Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Дети в основном высказываются не по своему убеждению, а по требованию взрослых. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. При чтении книг дети не всегда понимают смысл рассказа. Как результат дети не любят читать и не хотят слушать произведения. Интерес к чтению совсем пропадает.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект цель которого: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5.Развивать поэтический слух, способность к восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Методы работы:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод.
Формы работы:
НОД;
чтение художественной литературы;
театрализованная деятельность и праздники;
игры;
разные формы бесед;
подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
взаимодействие с семьей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
3. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
4. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gruppy_2022.docx | 107.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по речевому развитию в подготовительной группе
«Развитие связной речи через ЧХЛ»
Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Дети в основном высказываются не по своему убеждению, а по требованию взрослых. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. При чтении книг дети не всегда понимают смысл рассказа. Как результат дети не любят читать и не хотят слушать произведения. Интерес к чтению совсем пропадает.
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект цель которого: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Задачи:
1. Формировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
5.Развивать поэтический слух, способность к восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
7. Развивать творческие способности у детей.
8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Методы работы:
- словесный метод;
- наглядный метод;
- практический метод.
Формы работы:
НОД;
чтение художественной литературы;
театрализованная деятельность и праздники;
игры;
разные формы бесед;
подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
взаимодействие с семьей.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предполагаемый результат:
1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.
3. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
4. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.
6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
1. Подобрать и изучить методическую литературу.
2. Составить план по реализации проекта.
3. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.
4. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.
5. Создание картотеки игр на развитие связной речи.
2-й этап – деятельный
Блоки проведения проекта:
- «Народные сказки»
Цель: приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.Формирование у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.Закрепление понятия «народные сказки».
- «Русские народные сказки»(5 неделя сентября).
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Мой любимый герой из народной сказки».
- «Добрый мир любимых книг» (3 неделя октября).
Итоговое мероприятие: Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
- «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА (135 лет)»
Цель: Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, умения работать в коллективе. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.
- «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА (135 лет)»
(3 неделя ноября).
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «в гостях у МаршакаС.Я»
- «В гости к Маршаку.С.Я»(4 неделя ноября).
Итоговое мероприятие: литературная гостинная «Читаем Маршака»
- «Ребятам о зверятах» (2 неделя декабря).
Итоговое мероприятие: Театрализация «Сказка Маршака.С.Я»
- Творчество А.С.Пушкина.
Цель: формирование представления о творчестве А. С. Пушкина, его сказок и стихов.Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
- «Там, на неведомых дорожках» (3 неделя января).
Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Сказки Пушкина».
-«Снежная - нежная сказка зимы»(4 неделя января).
Итоговое мероприятие: конкурс стихов о зиме.
- Корней Иванович Чуковский.
Цель: формирование у детей интереса к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.
- «Любимые герои сказок К. Чуковского».(2 нед.февраля).
Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «В гостях у К.И.Чуковского».
-«Чудесный мир сказок К.Чуковского». (3 нед. марта).
Итоговое мероприятие: театрализация сказки Чуковского.К.Ч
5. Басни дедушки Крылова.
Цель: Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.
-«В мире басен».(4 нед. марта)
Итоговое мероприятие: литературная гостинная «Читаем басни Крылова.И.В»
-«По волшебным страницам Крылова».(1 нед. апреля)
Итоговое мероприятие: Инсценировка басни Крылова.И.В
6. «Сундучок сказок»
Цель: подведение итогов по проекту, закрепление пройденного материала.
Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие по сказкам».
Работа с родителями:
1. Консультации:
– «Первые книги ребёнка»;
– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;
2.Акция «Подари книгу».
3-й этап – заключительный.
- Викторина «Путешествие по сказкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.
Схема реализации проекта
1.Блок «Народные сказки»
Срок проведения: 26.09-30.09
Итоговое мероприятие: Творческая работа по сказке «Снегурочка»
Цель: Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения.
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к р.н.с «Снегурочка» Просмотр сказки «Снегурочка» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей о прочитанной сказки, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 28.09 29.09 26.09 28.09 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 27.09 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение р.н.с: «Снегурочка» Лепка: «Снегурочка» Творческая работа по сказке «Снегурочка» Раскраска «Снегурочка» | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. Формировать интерес и положительное отношение к созданию образов героев по сюжету сказки. Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. | 26.09 28.09 30.09 29.09 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи сказку» (мнемотаблица) Пересказ р.н.с | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 28.09 30.09 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Волки во рву», «Горелки», «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Пять братьев – пальчиков» «Шла кукушка». | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 30.09 26.09 27.09 28.09 28.09 29.09 |
1.Блок «Народные сказки»
Цель: приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.Формирование у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.Закрепление понятия «народные сказки».
Тема недели - «Добрый мир любимых книг» (3 неделя октября).
Итоговое мероприятие: Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к р.н.с «Рукавичка» Просмотр сказки «Рукавичка» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей о прочитанной сказки, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 20.10 21.10 17.10 18.10 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 18.10 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение р.н.с: «Рукавичка» Театрализация по сказке «Рукавичка» Раскраска «Рукавичка» | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. | 17.10 21.10 19.10 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи сказку» (мнемотаблица) Пересказ р.н.с | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 20.10 21.10 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «сказка Рукавичка» «Шла кукушка». | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 19.10 20.10 19.10 21.10 19.10 18.10 |
2 Блок «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА (135 лет)»
Цель: Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, умения работать в коллективе. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.
- «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА (135 лет)»
(3 неделя ноября).
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «в гостях у МаршакаС.Я»
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра «Найди предмет героя» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к произведениям Просмотр мультфильмов «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 16.11 17.11 14.11 18.11 16.11 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 14.11 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом» Выставка рисунков «В гостях у С.Я.Маршака» Инсценировка произведения «Сказка об умном мышонке» Раскраска «Герои любимые из творчества С.Я.Маршака » | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. Развитие связной речи, умение вести диалог. Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев. | 14.11 18.11 18.11 17.11 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи по схеме» (мнемотаблица) Заучивание наизусть «Сказка о умном мышонке» | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 18.11 17.11 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» «Кот и мышки» Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-Лебеди». «Кошки-мышки» Пальчиковые игры: «Кошкин дом» «семья» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 15.11 16.11 17.11 15.11 17.11 18.11 |
2 Блок «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА (135 лет)»
Цель: Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, умения работать в коллективе. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.
-«Ребятам о зверятах» (2 неделя декабря).
Итоговое мероприятие: Театрализация «Сказка Маршака.С.Я»
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра «Найди предмет героя» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к произведениям Просмотр мультфильмов: «12 месяцев», «Сказка о глупом мышонке» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 14.12 15.12 12.12 13.12 14.12 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 14.12 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение «12 месяцев» «Сказка о глупом мышонке». Театрализация «Сказка С.Я Маршака» Раскраска «Герои любимые из творчества С.Я.Маршака » | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев. | 14.12 15.12 14.12 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи по схеме» (мнемотаблица) Перессказ из сказки «Сказка о глупом мышонке» | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 14.12 16.12 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Семья» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 13.12 15.12 16.12 14.12 15.12 |
- Блок: Творчество А.С.Пушкина.
Цель: формирование представления о творчестве А. С. Пушкина, его сказок и стихов.Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
- «Там, на неведомых дорожках» (3 неделя января).
Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Сказки Пушкина».
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к сказке «Золотая рыбка» Просмотр сказки «Золотая рыбка» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей о прочитанной сказки, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 18.01 21.01 17.01 19.01 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 19.01 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение «Золотая рыбка» Лепка: «Рыбка» (пластилинография) Творческая работа по сказке «Золатая рыбка»конструирование Раскраска «Золотая рыбка» | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. Формировать интерес и положительное отношение к созданию образов героев по сюжету сказки. Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. | 18.01 20.01 19.01 20.01 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи сказку» (мнемотаблица) Пересказ | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 19.01 20.01 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Волки во рву», «Горелки», «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Пять братьев – пальчиков» «Шла кукушка». | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 20.01 19.01 17.01 18.01 17.01 20.01 |
- Творчество А.С.Пушкина.
Цель: формирование представления о творчестве А. С. Пушкина, его сказок и стихов.Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
-«Снежная - нежная сказка зимы»(4 неделя января).
Итоговое мероприятие: конкурс стихов посвященный А.С. Пушкину.
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к «У лукоморья дуб зеленый» Просмотр презентации поэмы «Руслан и Людмила» «Загадки ученого кота» Рассматривание иллюстраций к стихам о зиме. | Закрепить знания детей о прочитанной сказках и стихах, умение находить лишнего героя. Продолжить знакомить детей с произведением , развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. Закреплять знание о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление; развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 26.01 24.01 25.01 27.01 25.01 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 24.01 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение стихов о зиме, о природе. Лепка. Тема «У Лукоморья дуб зеленый» по поэме «Руслан и Людмила» Аппликация «Зимний пейзаж» Раскраска «У Лукоморья дуб зеленый» | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения А.С. Пушкина; формировать коммуникативные навыки. Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. | 23.01 25.01 26.01 24.01 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Доскажи словечко» (мнемотаблица) Составление рассказа по картине «Зимний пейзаж». | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение составлять рассказы, продолжить развивать связную речь. | 25.01 26.01 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки»
«Ручеек» Пальчиковые игры: «Пять братьев – пальчиков» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 23.01 24.01 25.01 27.01 26.01 |
Приложение.
Стих: Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Стих «Опрятней модного паркета»
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
Мороз и солнце; день чудесный!
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Зимняя дорога
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Короткий стих Волшебница-зима (из «Евгений Онегин»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
4.Корней Иванович Чуковский.
Цель: формирование у детей интереса к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.
- «Любимые герои сказок К. Чуковского».(2 нед.февраля).
Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «В гостях у К.И.Чуковского».
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра «Найди предмет героя» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к произведениям Просмотр произведений «Телефон». «Мойдодыр» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 10.02 11.02 6.02 6.02 7.02 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 7.02 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение «Мойдодыр», «Телефон» Рисование «Любимый герой» Инсценировка произведения «Телефон» Творческая работа «Мойдодыр» Раскраска «Герои любимые « | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. Развитие связной речи, умение вести диалог. Развитие творческих способностей, формировать умение отображать внешний вид героев в творчестве. Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев. | 6.02 9.02 9.02 10.02 7.02 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи по схеме» (мнемотаблица) Заучивание наизусть «Мойдадыр» | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 6.02 8.02 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Чистые пальчики» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. | 5.02 6.02 7.02 8.02 |
4.Корней Иванович Чуковский.
Цель: формирование у детей интереса к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.
-«Чудесный мир сказок К.Чуковского». (3 нед. марта).
Итоговое мероприятие: театрализация сказки Чуковского.К.Ч
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Развивающая игра «Найди предмет героя» Д.и «Кто лишний» Рассматривание иллюстраций к произведениям Просмотр мультфильмов: «Муха- Цокотуха». «Айболит» | Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя. Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. | 14.03 15.03 14.03 13.03 14.03 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 14.03 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение «Мойдодыр», «Айболит» Театрализация «Муха-Цокотуха» Раскраска «Герои любимые из творчества К.И.Чуковский » | Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев. | 14.03 25.03 24.03 |
Речевое развитие | Дидактическая игра «Расскажи по схеме» (мнемотаблица) Заучивание наизусть «Мойдадыр» | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь. | 24.03 23.03 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Горелки», «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Чистые пальчики» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 19.03 20.03 19.03 21.03 19.03 18.03 |
5. Басни дедушки Крылова.
Цель: Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.
-«В мире басен».(4 нед. марта)
Итоговое мероприятие: выставка творческих работ «Басни Крылова»
-«По волшебным страницам Крылова».(1 нед. апреля)
Итоговое мероприятие: Инсценировка басни Крылова.И.В
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Рассматривание детьми книг И. А. Крылова, иллюстраций к басням. Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей», «Ворона и Лисица» Дидактические игры: «Продолжи басню», «Из какой басни этот герой?». «Кто лишний» | Познакомить ребят с баснями, Продолжить знакомить детей с баснями, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя | 26.03 28.03 29.03 30.03 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 28.03 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение басен: «Ворона и лисица». Выставка творчестких работ «Басни Крылова» Раскраска «Герои любимые из басни Крылова » Аппликация:«Стрекоза и муравей». | Познакомить с баснями, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. Прививать любовь к басням, обучать вдумчивому, внимательному слушанию басен, способствовать формированию эмоционального отношения к басням. формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев. Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности. | 27.03 28.03 31.03 29.03 30.03 |
Речевое развитие | Речевые игры: Отгадывание загадок, «Доскажи словечко» Дидактическая игра «Расскажи по схеме» (мнемотаблица) Заучивание наизусть «Стрекоза и муравей» | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать басню, продолжить развивать связную речь. | 29.03 29.03-30.03 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Хитрая лиса» «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Чистые пальчики» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 29.03 28.03 29.03 30.03 |
5. Басни дедушки Крылова.
Цель: Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.
-«По волшебным страницам Крылова».(1 нед. апреля)
Итоговое мероприятие: Инсценировка басни Крылова.И.В «Стрекоза и муравей».
Образовательная область | Форма, методы и приемы | Цели и задачи | Дата проведения |
Познавательное развитие | Рассматривание детьми книг И. А. Крылова, иллюстраций к басням. Просмотр мультфильмов: «Мартышка и очки», «Квартет» Дидактические игры: «Продолжи басню», «Из какой басни этот герой?». «Кто лишний» | Познакомить ребят с баснями, Продолжить знакомить детей с баснями, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете. Развивать связную речь, развивать внимание и мышление. Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя | 3.04 4.04 5.04 6.04 |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки | Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, поведении героев. | 4.04 |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение басен: «Мартышка и очки», «Квартет». Инсценировка «Басни Крылова» Раскраска «Герои любимые из басни Крылова » Лепка «Басня Крылова- «Мартышка и очки» | Познакомить с баснями, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету. Прививать любовь к басням, обучать вдумчивому, внимательному слушанию басен, способствовать формированию эмоционального отношения к басням. Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности. | 3.04 4.04 7.04 5.04 6.04 |
Речевое развитие | Речевые игры: Отгадывание загадок, «Доскажи словечко» Дидактическая игра «Расскажи по схеме» (мнемотаблица) | Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи. Закрепить умение пересказывать басню, продолжить развивать связную речь. | 4.04 5.04-6.04 |
Физическое развитие | Физминутка «Сказки» Подвижные игры: «Хитрая лиса» «Гуси-Лебеди». Пальчиковые игры: «Чистые пальчики» | внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук | 5.04 6.04 7.04 |
6. «Сундучок сказок»
Цель: подведение итогов по проекту, закрепление пройденного материала.
Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие по сказкам».
Приложения.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Замок»
На двери висел замок. | Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите. |
Потянули, | Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны. |
Покрутили, | Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой. |
Постучали | Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга. |
И открыли. | Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны. |
«Пять братьев – пальчиков»
«Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! | Собрать пальчики в кулак. |
Этот пальчик в лес пошёл | Начинайте отгибать пальчики по одному, начиная с мизинца |
Этот пальчик гриб нашёл | Безымянный |
Этот пальчик жарить стал | Средний |
Этот – всё на стол собрал, | Указательный |
А этот сел и всё съел, От того и потолстел. | Большой |
«Шла кукушка»
Шла кукушка мимо рынка, | Идём по столу на выпрямленных |
У неё была корзинка, | Ладони соединяются "ковшом" – корзинка. |
А корзинка на пол - бух! | Ударяем сомкнутыми ладонями |
Полетело десять (девять, восемь) мух! | Разводим руки в стороны, шевеля пальцами |
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Горелки»
Цель: для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим.
- Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
- Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Дедушка-рожок»
Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.
Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!»- и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горошком пирожок!»
Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
«Волки во рву»
Цель: формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одним из «волков». Если «зайчика» осалили, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.
ФИЗМИНУТКИ.
РЕПКА
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)
ПРИНЦЕССА
Шел король по лесу,
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»
Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...
ПРОЕКТ по речевому развитию детей подготовительной к школе группы «Правильная речь – залог успеха».
Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...
"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
quot;Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "...
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»
Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи» 2023-2024 учебный год
Цель проекта: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Задачи:1. Формировать интерес к художественной литературе.2. Расширять и активизировать словарный запас детей.3. Совершенство...