Развитие связной речи через театрализацию
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шейко Елена Владимировна

Актуальность темы:

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Дети с трудом могли составить описательный рассказ только при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно.  При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка.  Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель: Создание условий для оптимального психофизического и речевого развития в условиях ДОУ по средствам театральной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий комфорта и безопасности.
  • Накопление пассивного словаря.
  • Развитее артикуляционной моторики.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Восприятие звуковой культуры.
  • Формирование активного использования речи, как основного средства коммуникации.
  • Развитие фонематического восприятия.

Театральная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Но мы дали детям свободу выбора, они сами могут выбрать сюжет сказки, а также персонажей. Для этого были разработаны совместно с детьми различные виды театра. Такие как

 Театр ложек. Ярких и необычных театральных кукол из одноразовых ложек можно сделать за полчаса. Кстати, такие игрушки – это древняя традиция, наши предки разрисовывали и даже наряжали деревянные ложки. Можно выбрать сказку, специально для которой делать кукольный набор. Так же изготовили специальную переносной экран. Который держится на шеи, тем самым освобождая руки ребенка.

Виды театра в группе № 25:

  • «Марионетки»
  • Театр «Киндер сюрприз». Персонажи для игры хранятся с киндер яйце. 
  • Театр теней
  • Маски
  • Костюмы
  • Пальчиковый театр 
  • Кукольный театр
  • Бумажные театрализованные игрушки.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника. Наш театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

 

 Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

 3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память).  Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список изучаемой литературы:

1.          Артемова, Л.В.  Театрализованные игры дошкольников: кн.  Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.-М.: Просвещение, 1991. –127с.

2.     Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л.  -М.: Просвещение, 1994. –128с.

3.     Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. –М.: Сфера, 2001. –128с

4.     Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –128 с.

5.     Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова.  –М.:  ТЦ Сфера, 2009. –128 с. –(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

6.     Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина.  –М.: ТЦ Сфера, 2009. –128 с. –(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

7.         Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина.  –М.: ТЦ Сфера, 2010. –128 с. –(Детский сад с любовью)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уйнап, җырлап үсәбез". Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи через поэзию у детей дошкольного возраста.

Во время этой деятельности дети побывают в гостях у кошки, у зайца, поиграют с ними в разные игры. Они узнают очень многое об этих животных, в том числе, и о том, что кошка - домашнее животное, а заяц...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Развитие связной речи через обучение составлению описательных рассказов.

Проблема развития связной речи у дошкольников хорошо известна .Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через ...

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...

« Развитие связной речи посредством театрализации русских народных сказок»

           « Развитие связной речи посредством театрализации...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...