Перспективный план дополнительного кружка «Светофорик» для средней группы по обучению детей правилам дорожного движения
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

план по БДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_gruppa_kruzhok_po_pdd_svetoforchik_2017.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Перспективный план

дополнительного кружка «Светофорик»

        средней группы        

по обучению детей правилам дорожного движения

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода;
  • приемы обучения ребёнка правилам поведения на дороге.

Цель:

1. Совершенствовать и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах.

2. Формировать у детей навыки и привычки здорового образа жизни.

3. Развивать у детей умение логически мыслить, развивать грамотную монологическую речь.

4. Воспитывать у детей познавательный интерес к проблемам дорожной азбуки, заинтересованное отношение к окружающему миру, волю, смелость, дисциплину.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей

посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного

движения;

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Дополнительный кружок «Светофорик» проводится со всеми детьми группы один раз в неделю во вторую половину дня.

Сентябрь

1 неделя

Кто есть кто на дороге.

Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан, выполнять определённые правила.

2 неделя

Занятие «Профессия – водитель».

Дать детям представления о профессии водителя. Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначения в жизни человека.

Расширять знания о видах общественного транспорта.

3 неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, дороге, и стараться её избегать.

4 неделя

Как устроен светофор.

Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить

почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

Октябрь

1 неделя

Знай и выполняй правила уличного движения.

Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

2  неделя

Безопасный перекрёсток.

Цель: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; знакомить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехстороннего светофора.

3 неделя

Транспорт нашего города (1 занятие)

Цель: расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания

о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в нем пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать

знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

4 неделя

Транспорт нашего города (2 занятие).

Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

Ноябрь

1 неделя

Моя дорожная грамота  (1 занятие).

Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания до школьников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

2  неделя

Моя дорожная грамота (2 занятие).

Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток».

3  неделя

Моя дорожная грамота (3 занятие).

Цель: продолжать учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить назначение знаков сервиса.

4  неделя

0 чем говорят дорожные знаки.

Цель: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков; знакомить с дорожными знаками: «Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот», «Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».

Декабрь

1 неделя

«Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалкова «Гололед».

Цель:  Дать представления детям об опасных   и безопасных местах игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

2 неделя

Опасный перекрёсток (1 занятие).

Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрёстке; дать представление о «регулируемом перекрёстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырёхцветного светофора.

3неделя

Опасный перекрёсток (2 занятие).

Цель: закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как пере ходить улицу на перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона.

4 неделя

Беседа-диалог.

Цель: активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного движения?)

Январь

2 неделя

Наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Цель: Обратить внимание детей  на движение транспорта по скользкой дороге в зимнее время года,  познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности затормозить.

3 неделя

Рассказ из личного опыта «Как я с мамой перехожу дорогу».

Цель: Учить составлять рассказ из личного опыта, развивать монологическую речь. Активизировать в речи детей и уточнить понятия «пешеход», «пешеходный переход»,    «тротуар»,  пешеходная дорога». Развивать чувство ответственности за свою жизнь.

4 неделя

Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».  Рисование «Осторожно, гололёд!»

Цель: Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Февраль

1 неделя

Игра-викторина «Знаки на дорогах».

Цель игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

2  неделя

Игровой тренинг «Поставь дорожный знак».

Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, научить различать дорожные знаки и их предназначение.

3  неделя

Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов или пригласить сотрудника для встречи с детьми в группу детского сада.

Цель: продолжать объяснять детям значение жестов сотрудника ГИБДД. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

4 неделя

Мы пассажиры.

Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.

Март

1 неделя

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.

Цель: знакомить детей с разными видами движения на дороге. Показать и дать попробовать детям на практике, используя автогородок на территории детского сада.

2 неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице и стараться её избегать.

3 неделя

Путешествие на автобусе.

Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к окружающим пассажирам.

4 неделя

Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасные ситуации.

Апрель

1 неделя

Ребёнок на улицах города.

Цель: закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя макеты дорожного движения и транспортную площадку. Повторить с детьми правила поведения, предписанные пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций;  воспитывать культуру поведения на улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.

2 неделя

Беседа «Если ты потерялся в городе».

Цель: учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

3 неделя

Игра-тренинг «Я потерялся».

Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации.

4 неделя

Опасные шалости.

Цель: закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Май

1 неделя

Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто».

Цель: обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте.

2 неделя

Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

Цель: Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

3 неделя

Показ сказки «Весёлые знаки».

Цель: обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения.

4 неделя

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

Цель: Закрепить, обобщить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительный кружок «Светофорчик» проводится со всеми детьми группы один раз в неделю во вторую половину дня.

На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Детей следует целенаправленно воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

 Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

  1. Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
  2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
  3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

В содержание работы кружка входят:

- словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;

-  практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (в том числе на специально оборудованную площадку) во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания;

- рассматривание иллюстраций;

-  организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;

-  продуктивные виды деятельности:  рисование, аппликация (на закрепление).

Материалы, используемые на занятиях: 

  • Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • Плакаты;
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • Дорожные знаки.

Дидактические игры:

  1. «Наша улица»
  2. «Поставь дорожный знак»
  3. «Теремок»
  4. «Угадай, какой знак»
  5. «Виды перекрёстков»
  6. «Улица города»
  7. «Запрещается - разрешается»
  8. «Собери светофор»
  9. «О чём говорят знаки?»
  10.  «Где спрятался знак?»

Календарно-тематическое планирование кружка “Светофорчик»

(старший возраст)

Тема занятия

Кол-во

Часов

Программное содержание

Материал

ОКТЯБРЬ

1. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения                       С. Михалкова «Моя улица»

2. «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»

3. Прогулка «Наблюдение за транспортом».

1

2

1

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина  «Улица города»

Иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

НОЯБРЬ

1. «В городском транспорте»

2. «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа

Н. Носова «Автомобиль».

3. Прогулка «Я - пешеход»

1

2

1

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.

Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.

Сюжетные картинки  с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта.

Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель

ДЕКАБРЬ

1. Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»

2. «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».

3.  Прогулка «Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке).

1

2

1

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.

Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.

Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

ЯНВАРЬ

1. «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева

2.  «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»

3. Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года».

1

1

1

Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».

Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.

ФЕВРАЛЬ

1. «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».

2. «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

3.  Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»

 

2

1

1

Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь.

Иллюстрации по теме.

МАРТ

1.  «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход»

2.  «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».

3. Прогулка «Наша улица»

2

1

1

Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.

Иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Набор плакатов «Азбука юного пешехода».

АПРЕЛЬ

1.  «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде»

2.  «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»

2

2

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора.

МАЙ

1. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

2. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

3. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».

1

1

1

Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Всего:

30

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

ОКТЯБРЬ

Тема 1: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения  С. Михалкова «Моя улица». (1)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Материал: стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина  «Улица города»

Содержание занятия

Беседа. Вспомните, что вы видели на улицах города по дороге в детский сад? (ответы детей) Важно, чтобы дети назвали как можно больше разных предметов, объектов, явлений дорожной среды. Дети подробно описывают улицу, отмечают наличие светофора, пешеходного перехода, который иногда называют «зеброй».

Выяснить, что рассказывают родители о дорожном движении. За правильные ответы поощрить детей фишками-машинками, неправильные ответы поправить или попросить помочь другим детям.

Вопросы: Знаете ли вы названия улиц, где живете?

Есть ли по дороге в детский сад светофор, пешеходный перекресток?

Как вы переходите улицу в сопровождении взрослых?

Обратить внимание детей на главное по дороге в детский сад: опасные места. Объяснить, что выбирать маршрут надо там, где безопасней, нет большого движения транспорта.

Рассматривание картины  «Улица города».

Дети изучают картину. Оценивают, замечают опасные и безопасные места. Составляют небольшие рассказы по картине.

Тема: «Что такое транспорт». (2)

Аппликация «Какие бывают автомобили»

Цель: Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Материал: иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Содержание занятия(1)

Беседа. Раскрыть понятие «транспорт». Показать рисунки легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, и попросить  детей вспомнить, какие виды транспорта они еще знают. Объяснить, что все машины едут по дорогам.  Транспорт бывает не только дорожный, наземный, но и воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, теплоход, лодка), подземный (метро).

Рассмотреть иллюстрации и определить, какой транспорт изображен. Оценить умение детей наблюдать и выделять отличительные признаки транспорта.

Дети готовят заготовки для аппликации из цветной бумаги.

Содержание занятия(2)

С какими видами транспорта мы познакомились? Д/игра «Назови правильно».

Дети выполняют аппликацию. Раскладывают заготовки. Аккуратно наклеивают на картон. Объясняют последовательность своей работы.

Выставка детских работ. Составление описательного рассказа по своей работе.

Тема: Прогулка «Наблюдение за транспортом». (1)

Цель: Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.

Содержание занятия

Понаблюдать за проходящим транспортом по улице города. Назвать виды транспорта, их назначение.  Показать опасные места, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить детей видеть приближающую машину, слышать ее шум, адекватно реагировать.

Обратить внимание на время года: осенью быстро темнеет. Опасность может возникнуть внезапно. Учить детей как правильно ориентироваться, как действовать.

НОЯБРЬ

Тема: «В городском транспорте» (1)

Цель: Познакомить детей с правилами этического, нравственного и безопасного поведения в транспорте. Воспитывать уважение к старшим и младшим.

Материал: Сюжетные картинки  с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта.

Содержание занятия

Беседа. Кто такой пассажир, каким видом транспорта он пользуется, чтобы доехать до нужного места. Где ожидают пассажирский транспорт (на остановке). Рассказать о правилах поведения на остановках и в общественном транспорте:

- в ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги;

- нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой;

- высадка и посадка осуществляется при полной остановке транспорта;

- нельзя отвлекать водителя, стучать в стекло кабины;

- надо быть вежливым, уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам;

- нельзя высовываться из окна.

Рассматривание сюжетных картин.

Тема: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». (2)

Цель: Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице. 

Материал: Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель

Содержание занятия(1)

Беседа. Непрерывно днем и ночью по дорогам движутся автомобили. Все взрослые и дети должны, выходя из дома прислушиваться и присматриваться, нет ли поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дворе, куда заезжают и выезжают автомобили. Поэтому надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо смотреть не только на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт.

Нельзя выходить на проезжую часть без взрослых и, не соблюдая определенные правила перехода. Необходимо развивать  в себе умение правильно действовать в опасной ситуации.

Привести примеры беспечного и неосторожного поведения детей во дворах, на улицах, дорогах. Рассматривание сюжетных картинок, составление описательных рассказов.

Содержание занятия(2)

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Обсуждение содержание произведения.

Рисование на тему «Будь внимателен на дороге!» Дети рассказывают о своем сюжете, что они хотят нарисовать.

 Тема: Прогулка «Я - пешеход» (1)

Цель: Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.

Содержание занятия

Объяснить значение слова «пешеход».

Пешеход – человек, который ходит по улице пешком, а не едет и не работает на дороге. Наблюдение за пешеходами, как они двигаются по тротуару, переходят дорогу

(правильно или нет), стоят на остановке в ожидании транспорта. Оценить наблюдательность детей, умение ходить парами, по правой стороне тротуара, разговаривать спокойным голосом.

По окончании прогулки отобразить свои впечатления на рисунках.

ДЕКАБРЬ

         Тема:  «Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах» (1)

Цель: Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Материал: Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.

Содержание занятия

Беседа. Знаете ли вы, что такое дорожные знаки? Какие дорожные знаки вы видели по дороге в детский сад, на прогулке по городу? Что на них было изображено? Зачем нужны дорожные знаки?

Дорожный знак – это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок. Например, на знаке «Пешеходный переход» для пешеходов изображен человек черного цвета, идущий через три черные линии. Такие рисунки на знаках всем понятны, даже не грамотным людям и иностранцам. Знаки показывают, как вести себя на дорогах.

Ежедневно по пути в детский сад и на прогулках с родителями вы встречаете дорожные знаки. Они издалека видны пешеходам и водителям и нужны для того, чтобы правильно ориентироваться на дороге. Одни запрещают движение, другие – разрешают, третьи – предупреждают об опасных участках дороги. Если бы знаков не было, часто случались бы аварии.

Обратить внимание детей на предупреждающий знак «Дети» - белый треугольник с красной каймой и изображением бегущих детей. Этот знак для водителей. Он предупреждает их о том, что на дороге могут появиться дети. Знак устанавливают возле школ и детских садов. Водитель должен снизить скорость и быть особенно внимательным. Знак «Дети» - это не место перехода дороги. Переходить улицу и дорогу можно там, где есть дорожный знак «Пешеходный переход» для пешеходов.

Дорожные знаки устанавливают с правой стороны дороги, чтобы они были видны водителям и пешеходам. Дети рассматривают изображения на дорожных знаках.

Тема:  «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора». (2)

Цель: Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.

Материал: Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Содержание занятия(1)

Беседа. Что такое светофор? Дать определение светофора, как устройства с тремя световыми сигналами: красный – значит опасно, это запрещающий согнал на него переходить дорогу нельзя. Желтый – тоже запрещающий сигнал, он предупреждает о смене сигнала. Зеленый – разрешающий сигнал светофора. Но при переходе  дорог все равно нужно убедиться, что все машины остановились.

Объяснить, что для пешеходов в светофорах два цвета: красный и зеленый. Показ иллюстраций.

Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожного движения. Это должны знать все. Воспитанные, дисциплинированные, культурные дети0пешеходы всегда переходят дорогу только на зеленый сигнал светофора. Невоспитанные пешеходы идут на красный и желтый сигнал. Их называют нарушителями. Взрослых наказывают предупреждением или штрафом, потому что, нарушая правила перехода, они подвергают опасности и свою жизнь, и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.

Содержание занятия(2)

Вспомнить, что обозначают сигналы светофора.

Дидактическая игра «Покажи правильно». Дети показывают карточки, которые обозначают каждый световой сигнал светофора.

Дети выполняют аппликацию:  вырезают и раскладывают заготовки, правильно распределяют «глазки» светофора. Намазывают клеем детали и наклеивают.

 Тема:  Прогулка «Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке). (1)

Цель: Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.

Содержание занятия

Прогулка в «Дорожный городок».

Что вы знаете о светофоре? Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожного движения. Это должны знать все. Объяснить, что для пешеходов в светофорах два цвета: красный и зеленый. В светофорах для водителей – три цвета: красный, желтый, зеленый.  

Игра «Светофор»

Дети выстраиваются в шеренгу. У педагога в руках три сигнала светофора (вырезанные из бумаги кружочки). Показывает красный сигнал, дети должны сделать шаг назад.  Желтый сигнал – стоять на месте, зеленый – сделать три шага вперед. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Победит тот, кто ни разу не ошибется.

Игра «Водители и пешеходы»

Дети разбиваются на группы по 3-4 человека, распределяя роли «водителя» и «пешеходов». Отрабатываются действия по сигналам «светофора».

ЯНВАРЬ

Тема:  «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева. (1)

Цель: Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Материал: Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».

Содержание занятия

Беседа. Объяснить значение новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка».

Тротуар – это часть дороги для пешеходов. Машины не должны ездить по тротуару.

Пешеходная дорожка – только для пешеходов.

Тротуар отделяется от дороги, где идут машины, бордюрным камнем или газоном. По тротуару нужно ходить с правой стороны, чтобы был порядок, пешеходы не сталкивались и не мешали друг другу.

Обратить внимание детей на то, что транспорт едет по правой стороне дороги. Чтобы пешеходы не сталкивались, они тоже идут по правой стороне. Сделать акцент на культуру поведения. Нельзя находиться у края тротуара рядом с дорогой, ходить по бордюрному камню, кататься на самокате, роликовых коньках, скейтбордах, санках. Только с 14 лет разрешается ездить на велосипеде по улицам.

Напомнить детям, что при движении по тротуару надо быть очень внимательным, потому что машина может неожиданно выехать на дорогу со двора. Из-за стоящих у обочины автомобилей часто выходят пассажиры, которые, открывая дверь, могут нечаянно ударить ею пешеходов. На тротуаре нельзя бегать, догонять друг друга, толкаться. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипеде можно только во дворе, на спортивной, детской площадке  или на стадионе.

Рассматривание иллюстраций. Показывают тротуар, пешеходную дорожку.

Игра

Определить, как дети различают правую и левую стороны.

Дети делятся на группы и отрабатывают движение по «тротуару» одной группы с правой стороны. Другая группа движется навстречу, тоже с правой стороны. Третья группа («водители») «выезжает» на тротуар со стороны «дороги» или «дворов» и создает «помехи». Игра формирует внимательность, наблюдательность и осторожность, воспитывает дисциплинированное поведение на тротуаре.

Чтение произведения «Азбука безопасности» О. Бедарева. Обсуждение содержания текста.

Тема:  «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы». (1)

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.

Материал: Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.

Содержание занятия

Беседа. Вспомнить, что такое пешеходная часть улицы. Дети изучают картинку с изображением «зебры». На что похожа «зебра»? На полосатое животное – зебру (для развития ассоциативного запоминания). Пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и световыми указателями, которые хорошо видны и пешеходам, и водителям.

Машины не должны ездить по тротуару. Но некоторые недисциплинированные водители заезжают на тротуар, создавая опасность для пешеходов. Кроме того, правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт при помощи специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь, вовремя сориентироваться и уйти от опасности.

Рассматривание плакатов «Азбука юного пешехода». Рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. Составление описательных рассказов (опасные ситуации, меры предосторожности).

Тема:  Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года». (1)

Цель: Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Содержание занятия

В зимнее время пешеходам надо быть особенно внимательными. На дорогах бывает гололед, снегопад мешает движению транспорта, водитель может не увидеть пешеходов на переходе. Тротуары, бордюры, а иногда пешеходные переходы  занесены снегом, не видны белые линии на проезжей части  и тогда пешеходу нужно, быть очень внимательным, посмотреть на специальные дорожные знаки и световые указатели, которые хорошо видны и пешеходам и водителям.  В это время чаще всего происходят различные дорожные ситуации.

Безопасность движения во многом зависит от дисциплинированности пешеходов и водителей. Люди, которые твердо знают и выполняют правила для пешеходов, не мешают движению транспорта и оберегают себя от несчастных случаев на дорогах. Поэтому пешеходы должны строго соблюдать их.

Пешеходы должны ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а пересекать улицу только в разрешенных местах. Опасно пересекать улицу перед близко идущим транспортом, перебегать проезжую часть, так как  транспорт мгновенно остановить невозможно.

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». (2)

Цель: Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Материал: Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь.

Содержание занятия

Тема: «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд» (1)

Цель: Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Материал: Иллюстрации по теме.

Содержание занятия

Тема: Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора» (1)

Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.

Содержание занятия

МАРТ

 

Тема: «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход» (2)

Цель: Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Материал: Иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.

Содержание занятия

Тема:  «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы». (1)

Цель: Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Материал: Набор плакатов «Азбука юного пешехода».

Содержание занятия

 Тема: Прогулка «Наша улица» (1)

Цель: Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.

Содержание занятия

АПРЕЛЬ

Тема:   «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» (2)

Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Материал: Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Содержание занятия

Тема:   «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» (2)

Цель: Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

Материал: Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора

Содержание занятия

МАЙ

 Тема:    «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» (1)

Цель: Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Содержание занятия

 Тема:    «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» (1)

Цель: Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Содержание занятия

 Тема:   Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». (1)

Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Содержание занятия

Дата

Тема занятия

Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения   С.Михалкова «Моя улица»

 «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»

Прогулка «Наблюдение за транспортом».

В городском транспорте»

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа  Н. Носова «Автомобиль».

 Прогулка «Я - пешеход»

 Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»

«Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».

  Прогулка «Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке).

 «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева

  «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»

 Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года».

«Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».

 «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

 Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»

 «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход»

 «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».

 Прогулка «Наша улица»

 «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде»

 «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер»

 «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

 «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

 Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...

Годовой план проекта по обучению детей правилам дорожного движения «Школа Светофорика»

      Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность  проблемы профилактики детского дор...

Перспективно-тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения в средней группе «Приключение светофорика» на 2019-2020 учебный год

В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие,...

Сборник методических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения «СВЕТОФОРИК»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...

Лэпбук по обучению детей правилам дорожного движения "Советы Светофорика"

Статья содержит рекомендации по изготовлению и содержанию лэпбука для ознакомления детей с правилами дорожного движения...