Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа) Тема: Заучивание стихотворения А.Т. Твардовского «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Слесарева Екатерина Михайловна
Учить детей запоминать стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов, музыки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osen.docx5.78 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа)

Тема: Заучивание стихотворения А.Т. Твардовского «Осень»

Цель: Учить детей запоминать стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов, музыки.

Образовательные задачи:

Обучающие: Развивать речь; уточнять и расширять словарный запас детей; развивать интонационную выразительность речи, силу голоса; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе; продолжать формировать представления о деревьях, растущих в нашем крае; учить узнавать их на картинке, различать листья.

Развивающие: Развивать память, внимание; развивать эстетическое восприятие поэзии, художественного слова.

Воспитательные: Воспитывать интерес к стихам, музыке; воспитывать художественный вкус.

Методические приемы: беседа, рассказ, объяснение, игра, работа с демонстрационным материалом.

Предварительная работа: Наблюдение за осенними изменениями в природе, за деревьями, растущими на территории детского сада. Рассматривание репродукции И.И. Левитана «Осенний, солнечный день»; беседа о времени года «Осень»; загадывание загадок; произвольное рисование на тему «Осень».

Оборудование и материалы: аудио запись «Грустный дождик» А. Климов; портрет писателя.

Словарная работа: Меж редеющих верхушек, бережёт густую тень, сдвинул шапку набекрень, корреспондент.

Ход занятия

Звучит музыка. Загадывает загадку:

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю Вам загадку, а Вы попробуйте ее отгадать.

«Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен.

Потому, что

Я –… (Осень)

В: Ребята, как вы догадались, что это осень? (Собирают урожай, птицы улетают, желтеет и опадает листва с деревьев).

В: Молодцы, правильно!

Беседа об осени:

В: Ребята, а какое сейчас время года? (Осень)

В: Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

В: Назовите приметы осени.

 «Осень»

Меж редеющих верхушек,
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко жёлтая листва.
Птиц неслышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

В: Ребята, Вам понравилось стихотворение? О чем оно? Какими словами Александр Твардовский описывает осень? (по мере ответов детей воспитатель зачитывает отрывки стихотворения)

В: Как вы считаете, почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)

В: Как называется это стихотворение? (Осень).

В: Осень прекрасная пора. Давайте подберем определение к слову «ОСЕНЬ». Какая может быть осень? (Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…)

А какие слова-действия можно подобрать к слову «ЛИСТЬЯ». Листья что делают? (Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…)
Про что можно сказать «Осенняя» (ОСЕННИЙ, ОСЕННИЕ…)

Динамическая пауза:


Воспитатель с детьми проводит разбор текста стихотворения:

В: Как вы понимаете выражение: «Меж редеющих верхушек»? (Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев).

В: Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва». (Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит).

В: Почему, в лесу не слышно птиц? (Улетели в тёплые края).

В: Отчего же стала ель в лесу заметней? (Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно).

В: Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень». (У гриба шляпка съехала набок).

Воспитатель ещё раз читает стихотворение, и дети рассказывают его наизусть.

 Заключительная часть

В: Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Познакомились и выучили стихотворение «Осень»).

В: Кто написал это стихотворение? (Поэт, Александр Трифонович Твардовский).

В: Молодцы! Мне очень понравилось, что вы сегодня были внимательны и активны, постарались запомнить стихотворение А.Т. Твардовского «Осень». Многие (перечислить детей, запомнивших стихотворение)запомнили его. Особенно мне понравилось, как выразительно прочитал(а) стихотворение (назвать детей, выразительно прочитавших стихотворение). А вам чье чтение понравилось больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию. Младшая группа. Тема: «Чтение стихотворения-песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку…»,

Конспект НОД по речевому развитию. Младшая группа.Тема: «Чтение стихотворения-песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку…»,...

Конспект занятия по области речевое развитие в старшей группе Тема: Заучивание отрывка стихотворения И. Бунин. «Первый снег»

Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» И. Бунина  выразительно.Программные задачи:Обучающие:- Познакомить детей с новым стихотворением о зиме...

Конспект НОД по речевому развитию ( старшая группа) Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу».

Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по сюжетной картине, придерживаясь плана....

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа.) «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Помочь детям вспомнить ранее изученные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная… »....

Конспект занятия по речевому развитию средней группе Тема: «Заучивание Русской Народной песенки Тень-Тень-Потетень»

Конспект занятия  по речевому развитию средней группеТема: «Заучивание Русской Народной песенки Тень-Тень-Потетень»...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема; «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема; «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова«Ты скажи мне, реченька лесная…»....