Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
проект по развитию речи

Курасова Татьяна Николаевна

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razv_rechi.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Аленушка»

Краткосрочный проект:

 «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Воспитатель:

Курасова Т.Н.

с.Ладовская Балка

2018г.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

 Цель проекта:

  • Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
  • Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

                            Задачи проекта:

  • Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
  • Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

            Содержание практической деятельности

Этапы реализация краткосрочного проекта:

 1 этап - составление плана работы:

- развитие речи детей  средствами народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества:

-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений , игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей  средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

консультации по теме проекта;

- создание тематических папок с приобщением родителей;

- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

                 Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

1-й этап

Направление и содержание работы

- Изучение литературы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте (июнь-август).

- Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).

2-й этап

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

- Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

- Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

- Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» 

- Конкурс на лучшую книжку-малышку и  папку раскладушку « Потешки, песенки»

3-й этап

Содержание практической деятельности с детьми

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок» (июнь)

- Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», « Травка-муравка со сна поднялась…» (июнь)

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» (июль).

- Знакомство и обыгрывание потешек  «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» (июль).

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ сказки «Колобок»  – август.

- Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко» - август.

- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок»: чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как  «говорят» животные – август.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»

Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);-  пр...

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».

Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Ск...

Краткосрочный проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Краткосрочный проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»...

Краткосрочный проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало ....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...