Конспект интегрированного логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Абрамова Анна Петровна

Конспект интегрированного логопедического занятия

для детей младшего дошкольного возраста

 

Тема:  «Путешествие в осенний лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия

для детей младшего дошкольного возраста

Тема:  «Путешествие в осенний лес»

Провела: Абрамова  Анна  Петровна, учитель-логопед.

Задачи  логопедические:

  1. Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь:

-  существительных по теме «Деревья»: корни, ствол, ветви, листья, дуб, берёза, ива, клён, ель, осина, шишка, хвоя, иголки, лист клёна, лист берёзы, лист дуба;  «Грибы»: мухомор, лисичка, подберёзовик, подосиновик, боровик;

          - глаголов: дует, кружатся, облетают, ложатся, шуршат, собирать;

          -  признаков: жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, коричневые, разноцветные,            осенние.

     2. Развивать слуховое внимание.

     3. Формировать чувство ритма.

     4.  Развивать тактильные ощущения.

     5. Развивать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Задачи двигательные:

    1. Формировать правильную осанку.

    2. Развивать умение выполнять движения осознанно.

    3.  Обогащать двигательный  опыт детей за счёт усвоения основных видов движений и общеразвивающих упражнений.

   4.  Развивать координацию движений.

   5. Развивать мелкую моторику.

Подготовительная работа:

прогулки и экскурсии в лес, рассматривание листьев деревьев, разукрашивание осенних листьев разных деревьев, знакомство с грибами, загадки, рисование дерева.

Материалы и оборудование:

игрушка заяц,  массажные коврики – «следы»,  «кочки» (12шт.),  тоннель,  2верёвочки, набор кеглей, парные разноцветные ленточки, картинки деревьев, схема  дерева, 2 корзины, муляжи или картинки грибов, корзина с листьями, шишками, желудями, грибами, накрытая салфеткой.

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: воспитатель физкультуры,  музыкальный работник.

                                             

 Содержание  занятия

Вводная часть

- Ребята. Сегодня к нам в гости пришёл зайчик. Он приглашает нас в осенний лес на прогулку. Хотите отправиться в гости к зайчику? Ну, тогда в путь.

Дети друг за другом, преодолевая препятствия (тоннель, дорожка из кеглей, прыжки через верёвочку-«ручеёк», заранее выставленные логопедом) передвигаются друг за другом по залу.

- Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как много картинок вокруг. Как одним словом назвать всё то, что на них нарисовано? (Деревья.)

- Вы помните, что у каждого дерева есть своё имя. Посмотрите на картинки и  назовите деревья. (Дети называют: дуб, берёза, ель, клён, ива, осина).

- Сейчас мы с вами превратимся в деревья.

Основная часть

Игра1.  «Деревья».

1 вариант

Дети стоят ноги вместе. Руки подняты вверх.

- Подул слабый ветерок, что произошло с деревьями?

Дети сгибают и разгибают кисти рук, сжимают и разжимают пальцы (листочки зашевелились) и тихо поизносят: ш-ш-ш-ш-ш-.

- Ветер подул сильнее!

Дети наклоняются вперёд, стараясь коснуться ладонями пола, наклоняются в стороны.

2 вариант (усложнённый)

(Каждому дереву соответствует определённое положение рук):

«дуб» - руки к плечам (могучее дерево), пальцы сжаты в кулаки;

«осина» - пальцы растопырены, руки, согнутые в локтях, подняты вверх, кисти дрожат;

«берёза» - руки подняты вверх, кисти рук наклонены в стороны;

«ёлка» - руки опущены вниз, вдоль бёдер, кисти приподняты;

«ива» - кисти рук скрещены вверху над головой и немного наклонены вперёд.

Логопед называет дерево, а дети по команде логопеда изображают его.

- Молодцы, ребята, хорошие деревья получились, целый лес вырос!

- Ребята, а какого цвета бывают листики осенью? ( Жёлтые, красные, оранжевые, зелёные, коричневые).

-Как сказать одним словом? (Разноцветные.)

- Да, осенью деревья надевают разноцветные платья.

- Но все ли деревья поменяли зелёные платья на разноцветные? Какое дерево всегда в зелёном платье? (Ёлка, сосна).

- А что у ёлки вместо листочков? (Хвоя, иголки).

Игра 2.  «Разноцветная листва»

- А сейчас зайчик предлагает вам стать разноцветными листочками и станцевать «Танец осенних листочков» («Вальс», муз. Кабалевского исполняет музыкальный работник).

Логопед раздаёт детям по две цветные ленточки, которые соответствуют осенней цветовой гамме листвы. Под музыку дети выполняют танцевальные движения (дети медленно передвигаются по залу – «листочки облетают», кружатся, ложатся на пол, перекатываются со спины на живот – «ветерок катает листья по дорожкам», легко подбрасывают ленточки-«листочки» вверх.) Музыкальное произведение исполняется два раза: первый раз дети выполняют движения по образцу логопеда, второй раз – самостоятельно, используя знакомые танцевальные движения.

Игра3.  «Осеннее дерево»

- А теперь давайте поможем зайчику сложить (сконструировать) из наших ленточек осеннее дерево.

Дети с помощью логопеда выкладывают из разноцветных ленточек осеннее дерево по образцу.

- Из каких частей состоит наше дерево? (Корни, ствол, ветви, листья.)

- Итак, дети, нам пора идти дальше. Осторожно, впереди болото. По болоту идти надо осторожно: с кочки на кочку, иначе провалимся в трясину.

Игра 4.  «Через болото»

1 вариант.

Дети перешагивают (перепрыгивают) с кочки на кочку (с одного массажного коврика на другой) и доходят до полянки.

2 вариант

На одной стороне зала стоят несколько детей, у каждого по две фанерки или дощечки. На другой стороне (на расстоянии 6-8 метров) – «берег». Дети должны перебраться на другую сторону, наступая на дощечки и перекладывая их впереди себя.

- А вот мы и на любимой полянке зайчика. Он любит здесь прыгать, веселиться.

-Посмотрите, что вы видите на полянке! Да, как много грибов! Назовите их (лисичка, подберёзовик, подосиновик, мухомор, боровик).

- Все ли из этих грибов можно есть человеку?

- Какой гриб ядовитый? Будем ли мы его собирать в корзину?

- Сейчас мы узнаем, какие вы ловкие и быстрые, и какая команда больше соберёт грибов в корзину.

Игра 5. «Собери по одному».

На полу хаотично лежат грибы. Дети делятся на две команды и по сигналу логопеда начинают собирать грибы, при этом каждый ребёнок берёт только один гриб, взяв его, он бежит к  своей корзине, кладёт гриб и возвращается обратно, затем бежит следующий и т.д. пока не будут собраны все грибы. Побеждает команда, набравшая больше грибов. Логопед осматривает корзины вместе с детьми, дети называют собранные грибы.

- Зайчику понравилось, как вы отвечали на вопросы, хорошо танцевали, сложили красивое осеннее дерево, набрали полные корзины грибов и он приготовил вам сюрприз.

Заключительная часть

Игра 6.  «Волшебная корзина»

- Что зайка принёс? (Показывает детям корзину, накрытую салфеткой – в ней шишки, грибы, листья.)

- Интересно, что лежит в корзинке? Опусти руку, достань подарок.

Дети по очереди опускают руку и на ощупь определяют выбранный предмет, достают из корзины, прикрытой салфеткой разные предметы и называют их.

-Что ты достала?

-Лист какого дерева?

- Как называется этот гриб?

- Вот и закончилось наше путешествие. Зайчик остаётся в лесу, поблагодарим его, скажем ему «спасибо» и « до свидания». Нам пора возвращаться в группу.

Дети, взявшись за руки, змейкой выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста "Кошкин дом"

конспект логопедического занятия  для детей младшего дошкоьного возраста "Кошкин дом"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

Конспект интегрированного итогового занятия для детей младшего дошкольного возраста «День рождения куклы Светы»

Цель занятия научить составлять короткий описательный рассказ об игрушке, отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи описательные прилагательные (красивая, нарядная). Закреплять умен...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста с ОНР «Цветочная поляна» с использованием ИКТ-технологий.

Конспект подгруппового  логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста с ОНР  «Цветочная поляна» с использованием ИКТ-технологий....

Конспект интегрированного физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Все мы очень любим спорт» на тему «Зимний лес полон сказок и чудес»

Цель:_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать уме...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей дошкольного возраста 6-7 лет на тему «Моя Родина – Россия»

Систематизация и обобщение знаний о Родине, активизация и актуализация словаря по теме....

Конспект группового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР: «Путешествие в осенний лес».

Конспект группового логопедического занятия, задачи которгого - это  уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Осень. Дикие животные. Перелетные и зимующие птицы»; соверш...