Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Полякова  Алена Юрьевна

 

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.

Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Дети в основном высказываются не по своему убеждению, а по требованию взрослых. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. При чтении книг дети не всегда понимают  смысл рассказа. Как результат дети не любят читать и не хотят слушать произведения. Интерес к чтению совсем пропадает.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект цель которого: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

 

Задачи:

1. Формировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3.  Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5.Развивать поэтический слух, способность к восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Методы работы:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

Формы работы:

     НОД;

     чтение художественной литературы;

     театрализованная деятельность и праздники;

     игры;

     разные формы бесед;

     подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

     взаимодействие с семьей.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемый результат:

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

3. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

4. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gruppy_2022.docx107.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по речевому развитию в подготовительной группе

«Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.

Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

В настоящее время дети совсем перестали читать. Телевизор, видео, компьютер, телефон поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Дети в основном высказываются не по своему убеждению, а по требованию взрослых. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. При чтении книг дети не всегда понимают  смысл рассказа. Как результат дети не любят читать и не хотят слушать произведения. Интерес к чтению совсем пропадает.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан проект цель которого: развитие связной речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Задачи:

1. Формировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3.  Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5.Развивать поэтический слух, способность к восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Методы работы:

  • словесный метод;
  • наглядный метод;
  • практический метод.

Формы работы:

     НОД;

     чтение художественной литературы;

     театрализованная деятельность и праздники;

     игры;

     разные формы бесед;

     подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

     взаимодействие с семьей.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предполагаемый результат:

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

3. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

4. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

План реализации проекта

1-й этап – подготовительный

1. Подобрать и изучить методическую литературу.

2. Составить план по реализации проекта.

3. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.

4. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

5. Создание картотеки игр на развитие связной речи.

2-й этап – деятельный

Блоки проведения проекта:

  1. «Народные сказки»

Цель: приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.Формирование у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.Закрепление понятия «народные сказки».

- «Русские народные сказки»(5 неделя сентября).

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Мой любимый герой из народной сказки».

- «Добрый мир любимых книг» (3 неделя октября).

Итоговое мероприятие: Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

  1.  «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА  (135 лет)»

Цель: Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, умения работать в коллективе. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.

- «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА  (135 лет)»

(3 неделя ноября).

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «в гостях у МаршакаС.Я»

- «В гости к Маршаку.С.Я»(4 неделя ноября).

Итоговое мероприятие: литературная гостинная «Читаем Маршака»

- «Ребятам о зверятах» (2 неделя декабря).

Итоговое мероприятие: Театрализация «Сказка Маршака.С.Я»

  1. Творчество А.С.Пушкина.

Цель: формирование представления о творчестве А. С. Пушкина, его сказок и стихов.Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

- «Там, на неведомых дорожках» (3 неделя января).

Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Сказки Пушкина».

Снежная - нежная сказка зимы»(4 неделя января).

Итоговое мероприятие: конкурс стихов о зиме.

  1. Корней Иванович Чуковский.

Цель: формирование  у детей интереса к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.

- «Любимые герои сказок К. Чуковского».(2 нед.февраля).

Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «В гостях у К.И.Чуковского».

-«Чудесный мир сказок К.Чуковского». (3 нед. марта).

Итоговое мероприятие: театрализация сказки Чуковского.К.Ч

5. Басни дедушки Крылова.

Цель: Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

-«В мире басен».(4 нед. марта)

Итоговое мероприятие: литературная гостинная «Читаем басни Крылова.И.В»

-«По волшебным страницам Крылова».(1 нед. апреля)

Итоговое мероприятие: Инсценировка басни Крылова.И.В

6. «Сундучок сказок»

Цель: подведение итогов по проекту, закрепление пройденного материала.

Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие по сказкам».

Работа с родителями:

1. Консультации:

– «Первые книги ребёнка»;

– «Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

2.Акция «Подари книгу».

3-й этап – заключительный.

  1. Викторина  «Путешествие по  сказкам» – развивать память, внимательность, чувство товарищества.

Схема реализации проекта

1.Блок «Народные сказки»

Срок проведения: 26.09-30.09

Итоговое мероприятие: Творческая работа по сказке «Снегурочка»

Цель: Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения.

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к р.н.с «Снегурочка»

Просмотр сказки «Снегурочка»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей о прочитанной сказки, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой,

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

28.09

29.09

26.09

28.09

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

27.09

Художественно-эстетическое развитие

Чтение р.н.с:

 «Снегурочка»

Лепка:  «Снегурочка»

Творческая работа по сказке «Снегурочка»

Раскраска

«Снегурочка»

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

Формировать интерес и положительное отношение  к созданию образов героев по сюжету сказки.

Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

26.09

28.09

30.09

29.09

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

(мнемотаблица)

Пересказ р.н.с

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

28.09

30.09

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Волки во рву», «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Пять братьев – пальчиков»

«Шла кукушка».

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

30.09

26.09

27.09

28.09

28.09

29.09

1.Блок «Народные сказки»

Цель: приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.Формирование у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.Закрепление понятия «народные сказки».

Тема недели - «Добрый мир любимых книг» (3 неделя октября).

Итоговое мероприятие: Театрализованная постановка русской народной сказки «Рукавичка» – развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к р.н.с «Рукавичка»

Просмотр сказки «Рукавичка»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей о прочитанной сказки, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

20.10

21.10

17.10

18.10

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

18.10

Художественно-эстетическое развитие

Чтение р.н.с:

 «Рукавичка»

Театрализация по сказке «Рукавичка»

Раскраска

«Рукавичка»

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

развивать умение выразительно и эмоционально исполнять свою роль, вживаться в художественный образ.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

17.10

21.10

19.10

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

(мнемотаблица)

Пересказ р.н.с

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

20.10

21.10

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «сказка Рукавичка»

«Шла кукушка».

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

19.10

20.10

19.10

21.10

19.10

18.10

2 Блок  «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА  (135 лет)»

Цель: Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, умения работать в коллективе. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.

- «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА  (135 лет)»

(3 неделя ноября).

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «в гостях у МаршакаС.Я»

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра

«Найди предмет героя»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к произведениям

Просмотр мультфильмов «Сказка об умном мышонке»,

«Кошкин дом»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

16.11

17.11

14.11

18.11

16.11

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

14.11

Художественно-эстетическое развитие

Чтение «Сказка об умном мышонке»,

«Кошкин дом»

Выставка рисунков

«В гостях у С.Я.Маршака»

Инсценировка произведения «Сказка об умном мышонке»

Раскраска

«Герои любимые из творчества С.Я.Маршака »

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

Развитие связной речи, умение вести диалог.

Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев.

14.11

18.11

18.11

17.11

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи по схеме»

(мнемотаблица)

Заучивание наизусть «Сказка о умном мышонке»

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

18.11

17.11

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

«Кот и мышки»

Подвижные игры: «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

«Кошки-мышки»

Пальчиковые игры:   «Кошкин дом»

«семья»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

15.11

16.11

17.11

15.11

17.11

18.11

2 Блок  «День рождения Самуила Яковлевича МАРШАКА  (135 лет)»

Цель: Закреплять знания детей о произведениях Маршака, прочитанных ранее. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, умения работать в коллективе. Совершенствование умения понимать смысл образных выражений в загадках, отгадывать загадки.

Ребятам о зверятах» (2 неделя декабря).

Итоговое мероприятие: Театрализация «Сказка Маршака.С.Я»

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра

«Найди предмет героя»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к произведениям

Просмотр мультфильмов:

«12 месяцев», «Сказка о глупом мышонке»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

14.12

15.12

12.12

13.12

14.12

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

14.12

Художественно-эстетическое развитие

Чтение «12 месяцев»

«Сказка о глупом мышонке».

Театрализация «Сказка С.Я Маршака»

Раскраска

«Герои любимые из творчества С.Я.Маршака »

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев.

14.12

15.12

14.12

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи по схеме»

(мнемотаблица)

Перессказ из сказки «Сказка о глупом мышонке»

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

14.12

16.12

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Семья»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

13.12

15.12

16.12

14.12

15.12

  1. Блок: Творчество А.С.Пушкина.

Цель: формирование представления о творчестве А. С. Пушкина, его сказок и стихов.Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

- «Там, на неведомых дорожках» (3 неделя января).

Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Сказки Пушкина».

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра по сказкам «Что сначала, что потом»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к сказке «Золотая рыбка»

Просмотр сказки «Золотая рыбка»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей о прочитанной сказки, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой,

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

18.01

21.01

17.01

19.01

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

19.01

Художественно-эстетическое развитие

Чтение

 «Золотая рыбка»

Лепка:  «Рыбка»

(пластилинография)

Творческая работа по сказке «Золатая рыбка»конструирование

Раскраска

«Золотая рыбка»

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

Формировать интерес и положительное отношение  к созданию образов героев по сюжету сказки.

Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

18.01

20.01

19.01

20.01

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

(мнемотаблица)

Пересказ

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

19.01

20.01

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Волки во рву», «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Пять братьев – пальчиков»

«Шла кукушка».

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

    20.01

19.01

17.01

18.01

17.01

20.01

  1. Творчество А.С.Пушкина.

Цель: формирование представления о творчестве А. С. Пушкина, его сказок и стихов.Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Снежная - нежная сказка зимы»(4 неделя января).

Итоговое мероприятие: конкурс стихов посвященный А.С. Пушкину.

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к «У лукоморья дуб зеленый»

Просмотр презентации поэмы «Руслан и Людмила»

«Загадки ученого кота»

Рассматривание иллюстраций к стихам о зиме.

Закрепить знания детей о прочитанной сказках и стихах, умение находить лишнего героя.

Продолжить знакомить детей с произведением , развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

Закреплять знание о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление;

развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

26.01

24.01

25.01

27.01

25.01

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

24.01

Художественно-эстетическое развитие

Чтение стихов о зиме, о природе.

Лепка.

Тема «У Лукоморья дуб зеленый» по поэме «Руслан и Людмила»

Аппликация «Зимний пейзаж»

Раскраска

«У Лукоморья дуб зеленый»

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения А.С. Пушкина; формировать коммуникативные навыки.

Закрепление сюжета сказки в творчестве, развитие творческой деятельности, воображения.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

23.01

25.01

26.01

24.01

Речевое развитие

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

(мнемотаблица)

Составление рассказа по картине «Зимний пейзаж».

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение составлять рассказы, продолжить развивать связную речь.

25.01

26.01

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

  • Подвижные игры: Подвижная игра «Лиса»;

  • игра – эстафета «33 богатыря»;

  • малоподвижная игра «Летает, ползает, плавает»;

«Ручеек»

Пальчиковые игры:   «Пять братьев – пальчиков»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

    23.01

24.01

25.01

27.01

26.01

Приложение.

Стих: Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Стих «Опрятней модного паркета»

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Мороз и солнце; день чудесный!

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

Короткий стих Волшебница-зима (из «Евгений Онегин»)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

4.Корней Иванович Чуковский.

Цель: формирование  у детей интереса к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.

- «Любимые герои сказок К. Чуковского».(2 нед.февраля).

Итоговое мероприятие: конкурс чтецов «В гостях у К.И.Чуковского».

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра

«Найди предмет героя»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к произведениям

Просмотр произведений

«Телефон». «Мойдодыр»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

10.02

11.02

6.02

6.02

7.02

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

7.02

Художественно-эстетическое развитие

Чтение «Мойдодыр», «Телефон»

Рисование «Любимый герой»

Инсценировка произведения «Телефон»

Творческая работа «Мойдодыр»

Раскраска

«Герои любимые «

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

Развитие связной речи, умение вести диалог.

Развитие творческих способностей, формировать умение отображать внешний вид героев в творчестве.

Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев.

6.02

9.02

9.02

10.02

7.02

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи по схеме»

(мнемотаблица)

Заучивание наизусть «Мойдадыр»

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

6.02

8.02

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Чистые пальчики»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

5.02

6.02

7.02

8.02

4.Корней Иванович Чуковский.

Цель: формирование  у детей интереса к изучению жизни и творчества детского писателя К.И.Чуковского; в игровой форме вспомнить и повторить содержание книг Чуковского. Совершенствовать художественноречевые навыки детей при чтении стихов и отрывков из произведений Чуковского.

-«Чудесный мир сказок К.Чуковского». (3 нед. марта).

Итоговое мероприятие: театрализация сказки Чуковского.К.Ч

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Развивающая игра

«Найди предмет героя»

Д.и «Кто лишний»

Рассматривание иллюстраций к произведениям

Просмотр мультфильмов:

«Муха- Цокотуха». «Айболит»

 Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя.

Познакомить ребят с сказкой, развитие умения отвечать на вопросы о просмотренном сюжете

Продолжить знакомить детей с сказкой, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

14.03

15.03

14.03

13.03

14.03

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

14.03

Художественно-эстетическое развитие

Чтение «Мойдодыр», «Айболит»

Театрализация «Муха-Цокотуха»

Раскраска

«Герои любимые из творчества К.И.Чуковский »

Познакомить с произведением, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев.

14.03

25.03

24.03

Речевое развитие

Дидактическая игра «Расскажи по схеме»

(мнемотаблица)

Заучивание наизусть «Мойдадыр»

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать сказки, продолжить развивать связную речь.

24.03

23.03

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Горелки»,

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Чистые пальчики»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

19.03

20.03

19.03

21.03

19.03

18.03

5. Басни дедушки Крылова.

Цель: Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

-«В мире басен».(4 нед. марта)

Итоговое мероприятие: выставка творческих работ «Басни Крылова»

-«По волшебным страницам Крылова».(1 нед. апреля)

Итоговое мероприятие: Инсценировка басни Крылова.И.В

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Рассматривание детьми книг И. А. Крылова, иллюстраций к басням.

Просмотр мультфильмов:

«Стрекоза и муравей»,

«Ворона и Лисица»

Дидактические игры: «Продолжи басню», «Из какой басни этот герой?».

«Кто лишний»

 Познакомить ребят с баснями,

Продолжить знакомить детей с баснями, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя

26.03

28.03

29.03

30.03

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

28.03

Художественно-эстетическое развитие

 Чтение басен:

«Стрекоза и муравей»,

«Ворона и лисица».

Выставка творчестких работ

«Басни Крылова»

Раскраска

«Герои любимые из басни Крылова »

Аппликация:«Стрекоза и муравей».

Познакомить с баснями, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

Прививать любовь к басням, обучать вдумчивому, внимательному слушанию басен, способствовать формированию эмоционального отношения к басням.

формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев.

Совершенствовать

изобразительные

навыки и умения,

формировать

художественно

творческие

способности.

27.03

28.03

31.03

29.03

30.03

Речевое развитие

Речевые игры: Отгадывание загадок, «Доскажи словечко»

Дидактическая игра «Расскажи по схеме»

(мнемотаблица)

Заучивание наизусть «Стрекоза и муравей»

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать басню, продолжить развивать связную речь.

29.03

29.03-30.03

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Хитрая лиса»

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Чистые пальчики»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

29.03

28.03

29.03

30.03

5. Басни дедушки Крылова.

Цель: Формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

-«По волшебным страницам Крылова».(1 нед. апреля)

Итоговое мероприятие: Инсценировка басни Крылова.И.В «Стрекоза и муравей».

Образовательная область

Форма, методы и приемы

Цели и задачи

Дата проведения

Познавательное развитие

Рассматривание детьми книг И. А. Крылова, иллюстраций к басням.

Просмотр мультфильмов:

«Мартышка и очки»,

«Квартет»

Дидактические игры: «Продолжи басню», «Из какой басни этот герой?».

«Кто лишний»

 Познакомить ребят с баснями,

Продолжить знакомить детей с баснями, развитие воображения, умение отвечать на вопросы о просмотренном сюжете.

Развивать связную речь, развивать внимание и мышление.

Закрепить знания детей, умение находить лишнего героя

3.04

4.04

5.04

6.04

Социально-коммуникативное развитие

Беседа-вопросы о внешнем виде, о героях сказки

Расширять знания детей об особенностях внешнего   вида, поведении героев.

4.04

Художественно-эстетическое развитие

 Чтение басен:

«Мартышка и очки»,

«Квартет».

Инсценировка

«Басни Крылова»

Раскраска

«Герои любимые из басни Крылова »

Лепка «Басня Крылова-

«Мартышка и очки»

Познакомить с баснями, формировать умение рассуждать и отвечать на вопросы по сюжету.

Прививать любовь к басням, обучать вдумчивому, внимательному слушанию басен, способствовать формированию эмоционального отношения к басням.

Развитие творчества, закрепление внешнего образа героев.

Совершенствовать

изобразительные

навыки и умения,

формировать

художественно

творческие

способности.

3.04

4.04

7.04

5.04

6.04

Речевое развитие

Речевые игры: Отгадывание загадок, «Доскажи словечко»

Дидактическая игра «Расскажи по схеме»

(мнемотаблица)

Закрепить знания о прочитанном, развитие связной речи.

Закрепить умение пересказывать басню, продолжить развивать связную речь.

4.04

5.04-6.04

Физическое развитие

Физминутка

«Сказки»

Подвижные игры: «Хитрая лиса»

 «Гуси-Лебеди».

Пальчиковые игры:   «Чистые пальчики»

внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 

Способствовать укреплению мышц мелкой моторики и движений кистей рук

5.04

6.04

7.04

6. «Сундучок сказок»

Цель: подведение итогов по проекту, закрепление пройденного материала.

Итоговое мероприятие: викторина «Путешествие по сказкам».

Приложения.


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Замок»

На двери висел замок.
Да никто открыть не мог.

Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите.

Потянули,

Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны.

Покрутили,

Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой.

Постучали

Не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга.

И открыли.

Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны.

 

«Пять братьев – пальчиков»

«Раз, два, три, четыре, пять! 

Вышли пальчики гулять!

Собрать пальчики в кулак.

Этот пальчик в лес пошёл

Начинайте отгибать пальчики по одному, начиная с мизинца

Этот пальчик гриб нашёл

Безымянный

Этот пальчик жарить стал

Средний

Этот – всё на стол собрал,

Указательный

А этот сел и всё съел,

От того и потолстел.

Большой

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

Идём по столу на выпрямленных 
указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты

У неё была корзинка,

Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.

А корзинка на пол - бух!

Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух!

Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество 
разогнутых пальцев соответствует тексту.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Горелки»

Цель: для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим.

  1. Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

  1. Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Дедушка-рожок»

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!»- и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!»

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

«Волки во рву»

Цель: формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Ход игры: для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров)«Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одним из «волков». Если «зайчика» осалили, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

ФИЗМИНУТКИ.

РЕПКА

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

ПРИНЦЕССА

Шел король по лесу,
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,
Еще разок попрыгаем, попрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...

ПРОЕКТ   по речевому развитию детей подготовительной к школе группы   «Правильная речь – залог успеха».

Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...

"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "

quot;Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи»

Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений....

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи» 2023-2024 учебный год

Цель проекта: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Задачи:1. Формировать интерес к художественной литературе.2. Расширять и активизировать словарный запас детей.3. Совершенство...