речевая интонация.

7. Игровая деятельность: свободные театрализованные и творческие игры детей.

8. Участие детей в праздниках и развлечениях с использованием театрализованных постановок.

9. Работа с родителями:

- консультация «Развиваем красивую устную речь ребенка»

- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях:

«Мамин день», «23 февраля», «Мама, папа, я – спортивная семья» и др.

- опрос родителей по результатам проекта.

Содержание работы:

С детьми:

  • просмотр спектакля и беседа об увиденном;
  • презентация для детей о различных видах театра;
  • активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;
  • обыгрывание этюдов, потешек, мини - сценок и т. д. в индивидуальной работе;
  • создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита);
  • репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям – детям младшей группы.

С родителями:

  • наглядная информация для родителей;
  • выставка – презентация разных видов театра;
  • изготовление в группу новых видов театра.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:

Для детей: повысится уровень речевого, художественно - эстетического, эмоционального развития детей

Для педагогов: пополнится и систематизируется методическое обеспечение. Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).

Для родителей: родители станут активными участниками образовательного процесса. Произойдет гармонизация отношений с детьми, родители получат новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты:

  • пробудить интерес детей и родителей к театру;
  • вовлечь родителей в жизнь детского сада;
  • познакомить детей и родителей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
  • привить детям первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса, кукловождение;
  • заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Критерии оценивания

Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.

Дети:

  • знание основных видов театров и театрального искусства;
  • владение первичными навыками «актерского мастерства»;
  • интерес, проявленный в постановках, подготовке к спектаклям.

Родители:

  • процент участия родителей в совместных мероприятиях;
  • процент участия родителей в подготовке условий для деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...