Консультация для педагогов «Оснащение речевых уголков в группах среднего дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (средняя группа)

Снитко Татьяна Николаевна

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Решение этой задачи предусматривает создание в группах ДОУ речевых уголков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное   автономное  дошкольное  

образовательное  учреждение

Детский сад № 23 г. Перми

Консультация для педагогов

«Оснащение речевых уголков в группах

среднего дошкольного возраста».

                                                                                                                       Подготовила

учитель – логопед

 Снитко Татьяна Николаевна

                                                   Пермь 2018

       

 Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Решение этой задачи предусматривает создание в группах ДОУ речевых уголков.

      Речевые уголки должны быть расположены в доступных для детей местах, оформлены ярко, красиво, эстетично и аккуратно.  При  организации речевых центров педагогами  должно учитываться: разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, доступность и эстетика оформлениии. Подбор игрового и дидактического материала в речевой  уголок осуществлялся воспитателями и родителями совместно.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени.

      Речевой  уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

       В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью  которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитываются:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

-  эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие  речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется  еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием.  Одновременно там находится материал для  закрепления  и  вновь изучаемый.

           В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на:

развитие дыхания и воздушной струи;

 развитие артикуляции и правильного звукопроизношения;

развитие фонематического слуха;

расширение и активизацию словаря;

развитие грамматического строя речи;

 развитие связной речи;

 развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.

Примерное содержание речевого уголка

для детей среднего дошкольного возраста.

1. Картинки по лексическим темам: «Овощи»,  «Фрукты», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы вокруг нас», «Деревья»,  «Кто это»,  «Грибы», «Лекарственные растения», «Цветы», «Транспорт», «Герои сказок», «Безопасность», «Одежда», «Насекомые»,  и др. 

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений для дыхательной гимнастики: дыхательные тренажеры, свистки, свистульки, дудочки, разноцветные перышки, султанчики, бумажные игрушки-самоделки (бабочки, птички), бумажные полоски, игрушки-вертушки, комочки ваты;

 материалы для развития слухового восприятия: ширма, музыкальные инструменты, колокольчики; аудиотека с записью "голосов природы" и т.д.

г) Игры для развития мелкой моторики  пальцев рук:

- Массажные мячи;

- Игрушки-шнуровки;

- Игрушки - застежки;

- Прищепки разных размеров;

- Предметы для нанизывания;

- "Волшебный мешок";

-  Пазлы, мозаики, «сухие бассейны»

- Предметы для самомассажа: грецкие орехи, деревянные шары, карандаши;

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки, загадки, скороговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

- Альбомы по знакомым сказкам (иллюстрации к сказкам, детские рисунки по мотивам сказок, планы, схемы);

8. Различные виды театров: игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций, маски.

9. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1 машина, 2 машины, 5 машин).

10. Зеркало или индивидуальные зеркала.

             

 Примерные наборы картинок, карточек, кубиков.

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

12. Набор кубиков с буквами.

13. Набор карточек с изображением предмета и названием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Данная консультация может быть интересна воспитателям детских садов с целью ознакомления методов и приёмов для  развития у детей математических способностей....

Консультация для педагогов "Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для воспитателей: «Оснащение речевого уголка в детском саду»

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности....

Консультация для педагогов "Оснащение музыкальных уголков"

Консультация для  педагов для помощи в оснащении музыкальных уголков в группах...

Консультация для педагогов "Оснащение музыкальных уголков ДОУ"

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальыми игрушками, свободно заниматься творческим музиц...