Проект "Будем красиво говорить"
проект по развитию речи (старшая группа)

Зубарева Юлия Михайловна

 Основными целями обучения в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста являются:

- Создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

- Развитие всех компонентов связной речи, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budem_krasivo_govorit.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Будем красиво говорить»

По развитию связной монологической речи посредством художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Актуальность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Овладение монологической речью – необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения. Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи.

Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониним, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Проблемой развития связной монологической речи дошкольников занимались В.И Яшина, Г.Л. Шадрина, Е.И, Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой и др.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013) «Речевое развитие» выделено как отдельная образовательная область, одной из задач которой является - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В ФГОС ДО подчеркивается, что речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: познавательно - исследовательской, коммуникативной, восприятие художественной литературы и фольклора.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие монологической речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Особое значение для развития связной речи детей приобретает знакомство с художественно литературой. Это является одним из главных условий овладения ребёнком связной речью, условием её развития и совершенствования. Художественная литература является средством формирования диалогических и монологических умений дошкольников, развития художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Данные положения прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются на стыке двух образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» и определяются следующими задачами: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства); стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

Поэтому, основными целями обучения в развитии связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста являются:

- Создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

- Развитие всех компонентов связной речи, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация проекта

Данный проект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста, и позволит сформировать у детей связную монологическую речь.

Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития связной монологической речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной.

Создание проекта по формированию связной монологической речи посредством художественной литературы, позволит достичь конкретных результатов. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Цель: Развитие связной монологической речи посредством художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Учить составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т.д;

- Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему;

- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ, составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты;

- Учить подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему;

- Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию);

- Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

- Формировать точно, лаконично и образно описывать предметы, явления;

- Расширять педагогическую грамотность родителей по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Типология проекта

По времени проведения: долгосрочный 4 месяца

По доминирующей   деятельности: познавательный, ролево - игровой

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, социум.

Ожидаемый результат:

  • Повышение уровня развития связной монологической речи у  детей старшего дошкольного возраста;
  • Создание системы работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста;
  • Сохранение здоровья детей;
  • Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию связной речи;
  • Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей.

Методы реализации проекта: Занятия, пересказы, составление рассказов, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, изготовление коллажей,  подвижные игры, целевые  прогулки, рассматривание картин и иллюстраций, оформление выставок рисунков, чтение художественной литературы, консультативный материал для родителей.

Подготовительный этап по реализации проекта «Будем красиво говорить»  

Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно-этических норм.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, т.к. в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица. небылица...). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой, с произведениями А. С.Пушкина, Л.Н Толстого, К.Д Ушинского, братьев Гримм, Г.Х Андерсена и др.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, я в рамках проекта выбрала основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей и др.).

Приобрести для уголка литературного чтения наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Портреты детских писателей. XIX век», «Портреты детских писателей. XX век», с помощью родителей оформить в группе библиотеку, в которой поместить разнообразные по жанру книги.

При подборе книг необходимо учитывать, что круг детского чтения детей 5-6 лет направлен на формирование интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями определенного жанра или конкретной тематики, в потребности рассматривать иллюстрированные книги.

В качестве рекомендаций для родителей был разработан список произведений художественной литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста.

Интересны детям тематические дни: «Творчество поэтов-классиков»
(Ф. И. Тютчева,А. А. Фета,С. А. Есенина,А. С. Пушкина,И. А. Бунина,где они знакомятся с портретами поэтов, их стихами.

В рамках проекта дети могут изготавливать книжки-малышки, сами их оформлять (интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»: конструирование из бумаги, рисование).

Анализом мероприятий по развитию монологической речи детей через ознакомление с художественной литературой, могут служить рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям: лепка ёжика по рассказу В. Бианки «Ёж», сюжетные картины по рассказу Н. Калининой «Разве так играют?» и др.

Так, в работе по развитию монологической речи детей можно использовать ряд нетрадиционных способов работы со сказкой:

- моделирование сказок;

- коллаж из сказок;

- сказка от считалки и от загадки;

- спасательные ситуации в сказках.

При составлении коллажа предложить детям придумать сюжет новой сказки. Преподносится этот метод детям в игровой ситуации.

Решая задачи развития монологической речи детей, можно использовать разные способы работы со сказкой. Так, детям нравится придумывать сказки по методу спасательные ситуации в сказках. Используя этот метод, можно придумывать экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений.

Итогом работы – инсценировка сказки   «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста.

Работа  с родителями:

- консультации (индивидуальные и групповые);

- педагогические беседы (индивидуальные и групповые);

- папки – передвижки;

- подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Все эти формы помогут  сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют  совместной деятельности по преодолению недостатков развития речи у дошкольников.

В работе с родителями, так же нужно учитывать инновационный подход: так, можно организовать совместные выставки рисунков родителей и детей по темам: «Зимние пейзажи поэтов-классиков», «Весенние пейзажи поэтов-классиков», где родители и дети могут реализовать своё творчество после полученных впечатлений от стихов С. А. Есенина,А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина.

Итогом работы с родителями по углубленной работе может стать родительское собрание по теме «Любите книгу», где родители активизируют свои знания с целью передачи их детям.

Таким образом, нужно проводить с детьми беседы, читать им сказки, рассказы, стихи, предложить пересказать услышанное, разучить стихи, провести инсценировки по сказкам, используя при этом разнообразные способы работы с художественной литературой, направленные на развитие монологической речи детей.

План мероприятий с детьми по реализации проекта «Будем красиво говорить»

Название мероприятия

Цель

ЯНВАРЬ

  1. «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» 
  2.  Самостоятельный рассказ «Зимняя сказка»

Учить детей составлять творческие рассказы с опорой на изображение.

1 неделя

  1. «Творчество поэтов-классиков»  (Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, И. А. Бунина)

Дети знакомятся с портретами поэтов, их произведениями.

  1. неделя

  1. Повторения уже знакомых детям сказок: «Репка», «Гуси-Лебеди», «Крылаты, мохнатый и масляный» и «Теремок».

Воспитывать эмоционально–образное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки

  1. неделя

  1. Составление коллажа по сказкам
  2. Выставка  «Добрые сказки».

Расширить словарный запас детей,  развить творческое воображение, речь детей; воспитывать доброту, любовь к сказкам. Закреплять  нравственные нормы, формировать чувство взаимопомощи, товарищества, коллективизма. Развивать творческую речевую активность детей.

4 неделя

ФЕВРАЛЬ

  1. Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе».
  2. Придумывание сказки от считалки.

Воспитывать эмоционально–образное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев.

Развитие умения обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации

  1. неделя
  1.  Пересказ сказки «Про все на свете» С. Маршак.
  2. Изготовление книжек – малышек для детей 2 младшей группы

Закреплять умение пересказывать сказку; выразительно передавать речь персонажей; Расширить словарный запас детей; развить творческое воображение, речь детей; воспитывать доброту, любовь к сказкам.

2 неделя

  1. Придумывание сказок по экстремальным ситуациям.

Развитие  структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания и умения логически последовательно раскрыть заданную тему.

3 неделя

  1. Слава армии родной – охраняет наш покой Любимых детских книг творцы!» (Краткое описание биографии и творчества А.С. Пушкина)
  2. Развлечение «Масленица»

Закреплять  нравственные нормы, формировать чувство взаимопомощи, товарищества, коллективизма. Развивать творческую речевую активность детей

4 неделя

МАРТ

  1. Придумывание сказок от загадок.

Увеличивать словарный запас, обогащать речь предложениями с разнообразными конструкциями, формировать чуткость к слову

  1.  неделя
  1. Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставление с русской народной сказкой «Репка» (сравнительный анализ).

Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, замечать выразительные средства.

2 неделя

  1. Составление сказок на основе сюжетов стихов А. Барто «Игрушки».
  2. Ознакомление детей со сказкой «Иван –царевич и серый волк»

  1. Коллаж по мотивам сказки «Царевна - лягушка»

Учить детей чувству сопереживания, воспитывать доброту и доброжелательность. Развитие  структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания и умения логически последовательно раскрыть заданную тему.

Развивать у детей фантазию и речевое творчество, способствовать развитию у детей умений структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания и умения логически последовательно раскрыть заданную тему..

3  неделя

  1. Моделирование сказки «Гуси - лебеди».

  1. Итоговое занятие по сказке «Теремок»

  1. Инсталляция «Сказка в гости приходи» по мотивам произведений детских писателей  

Формирование умения обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Закрепить умение детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении; развитие связной речи через образное мышление; воспитание гуманных отношений

4 неделя

План мероприятий с родителями   по реализации проекта «Будем красиво говорить»

Название мероприятий

Месяц

  • Анкетирование для родителей
  • Оформление с родителями в группе библиотеку
  • Подбор методической литературы в помощь родителям

Январь

  • Консультации:

«Художественная литература – средство развития речи дошкольников»;

 «Обучение дошкольников пересказу»;

«Использование художественной литературы, как средства развития речи у дошкольников» 

  • Выставка рисунков родителей и детей: «Зимние пейзажи поэтов-классиков»

Февраль

  • Рекомендация «Как приобщить ребёнка к чтению»
  • Родительское собрание по теме «Любите книгу»
  • Помощь в подготовке итогового мероприятия «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста

Март

Заключение

Необходимость приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе в процессе развития связной монологической речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития связной монологической речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной.


Список использованных источников

  1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и средн. учебных заведений 3-е изд.,- М.: Академия, 2014. – 400с.
  2. Большева, Т. В. Учимся по сказке (развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники) [Текст]. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  3. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст]/ сост. Н.В. Нищева. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2014.
  4. Выготский,  Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. – М.: Владос, 2006
  5. Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя [Электронный ресурс]. – Режим досупа: http://festival.1september.ru
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
    www.consultant.ru.
  7. Смольникова, Н.Г., Ушакова, О. С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.150-153.
  8. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте [Текст]. – М.: Педагогика, 1998. – 234 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

Консультация "Чистоговорки помогают нам красиво говорить"

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук, они нужны для отработки звукопроизношения, развититя силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, ...

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

Статья на тему: «Научите ребенка красиво говорить»

Статья о том,как научить ребёнка красиво говорить.Призывает заниматься с ребенком дома, читать ему книги, рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание сказки (рассказа)....

Проект "Поможем малышам красиво говорить"

Проект "Поможем малышам красиво говорить" разработан для развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.Реализация проекта осуществляется в рамках семейного клуба "Гов...

Методические рекомендации для родителей "Мама, папа помогите мне красиво говорить."

Методические рекомендации для родителей, позволяющие родителям самостоятельно, в домашних условиях, заниматься с детьми.  Данные методические рекомендации помогут родителям выполнять пальчиковые,...