Главные вкладки

    Методическая разработка НОД в старшей группе по обучению пересказа произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной. «Как белочка зимует».
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

    Гребнева Татьяна Валерьевна

    Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pereskaz_rasskaza_kak_belochka_zimuet.docx27.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по обучению пересказа.

    Пересказ произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной.

    «Как белочка зимует».

    Цель: закрепление умения последовательно пересказывать литературный текст
    Задачи:

    - Закрепить знания о жизни зверей зимой;

    - Развивать умение детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.

    - Совершенствовать грамматический строй речи

    -Расширить словарный запас детей (лазейка, уют, устроено, непогода)

    - Воспитывать любовь к природе, животному миру, бережное и разумное отношение ко всему живому.

    Оборудование: ноутбук с мультимедийным оборудованием, колонки.

    Ход занятия:

    1 часть (вводная)

    Звуки метели.

    Слайд 1

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница зима!
    Пришла, рассыпалась; клоками,
    Повисла на суках дубов,
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов,
    Брега с недвижною рекою
    Сровняла пухлой пеленою,
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки – зимы.

    В: Где мы оказались ?

    Ответы детей.

    В:  В лесу хорошо зимой, красиво, тихо, только снежок падает, и никого нет. Так ли это?

    Ответы детей.

    В: Да не так уж и тихо, вон какая метель разыгралась.

    Ответы детей.

    Слайд 2

    В: А вот и первые следы, интересно, чьи они?

    Ответы детей.

    В: Давайте рассмотрим поближе. А если мы проследим за следами? Нашли кого – то?

    Ответы детей. 

    В: Это лиса! А как лиса зимует?

    Ответы детей.

    В: (дополняет ответы детей) В холодные, морозные дни лиса прячется под деревьями, кустарниками, свернется клубочком, нос  спрячет и спит. Лиса всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи, слух у нее замечательный, она слышит мышей глубоко под снегом. Так, мышами в основном, и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает им порой. Посмотрите, как лиса мышкует.

    Слайд 3

    Слайд 4

    В: А тем временем в лесу еще кто –то прошел.  Посмотрите, вот эти следы.

    Дети рассматривают следы на экране.

    В: Давайте посмотрим, вдруг опять кого – то найдем. Нашли?! И чьи же это были следы?

    Ответы детей.

    В: А волк как зимует? Наверное, в норке спит всю зиму.

    Ответы детей.

    В: (дополняет ответы детей) Конечно, волк тоже прячется от вьюг в снегу, под деревом, где меньше ветер дует. Голодно зимой волку, а что спасает волка от холода?

    Ответы детей.

    В: Зимой волки сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться. От голода волки выходят в деревни, чтобы поживиться домашними животными. Посмотрите, вот волк вышел на дорогу.

    Слайд 5

    Слайд 6

    В: А это чьи следы? Как вы думаете?

    Ответы детей.

    В: Давайте проследим за ними, и посмотрим, чьи это следы.  

    Ответы детей.

    В: Как же заяц переживает зиму?

    Ответы детей.

    В:  (дополняет ответы детей). Заяц в лесу зимой невидим для хищников и охотников благодаря тому, что его шубка приобретает белый цвет. Мех становится более густым и длинным, это  спасает зверька от лютых морозов. От холода заяц прячется в снегу, устраивает себе лежку.  С наступлением темноты животное выходит на кормежку. Питаются корой и ветками деревьев и кустарников, замерзшими ягодами, засохшей травой. Давайте посмотрим на лежку зайца.

    Слайд 7

    В: Ребята, посмотрите, у меня в коробочке есть чьи – то следы. Только они перепутались. Поможете мне определить,  чьи это следы?

    Ответы детей. Деятельность детей (раскладывают на полу следы волка, лисы, зайца).

    В: Давайте попробуем пройти по следам так, как это делают звери.

    Двигательная деятельность детей.

    Слайд 8

    В: Посмотрите, ребята,  кто на елке сидит? И что это на дереве?

    Ответы детей.

    В: А как белочка зимует?  

    Ответы детей.

    В: Мне хочется прочесть вам рассказ, послушайте,  как про это написали  замечательные писатели Георгий Скребицкий и Вера Чаплина.

    2 часть (чтение без установки на запоминание)

    Воспитатель читает рассказ.

    3 часть (беседа по рассказу)

    -О ком этот рассказ?

    - Почему белочке не страшны ни мороз, ни метель?

    - Почему в гнезде тепло и уютно?

    - А что белочка делает, чтобы холодный ветер не задувал?

    - Как белочка спит?

    -Что в это время  делает ветер снаружи?

    - Что делает белочка, когда непогода утихнет?

    - Где  у белочки главная еда?

    - как можно назвать этот рассказ?

    - на сколько частей можно разделить рассказ? (на три части)

     В: Про что говорится в первой части?

    Ответы детей.

    В: О чем говорится  во второй части?

    Ответы детей.

    Слайд 9

    Слайд 10

    В: О чем говорится  в третьей части?

    Ответы детей.

    Слайд 11

    В: Посмотрите, как белка находит спрятанные  запасы.

    4 часть (повторное чтение с установкой на пересказ)

    - вы хорошо запомнили рассказ? Есть непонятные слова?

    Непогода – плохая погода, ненастье.
    Лазейка – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
    Лазейка – уловка, хитрый, ловкий приём для выхода из неприятного, затруднительного положения.

    устроено – сделано, устроить – наладить, организовать.
    уют – приятно устроенный быт, обстановка.
    ловко – искусно, удобно.

    5 часть (пересказ).

    Пересказ по частям.

    6 часть (заключительная)

    Оценка деятельности.

    Используемая литература:

    • Отрывок из поэмы А.С.Пушкина « Евгений Онегин». 
    • Ушакова О.С, Струнина Е.М.  Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. —
    • Георгий Скребицкий и Вера Чаплина «Как белочка зимует».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка НОД в старшей группе "Давайте, жить дружно"

    ГБДОУ №76ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА   Методическая разработка НОД«Давайте жить дружно»  Муз.руководитель: Салихова Аэлита Геннадиевна Санкт-Петербург2018год Цел...

    Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме: учебно - методическое пособие.

    Игра на развитие навыков словообразования и словоизменения....

    Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    Введение Основу каждого занятия составляют подвижные игры разной направленности. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Заинька-трусишка»Цель: Формировать умение детей последовательно пересказывать короткие пр...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ксюшины сандалики».

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем-подсказок «Ксюшины сандалики».Цель: Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать ...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по обучению пересказу с помощью схем - подсказок "Маленький дельфин"

    Занятие по развитию речи при обучению пересказыванию формирует у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать небольшие тексты, способствует развитию связной речи, памяти, вниманию. В помо...