Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи
Презентация для выступления на РМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Задачи: – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; – совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и . привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.
« Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев
Что же такое пальчиковые игры? Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. Как правило это известные детям потешки , прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными .
Традиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук ( растирания – движение должно быть, как при намыливании и мытье рук; разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.) 2. Графические упражнения ( штриховка , дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)
3 . Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик для зайчат», «Я гуляю во дворе»)
4. предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём)
5. Игры (мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек). 6. И гры на развитие тактильного восприятия («Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).
6. кукольные театры (пальчиковый , варежковый , перчаточный, театр теней )
Нетрадиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д ;
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов: - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. - Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. - Три ореха я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать! - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех. - Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
КАРАНДАШИ Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК Гладила мама – ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ ) - Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д . - Катать бусины между ладоней: Покатаю я в руках бусинки – горошки. Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. - Нанизывать бусины на леску: Я сижу, но не скучаю, Бусы маме собираю. Нанизала бусы я - Рада мамочка моя!
ПЕРЧАТКИ С НАШИТЫМИ ПУГОВИЦАМИ -Нажимать на всю поверхность ладони и пальцы под счет до 10 ; - Делать растирающие движения ладони и пальцев вверх-вниз и по кругу.
2. И гры с пальцами с использованием разнообразного материала.
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев. Большаку дрова рубить, а тебе воды носить, А тебе печь топить, а тебе тесто месить, А малышке песни петь, песни петь да плясать, Родных братьев потешать.
КРУПА - В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки: Я помощницей расту. Своей маме помогу. Я крупу переберу, рис от гречки отберу! - Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно): Я горошины возьму, выложу дорожку. Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
- Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая: Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно всё промесить попросили. Но сколько не месим и сколько ни мнём, Комочки опять и опять достаём.
ВЕРЁВКА - ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ (Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки п пальцами, на каждый узел называть день недели, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи и т.д.) - ВЕРЁВОЧКИ Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру) Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу приговаривая: Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН Кусочки размером примерно как носовой платок и детские ладони. Ребёнок комкает пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок: У меня живет проглот - Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота
Таким образом, Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: - универсальность - можно играть в любом месте в любое время; - кратковременность - обычно не более 2-5 минут; - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: - дети становятся более активными в общении; - ясно и последовательно выражают свои мысли; - используют в речи образность, точность языка; - умеют выражать свое отношение к окружающему .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-761443-1590429684.jpg)
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.Мозг ребенка осваи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/03/picture-811123-1472881479.jpg)
Реферат "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста".
Таланты детей находятся на кончиках их пальцев ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927756-1495826120.jpg)
Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Показано влияние движений пальцев рук на умст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-774969-1459272182.jpg)
Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-504505-1606420343.jpg)
Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...