«Перелётные птицы». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи. (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект направлен на:

  • Расширение активного словаря детей по теме «Перелётные птицы»;
  • Расширение и закрепление представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц;
  • Закрепление употребления предлогов в самостоятельной речи детей.
  • Закрепление умения выделять лишний предмет с объяснением.
  • Работу над грамматическим строем речи.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Формирование навыков сотрудничества, развитие инициативы, самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_perelyotnye_ptitsy.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

           

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад                                                      

                                     № 58 «Солнышко» города  Белово комбинированного вида»

                 

 

                                         «Перелётные птицы».  

                                                     Конспект интегрированной

                                              непосредственной образовательной  

                                                деятельности по ознакомлению с

                                                   окружающим и развитию речи.

                                                      (подготовительная группа)

        

                                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                                                             Прохорова Е. А.

                                               «Перелётные птицы».  

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
  • Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц;
  • продолжать учить работать над слоговой структурой слов по теме.
  • Закрепить употребление предлогов в самостоятельной речи детей.
  • Закрепить умение выделять лишний предмет с объяснением.
  • Работать над грамматическим строем речи:

- именительный падеж ед. и мн. числа;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи)..

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе,
  • формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу, самостоятельность

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, макет дерева со скворцом для закрепления предлогов, наглядное пособие «солнце», карточки для самостоятельной работы детей, разработанные модели полёта перелетных птиц

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Какие вы все бодрые и веселые! Наверное, вам  поднимает настроение весеннее солнце. Ой, посмотрите, а наше солнышко спит, что-то оно загрустило (воспитатель обращает внимание на грустное изображение солнца)

Воспитатель: Давайте его разбудим:

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку, мальчики - руки на пояс.) 

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

Переворачиваем солнышко, на обратной стороне - весёлое солнышко.

Воспитатель: Ребята, солнце проснулось. Тепло на улице стало. К нам торопится красавица Весна. (Картинка с изображением весны).

Воспитатель: Ребята, а чтобы вы больше узнали о Весне, она прислала нам сюрприз - весеннюю корзинку. Давайте мы в неё заглянем. (Дети вместе с воспитателем достают из корзинки схемы с признаками весны.) 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём нам Весна хотела рассказать, как можно одним словом назвать, то, что изображено на схемах.

 Дети:  Весенние приметы (перечисляют:  весной теплее греет солнце, появляются проталины, тает снег и бегут ручьи, начинается капель, появляются насекомые,  

прилетают птицы).

Звучит красивая весенняя мелодия.

1. часть.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в весенний лес. (Дети присаживаются на стульчики).

Воспитатель: С приходом весны к нам возвращаются пернатые друзья. Как вы думаете, кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему? Давайте посмотрим, какой сюрприз приготовила для нас красавица - Весна.

Достаём из корзинки птицу. Дети рассматриваю, рассказывают, что тело птиц покрыто перьями, поэтому их называют- пернатыми, а друзьями, потому, что они поедают вредных насекомых, поют песни и радуют нас ими.

Воспитатель:  Посмотрите на картинки (картинки  с изображением перелётных птиц). Дети перечисляют птиц.

Воспитатель: Как можно одним словом назвать этих птиц?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: Потому, что эти птицы осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель: Ребята, Весна задаёт нам загадки: 

1. Всех перелётных птиц черней,

чистит пашню от червей (ГРАЧ)

2. Есть на дереве дворец,

Во дворце живёт певец

Он не лает, не кусает,

сад фруктовый охраняет (СКВОРЕЦ)

3. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из трав и глины. (ЛАСТОЧКА)

4. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (ЖУРАВЛЬ)

Воспитатель вывешивает схемы полёта птиц.

Воспитатель: Как вы думаете, что Весна хочет нам рассказать?

Дети: Это схемы полёта перелётных птиц.

Воспитатель: - Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Дети: Ласточки, скворцы, трясогузки  стайкой. Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Физминутка «Построимся как птицы»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами перелётные птицы. Прежде, чем отправится в полёт, мы с вами должны выбрать вожака. Кто такой вожак?

Дети: Птица, которая летит впереди стаи. Вожак должен быть сильным, выносливым, смелым, умным.

Воспитатель: Готовы полетать?

Воспитатель показывает схему и говорит:  «Полетим как гуси». (Дети строятся). «Как вы построились? Правильно, косяком (дети строятся косяком и «летают» по группе под фонограмму). Аналогично по другим схемам.

2 часть.

Воспитатель: После такого перелёта, я предлагаю вам немного отдохнуть. (Дети присаживаются)

Воспитатель: Ребята, весной у птиц много важных дел. Что делают перелётные птицы весной?

Дети: Возвращаются с юга, находят себе пару, строят гнёзда, откладывают яйца.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называют птенцов у каждой птицы.

Поиграем в игру «У кого кто»  и «Один много» (единственное- множественное число).

Воспитатель: Я буду показывать вам картинку с изображением птицы. Девочки  будут называть одного птенца, а мальчики - много птенцов . Готовы?

 Журавль:  журавленок - журавлята

Скворец:  скворчонок - скворчата

Лебедь: лебеденок - лебедята

Грач: грачонок - грачата

Утка: утенок - утята

Аист: аистенок - аистята

Гусь: гусенок - гусята

Воспитатель: Весна задаёт нам следующую загадку. Посмотрите, что изображено на картинке? 

Дети:  Изображены птицы и то, чем они питаются.

Воспитатель: Как ещё можно сказать, что делают птицы? 

Дети: Клюют, едят, кормятся, питаются.

Воспитатель:  Чем же питаются птицы? 

Дети: Насекомыми, червячками, зернышками, мелкими животными, птенцами, рыбой, плодами , семенами.

Воспитатель: Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами, т.е. насекомыми.

Дети: Насекомоядные птицы.

Воспитатель: А птицы, которые питаются зернами, семечками, растениями? 

Дети: Это зерноядные птицы или птицы.

Воспитатель: А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков, рыбу, лягушек?

Дети: Это хищные птицы.

3. часть.

Воспитатель: Весна загадала нам ещё одну загадку.

Звучат голоса птиц ( в записи)

Воспитатель: Голоса каких птиц вы услышали?

Дети: Кукушки, утки, гуся, соловья, ласточки, журавля, скворца.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает».

Будьте внимательны. Вы должны не только сказать, как поёт птица, но и сосчитать количество слогов в слове, хлопая в ладоши. Готовы?

Кукушка -  ку - ку - ет (3 слога)

Утка -  кря -  ка - ет (3 слога)

Соловей  по - ёт (2 слога)

ласточка  ще - бе - чет (3 слога)

скворец -  по - ёт (2 слога)

журавль  кур - лы- ка - ет (4 слога)

гусь  го - го- чет. (3 слога)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.

Волк, грач, лиса, заяц (звери - птицы).

Скворец, ласточка, воробей, соловей (перелётные  зимующие)

Воспитатель:  Ребята, весна хочет с нами поиграть..

Пальчиковая гимнастика «10 птичек».

4 часть.

Воспитатель: Ребята, Весна загадала вам последнюю загадку. Вы должны ответить, где находиться скворец.

Игра « Где находится?» (употребление предлогов: на дереве, за деревом и т.д.).

Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились с о всеми заданиями. И на последок давайте расскажем Весне как нужно относиться к птицам.

Дети:  Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя стрелять в птиц, потому что можно их поранить.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наша встреча с Весной. О чём мы сегодня с вами разговаривали? ( как летят птицы, выводят птенцов, как поют и т.д).

Воспитатель:  Весна дарит вам подарки (картинки с изображением перелётных птиц), а я предлагаю в следующий раз отправится в гости к тому времени года, которое прейдет после весны. Вы знаете, какое это время года?

Дети:  Лето.

Воспитатель: Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 6-7 лет "Прогулка по городу"

Программное содержание:Закреплять знание детей о достопримечательностях города Саратова, о символике, закреплять знания, когда звучит гимн, все встают, учить показывать на глобусе страну Россию. Расши...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»

Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи, с помощью которого можно познакомить детей с историей создания различных предметов мебели (проследи...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе.

Конспект интегрированной  непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром , развитию речи и математике во 2 младшей группе....

Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и развитию речи в 1 группе раннего возраста «Кошка»

Данный конспект предназначен для детей 1 группы раннего возраста для ознакомления с окружающим и развития речи....