План самообразования на 2019-2024 гг. На тему: Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей.
методическая разработка по развитию речи

В данной статье предоставлен план работы по развитию коммуникативных способностей детей  через сюжетно-ролевые игры .Цель: создание условий для активной с самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. А так же имеется диагностический материалл.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2019-2024gg.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Галиева Эндже Фирдинатовна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

 Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития  коммуникативных способностей  детей»

 Работа начата -01.09.2019 г.

 Предполагается закончить -30.05.2024 г.

 Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных    межличностных отношений в процессе игры.

 Задачи: Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

Освоить современные технологии и методы организации игры.

Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

Ожидаемый результат: 

  • Создание комфортабельной, уютной обстановки, насыщенной разнообразными игровыми материалами.
  • Интерес детей к игре, к общему замыслу игрового сюжета. Самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр. Осуществляют перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность. Играют в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи. Проявление собственной инициативы в использовании предметов- заместителей. Моделируют предметно- игровую среду.
  • Повышение компетенции родителей о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.
  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.

Форма самообразования: индивидуальная (коллективная)

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме
  • посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
  • посещение педсоветов, семинаров.
  •  самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
  •  разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
  •  апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив.
  •  обобщение результатов на заседании методического объединения.

Младший и средний  дошкольный возраст 2019-2020 год

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

1.Мониторинг.  Анализ проблем.  

2.Изучение методической литературы:

​    Изучать и внедрять программу  «Истоки» по всем образовательным областям.  «Руководство играми детей в дошкольном учреждении» М.А. Васильева.

«Развивающая предметно – пространственная среда» В.Ф. Сидоренко.

«Психология игры» Д.Б. Эльконин.

«Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губанова.

«Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях». А. В. Запорожец.

«Новые сюжетно-ролевые игры для младших школьников» Н.В. Краснощекова.

«Воспитателю о детской игре»- Д.В. Менджерицкая

«Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Е. И. Зворыгина, Н.И. Комарова

«Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду» – Н. Я. Михайленко;             Н.А. Короткова.

«Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста «– Н.В. Краснощекова

Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч». 

Интернет ресурсы                  

Сентябрь – октябрь

Постоянно

Ноябрь- Май

(2019-2020гг.)

1. Анкетирование родителей «Особенности игровой деятельности детей»

2.Памятка для родителей «Советы родителям по организации игр с детьми дома».

3. Создание уютной комфортной обстановки, психологически максимально приближённой к домашней.

Практический

  1. Оформление и обогащение предметно-развивающей среды группы.                                              
  2. Создание картотеки сюжетно-ролевых игр.                                              
  3. Разработка дидактического материала.                                                  
  4.  Разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр с детьми второй младшей и средней группы.                                                          

 5.  Изготовление маркеров игрового     пространства и атрибутов для сюжетно- ролевых игр.                                                    

  1.  Консультации для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр для развития ребенка», «Роль родителей в игре», «Как играть с детьми», Игра и ее роль в жизни и развитии детей», «Время играть», «Если с ребенком не играть..»

Ноябрь- Май

(2019-2020гг.)

1. Родительское собрание в младшей группе «Время играть».

 2. Работа с детьми по перспективному   плану.

3. Показ сюжетно-ролевой игры с детьми «Медвежонок в гостях у детей» на методическом объединении.

4.Мастер класс по проведению сюжетно—ролевой игры «Морское путешествие» с родителями.

Обобщающий

1. Контрольный мониторинг детей.

Май (2020 г.)

1.Отчет по теме самообразования на педагогическом совете.

2. Создание авторской программы «Сюжетно-ролевая игра как средство социально- личностное развитие ребенка»

Для изучения уровня развития игровой деятельности у детей использовалась методика Д.Б. Эльконина «Уровни развития сюжетно-ролевой игры»

В начале учебного года у 10% детей был высокий уровень развития игровой деятельности, у 40% - средний и у 50% - низкий уровень развития игровой деятельности. Можно сделать вывод, что у большинства детей вариативность действий в игре была выражена слабо, в процессе игры они не пользовались речью и не использовали предметы-заместители. К концу учебного года у 35% был диагностирован высокий уровень развития игровой деятельности, у 55% - средний и у 10% - низкий.

Таким образом, к концу учебного года, благодаря планомерному и целенаправленному развитию игровой деятельности большинство детей проявляют интерес к игре, могут достаточно долго играть с сюжетными игрушками, а также проявляют самостоятельность игре: воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают. У ребят ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Дети придумывают новые варианты использования предметов, гибко варьируют их.      Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому.     Они используют предметы-заместители, при этом используют не только традиционные способы замещения, но и придумывают свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрируя гибкость в изменении функций знакомых предметов, за которыми закреплен известный им способ действий. Благодаря всему этому, к концу раннего возраста дети могут самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.

Старший дошкольный возраст 2021-2022- 2023 год

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

1. Ммониторинг детей

2. Анализ создания предметно-игровой среды в группе.

Учет гендерной специфики детей в игровой среде»

2.Изучение методической литературы:

Изучать и внедрять программу  «Истоки» по всем образовательным областям

С.А. Соловей, Т.Н. Львова «Предметно-развивающая среда ДОУ»

И.А. Булычева «Дневник воспитателя: развитие дошкольников в игре»

Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация  сюжетной игры в детском саду»

Н.В. Краснощекова «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста»

«Роль творческой игры в знакомстве с окружающей действительностью» журнал «Дошкольное воспитание» №6 2008г.

«Сюжетно-ролевые игры на прогулке» журнал «Дошкольное воспитание» №1 2008г.

«Современный дошкольник: особенности игровой деятельности» Е.И. Смирнова «Дошкольное воспитание» №4 2002г. Виноградова Т. А. «Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников» Антонова Т. В. «Особенности общения старших дошкольников со сверстниками».

Интернет ресурсы                  

Сентябрь – октябрь

Постоянно

Ноябрь-Май

(2021-2023гг.)

1. Анкеты для родителей:

«Особенности игровой деятельности детей».                            

«Нравственное воспитание в сюжетно-ролевой игре».

 

2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Практический

1. Обогащение предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми и атрибутами.      2.Создание маркеров игрового пространства для детей старшего дошкольного возраста.                                  3. Создание и обогащение макетов для сюжетно-ролевых игр.                                  4. Разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.                                          5.Оформление папки «Играем вместе»                            6. Составление консультационного материала для родителей:                           «Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
«Современные дети, современные игры»                                   «Коммуникативные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»                                               «Взрослые дети, игра»                                      «Роль родителей в игре», «Как играть с детьми», «Сколько нужно времени и помощи в развитии игры», Рекомендации для родителей. «Играем вместе». Рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми детей в семье»

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно- ролевой игры в ДОУ»

Ноябрь- Май

(2021-2023гг.)

1. Родительское собрание в старшей группе «Игра не забава».

2.Круглый стол для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей»

 3.Работа с детьми по перспективному плану.

4. Мастер класс с родителями                    «Космическое путешествие»

5. Открытый показ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Морская экспедиция»

6. Презентация «Создание условий для сюжетно-ролевых игр»

Обобщающий

1. Контрольный мониторинг детей.                   2. Оформление альбома «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ»

Май 2023г.

1.Выступления на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей»  

2.Размещение материала на сайте «Современная предметно- развивающая среда в группе».                                                 3. Выпуск альбома «Я в профессии играю»

4. Печатание, обмен опытом в социальных сетях.

Средний дошкольный возраст 2023-2024 год

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Подбор и изучение методической литературы, посещение информационных сайтов. Определение цели, задач.

Подбор и разработка картотеки игр для развития коммуникативных качеств.

Изучение методической литературы:

Н.В. Краснощекова. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками.

Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.

«Развивающая предметно – пространственная среда» В.Ф. Сидоренко.

 «Игровая деятельность в детском саду» Помораева.

«Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях». А. В. Запорожец.

«Новые сюжетно-ролевые игры для младших школьников» Н.В. Краснощекова.

«Воспитателю о детской игре»- Д.В. Менджерицкая

«Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Е. И. Зворыгина, Н.И. Комарова

Интернет ресурсы                  

2. Мониторинг  детей.

 

Сентябрь – октябрь

Постоянно

Ноябрь- Май

(2023-2024гг.)

1.Анкеты.

2.Конспекты образовательной деятельности.

3.Папка передвижка.

4. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Практический

1.Анкетирование родителей.

2. Составление перспективного плана работы по сюжетно-ролевой игре в средней группе.

3. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

 «Супермаркет»,

«Салон красоты»,

 «Моряки»

4. Рекомендации педагогам при организации сюжетно-ролевых игр

5. Составление консультационного материала для родителей:

«Значение сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольников», «Социализация детей через сюжетно – ролевую игру», «Сюжетно – ролевые игры или зачем играть с ребенком?». «Современные дети, современные игры»

Ноябрь- Май

(2023-2024гг.)

1. Родительское собрание в средней группе «Сюжетно-ролевые игры и их значение».

 2. Работа с детьми по перспективному   плану.

3.Мастер класс «Игрушки своими руками»

4.Мастер класс по проведению сюжетно—ролевой игры «Праздник в семье»

Обобщающий

1. Контрольный мониторинг детей.

2. Оформление книги «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей.

Май

1.Отчет по теме самообразования на педагогическом совете.

Итог. 

К концу года дети неплохо справляются с игровыми сюжетно – ролевыми ситуациями, умеют играть самостоятельно, у них формируются навыки игрового взаимодействия друг с другом (в количестве 2-3 человек), дети находят общие интересы в определенной теме игры. Конфликтных ситуаций становится меньше, а если вдруг такая ситуация сложилась, то ее легко решить, найдя компромисс с помощью воспитателя или самостоятельно. Между детьми налаживаются доверительные, доброжелательные, познавательные, коммуникативные навыки общения.

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми.

Задачи

Методы и приемы

1.

Расширять представления детей об окружающей жизни.

Обогащать знания детей о

окружающей жизни.

*Рассматривание иллюстраций, фотографий.

* Просмотр видеоматериалов.

* Рассказ воспитателя.

* Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок.

* Беседа.

2.

Изучать интересы детей,

их любимые игры.

* Наблюдение за игровыми объединениями детей.

* Рисование на тему «Как мы играем».

* Рисование на тему «Мои любимые игрушки».

* Беседа на тему «Любимые игры».

* Беседа на тему «Мои друзья».

* Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду».

3.

Создавать «материальную основу» для игры.

Обогащать «материальную базу» для игры.

* Рассматривание предметов, игрушек, предметов заместителей.

* Рассказ воспитателя о предметах.

* Беседа об использовании предметов, игрушек.

* Беседа о хранении и размещении игрушек.

* Изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок.

* Внесение новых игрушек и предметов.

4.

Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Формировать положительные взаимоотношения

детей в игре.

Развивать творческие способности детей.

* Предложение темы игры, новых сюжетов.

* Обсуждение игрового сюжета.

* Создание игровой воображаемой ситуации.

* Создание игровой обстановки.

* Разработка плана игры.

* Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры.

* Распределение ролей. Ролевое участие в игре.

5.

Формировать специфические игровые умения.

* Показ игровых действий с игрушками, предметами,

предметами-заместителями.

* Употребление условной игровой терминологии.

* Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей).

* Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой.

Этапы работы педагога с детьми

Этапы

Мероприятия

1 Этап.

Детальное изучение индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы

2 Этап

 Разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки соприкосновения в воспитании и обучении детей, т.е. определить преемственность в семье и в детском саду

3 Этап

 Формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх.

4 Этап

Отслеживание промежуточного результата с целью корректировки тактики проводимой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные от...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В жизни дошкольника игра занимает важное      место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаВысокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказал...