Практика «Мои первые слова»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Абашева Виктория Витальевна

Материал используется с неговорящими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_ispolzuemaya_v_rabote_s_detmi_imeyushchimi_zrr.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Практика «Мои первые слова»

        В настоящее время доказано что, чем раньше начинаются целенаправленная логопедическая работа с детьми, тем более эффективной оказывается коррекционная помощь. Это связано с тем, что нервная система малыша интенсивно реагирует на внешнее воздействие. Речь это результат деятельности речевых и неречевых зон головного мозга. Она формируется совместно с развитием высших психических функций (внимание, память, мышление) и прямо пропорционально зависит от уровня их развития.

       Методический материал «Мои первые слова» представляет сочетание современных требований  с классическим методом образования, вобрав в себя лучшие традиции отечественного дошкольного образования.

       «Мои первые слова»:

- соответствует принципу развивающего обучения,

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих и корригирующих целей и задач для полноценного речевого развития ребенка,

- предусматривает решение образовательных задач (а именно – появление и развитие речи) путем использования разнообразных видов детской деятельности в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса,

-позволяет вариативно использовать речевой образовательный материал в соответствии с личностным ориентированием на каждого ребенка.

        Данный метод я использую в своей работе  с детьми задержкой речевого развития, у которых  на этапе поступления в детский сад отсутствует речь и звукоподражание.

       Данный  речевой материал, поделен на два основных блока:

1блок – усвоение гласных звуков

2 блок – усвоение согласных звуков.                                    

      Каждый звук изучается столько времени, сколько необходимо для успешного овладения материалом с различными нарушениями, поэтому нет четкой градации и деления времени, отводящего на изучения.

      В основу последовательности изучения звуков положены показатели нормального речевого развития ребенка и уровень сложности артикуляционного уклада при произнесении звука (онтогенетический принцип появления звуков у ребенка, предложенный Гвоздевым А.Н.), но может варьироваться в зависимости о индивидуальных особенностей ребенка.

          Анализ литературных источников по психологии, психолингвистике и языкознанию позволяет говорить о том, что данном этапе не существует единого касающегося развитию слоговой структуры слова у детей раннего возраста. Но есть основное положение, что в овладении слоговой структуры слова дети раннего возраста делятся на:

    1. Усваивающих преимущественно звуковую характеристику речи (наличие места звука в слове: начало, середина, конец);

    2.Усваивающих преимущественно слоговую характеристику речи (13 классами слов различной слоговой структуры представленных в квалификации Марковой А.К.).

              Поэтому отобранный лексический материал на каждый звук составлен в соответствии с данными положениями.

        Этапы работы:

- первую очередь на гласных звуках важно отработать ответную голосовую реакцию ребенка;

- затем  необходимо научить ребенка повторять слова за взрослым в доступной для него форме.    

           На данном этапе не важно звукопроизносительное  качество слов. Главное, это накопление, расширение и обогащение словарного запаса.  Поэтому слова могут слышаться в виде: звукоподражаний, звукокомплексов,  кусочков слов или даже совершенно непохожих на слово, сочетаний звуков.

При работе по данной методике необходимо помнить:

       - половину из того, что вы говорите, малыш не понимает, в связи с тем,  что сам не говорит. Поэтому речь должна быть минимальна, конкретизирована, доступна и эмоциональна;

      -максимально использовать мимику и жесты. Такие «сигналы» подскажут  неговорящему ребенку, все ли он делает правильно, дадут оценку его деятельности, а также существенно облегчат процесс знаний;

      - необходимо многократное повторение изучаемых слов, которое будет совершенствовать словарь и постепенно улучшать слоговую структуру;

       -одновременно необходимо развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление), которые в свою очередь оказывают влияние на формирование речи;

     - все действия выполнять слева-направо и сверху-вниз, подсознательно приучая ребенка к овладению таких важных процессов, как чтение и письмо. Чтобы не было механического запоминания порядка слов, а создавалось соотнесение картинки со словом, постепенно порядок названия картинок необходимо будет менять.

        Автор методики Шишкина Н.А. Директор логопедического детского центра ООО «Чудологопед», практикующий логопед-дефектолог. http://chudologoped.ru/