Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей».
материал по логопедии на тему

Курносова Светлана Михайловна

Цель семинара -  повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_integratsii.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Росинка»

Семинар-практикум

«Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»

Учитель-логопед Курносова С.М.

г. Шарыпово

Цель семинара -  повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах «речевого развития» детей на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачи семинара:

1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки педагогов в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеразвивающей программы.

3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активности и осмысления своей педагогической деятельности.

4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО

5. Развивать профессиональные навыки и умения педагогов в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.

Основные принципы семинара:

- принцип безоценочности действий и личности участников;

- принцип активности;

- принцип осознания действий;

- принцип партнерского общения.

Содержание семинара:

1. Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода в осуществлении образовательного процесса с дошкольниками.

2.  Выделить потенциальные проблемы.

3. Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.

4. Рассмотреть возможность развития речи детей через интеграцию в различные образовательные области.

Ход семинара

I. Вступительная часть. (Участники стоят по кругу) Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей». Давайте настроимся на работу.

Упражнение «Ассоциации» (в кругу с мячом)

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если представить, что педагог – это сказочный персонаж, то какой?

Если время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то какой?

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – это игра, то какая?

Если педагог – это планета?

II. Основная часть.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада.

Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь отражается на ребенке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегративного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.

1. Начнем с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов) Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

2. Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам поможет разобраться в этом игра «Осенняя корзина». Цель игры: практически показать понятие «интеграция», на примере «осенней корзины».

Оборудование: корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.

Посмотрите на предметы  нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме. В течение 5-10 минут подумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области.

А теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом записываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаете по кругу соседу справа.

Называются образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. После этого листы раскрываются и зачитываются по очереди каждым педагогом. Подводятся результаты, делаются выводы.

3. При планировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС у многих педагогов возникают проблемы. Давайте поговорим о них.

Итак, проблемы, возникающие при планировании педагогического процесса на основе  интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС, связаны с отсутствием Примерных программ, методических разработок, которые учитывали бы основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном образовании на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть зеленый салат».

Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат (предложения записываются на доске).

- Тщательно очистить его

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например, трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простате приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов

А теперь, давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам – найдем средства, необходимые для осуществления интегрирования образовательных областей по аналогии, то есть решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например, трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребенок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными

4. Давайте вспомним, что мы понимаем под развитием речи? (ответы участников) Верно,

Развитие речи – это овладение (как ребенком, так и в широком смысле – человеком в течение жизни) средством как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Основная цель развития речи. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в соответствии с ФГОС ДО

- Владение речью как средством общения

- Обогащение активного словаря

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

- Развитие речевого творчества

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи (предупреждение или коррекция дефектов речи), фонематического слуха

- Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4-х до 5-ти тысяч слов.

Иная картина наблюдается в действительности. Более двух третей детей в этом возрасте имеют нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Кроме того, часто наблюдается и недостаточная сформированность процессов, связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушены внимание и память;

- нарушена мелкая и артикуляционная моторика;

- недостаточно развито словесно-логическое мышление.

Напрашивается вывод, что в таких условиях проводить образовательный процесс и добиться необходимых результатов еще сложнее. И без принципа интегрирования образовательных областей не обойтись. Задачи, направленные на формирование речевого развития, можно решать, через интеграцию их в другие направления.

Согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультурные минутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по развитию речи следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей. То есть соблюдать принцип взаимодействия и взаимосвязи.

III. Заключительная часть. Рефлексия  «Плюс – минус - интересно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"

в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка»...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

Познавательная способность – основной вид деятельности детей, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная актив...

Методическое пособие «Игры-эстафеты для детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»

Методическое пособие «Игры-эстафеты для детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей

В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Мног...