Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»
статья по развитию речи

Мосейчук Галина Юльевна

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокупность навыков и знаний человека, которые обеспечивают целесообразное и уместное употребление языковых средств в целях общения.

Источниками развития речи являются речевая среда, в которой воспитывается ребенок, произведения литературного творчества, окружающая действительность, специальное обучение родному языку и общение с произведениями разных видов искусства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокупность навыков и знаний человека, которые обеспечивают целесообразное и уместное употребление языковых средств в целях общения.

Культура языка показывает степень развития и богатства лексики, отточенность семантики, многообразие и гибкость интонации говорящего. Исследователи вкладывают в понятие «культура речи» умение грамматически правильно, ясно, точно и логически последовательно выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка, знание всех богатств родного языка, его выразительных возможностей, а также применение эти! знаний и навыков в своей речи. Источниками развития речи являются речевая среда, в которой воспитывается ребенок, произведения литературного творчества, окружающая действительность, специальное обучение родному языку и общение с произведениями разных видов искусства.

Искусству, которое формирует эстетические чувства ребенка и эстетическое отношение к жизни, отводится особая роль именно в дошкольном возрасте. Оно является не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувства и переживаний, ничем не заменимых впечатлений, которые затем передаются в творчестве. В процессе приобщения к искусству ребенок учится самостоятельно воспринимать и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения этого образа в разных видах деятельности.

    Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, П.М.Теплов и др.).

   Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям  дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

  Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события. Т.Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания.

    Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и    способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

    Методы и приемы, используемые для более успешного ознакомления с произведениями изобразительного искусства:

  • Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине. Помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.
  • Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы – умение делать анализ и выводы на основе умозаключений.
  • Прием акцентирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине. Использование данного приема активизирует речь детей.
  • Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину. Суть его заключается  в том, чтобы вызвать у детей определенные  чувства. Эмоции, настроение, адекватное состояние изображенного образа.
  • Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).
  • Прием «вхождения» в картину оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей.
  • Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном.  Можно, подбирая музыку, устанавливать связь между живописным и музыкальным образом.
  • Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность. Вызывают интерес к произведению. Формируют положительное отношение к искусству в целом.

Вопросы детям при рассматривании пейзажа:

  1. Как вы думаете, какое  время года изобразил художник на этой картине?
  2. Как вы догадались? По каким признакам можно определить, что на этой картине изображена весна? (лето, осень, зима).
  3. Что изображено на картине?
  4. Какие краски использовал художник?
  5. Какие цвета преобладают в картине?
  6. Понравилась ли вам  картина?
  7. Что именно вам нравится в ней? Что вы чувствуете, когда смотрите на нее?
  8. Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он работал над картиной?
  9. Как бы вы назвали эту картину. Если бы были ее автором?
  • Как называется эта картина?
  • Кто ее автор?
  • Почему художник так назвал эту картину?

Использование дидактических игр при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства.

Дидактические игры  позволяют контролировать прочность сформировавшегося умения логично излагать свои мысли, «читать» картину, создают условия для перенесения дошкольниками имеющихся у них знаний и умений рассматривания произведений в новые игровые условия. Дидактические игры лучше использовать после того, как дети научатся детально рассматривать произведение, воспринимать в целом его настроение, основной колорит, высказывать личностное отношение к нему. Дидактические игры проводят как самостоятельное занятие. Но их можно использовать и в индивидуальной работе с робкими, застенчивыми детьми или с группой детей с низким уровнем развития речи, особым уровнем развития мыслительных процессов.

Примеры дидактических игр 

«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине
Материал: репродукция какой-либо картины.
Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.
Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»
Звучная – звонкая – тихая
Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная – тесная
Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.
Радостная – унылая
Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.
Лёгкая – тяжёлая
Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН»
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

«ЖИВАЯ КАРТИНА»
Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами, развивать речь детей.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его. Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.

«СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО»
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: В течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.

«ПОДЗОРНАЯ ТРУБА»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его

«КТО О ЧЁМ ГОВОРИТ?»
Цель: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: воспитатель предлагает выбрать объекты и представить, о чём они могли говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чём говорит?»

Таким образом, произведения изобразительного искусства занимают особое место в развитии речи детей. Ведь речь ребенка – показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Литература:

1. Т.С. Комарова.  Детское художественное творчество. Мозака-синтез М:. 2008

2.Т.С. Комарова.  Изобразительное творчество дошкольников в детском саду, Москва «Педагогика», 1984

3. Т.Н. Доронова.  Изобразителная деятельность и эстетическое развитие дошкольников, Москва, «Просвещение», 2008

4. Ушакова О.С.,  Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошкольных  образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004

5. Р.М. Чумичева. Дошкольникам о живописи, Москва, «Просвещение», 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода

Самой важной ступенью развития речи является дошкольное образование...

«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».

·      Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;·      Родители;·      Дети подготовительной группы «Вишенк...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».

Цель семинара -  повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных госуд...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника....

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...