Рабочая программа "Развитие речи" для детей 5 лет
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Программа "Развитие речи 5 лет" входит в состав дополнительной общеразвивающей образовательной программы "Раннее эстетическое развитие". программа направлена на развитие активной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие речи 5 лет125.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №7»

«Рассмотрено»

Методическим советом

МБУДО «ДМШ №7»

__________________

(дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор

Л.В. Белоус

_______________

(подпись)

__________________________

(дата утверждения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

программа по учебному предмету

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

(срок реализации – 1 год)

Возраст обучающихся: 5 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: 

 преподаватель

Цвентарная Лариса Георгиевна

Красноярск 2018

Пояснительная записка.

Направленность программы «Развитие речи» социально - педагогическая. Программа направлена на развитие активной речи  у детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Хорошее знание русского языка является основой успешного обучения детей в школе.

Практическое овладение русским языком невозможно без знания определенного количества слов. Следовательно, при первоначальном обучении дошкольников русской речи одно из главных мест занимает словарная работа. Задачами словарной работы является накопление запаса слов, усвоение новых значений известных слов, законов их сочетаемости, формирование навыков употребления их в речи.

Богатство словаря признак развития человека, поэтому работе над словарем придается большое значение.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Так им  усваиваются фонетика, словарь, правила составления предложений. Все, что выучил ребенок в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь.

В возрасте 5 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 2500), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче адаптироваться  в системе социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Программа «Развитие речи»  предназначена для дошкольников и рассчитана на 36 часов.

Цель обучения: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи обучающегося среднего дошкольного возраста.

 .

        Задачи:

  • осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Программа рассчитана на обучающихся среднего дошкольного звена (5 лет). Срок реализации программы –  1 год (36 часов, 1 час 1 раз в неделю).  

Ожидаемые результаты обучения.

Обучающиеся должны знать: 

  • правила постановки  существительных в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки);
  • основные характеристики предметов  по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое);
  • значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.);
  • какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий;
  • свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет;
    чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать речь в повседневной жизни;
  • сопровождать свои действия речью;
  • выразить словами  свои переживания,  чувства;
  • изменить слова по числам и падежам;
  • говорить простыми фразами, вступать в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми;
  • называть по картинке некоторых животных, имитировать звуки с разной громкостью, изменять интонацию;
  • различать звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Результаты освоения рабочей программы отслеживаются в качестве педагогического мониторинга, основной формой которого является наблюдение.

Результат обучения:

В  процессе обучения дети научатся строить фразы из 6-8 слов; понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела; правильно ставить существительные в форму множественного числа; находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое);  самостоятельно составлять описание предмета;
понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.) и использовать их в своей речи; перечислять, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий;
поддерживать беседу: отвечать на вопросы и правильно их задавать;
пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа; рассказывать наизусть несколько стихов, потешек; называть свое имя, фамилию, возраст, называть город в котором живет;
отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?; объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»); составлять рассказы по картинкам; выразительно рассказывать стихи; различать гласные и согласные буквы.

Формы и методы работы:

Методы обучения:

• словесные игры;

• игровые ситуации - игровая деятельность;

Основные формы обучения:

1 Игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, риторические игры);

2 Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

3 Этюды;

4 Импровизации;

5 Чтение художественных произведений;

6 Рассказ преподавателя и рассказы детей;

7 Сочинение историй, рифмовок, загадок;

8 Беседы;

9 Лингвистические и коммуникативные игры;

10 Мини-конкурсы, игры – соревнования.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Знакомство. Живое – неживое. Общее представление о категории одушевлённости – неодушевлённости.

1

1.09

2.

Игра «Я фантазирую». Группируем предметы с живыми – неживыми предметами

1

8.09

3.

Игра «Подбери слово». Правильно подбираем вопросы кто или что?

1

15.09

4.

Игра «Угадай, кто я?» Узнавание животного по признаку.

1

22.09

5.

«Кто это сказал?» Соответствие животного и действия.

1

29.09

      6.

Рассказ «Письмо на юг».

1

6.10

      7.

«Мы едем, едем, едем…» Соответствие неживого предмета и действия.

1

13.10

8.

«Одень Зайчишку». Название одежды и её слово-признак

1

20.10

9.

«Что растёт в огороде?». Фрукты, овощи, ягоды.

1

27.10

10

«Порядок на кухне». Соответствие предмета и его назначение.

1

3.11

11.

Падежи существительного. Падежные окончания. Игра «Венок из…»

1

10.11

12.

Предлоги при падежах. Игра «Я готовлю сам!»

1

17.11

13.

Родительный падеж. Игра «Для кого и для чего?»

1

24.11

14.

Винительный и родительный падежи. Упражнение «Кто где живёт?»

1

1.12

15.

Дательный падеж. Упражнение «Кому что отдать?». Игра «Потеряшки»

1

8.12

16.

Творительный падеж. Игра «Весёлые рифмы»

1

15.12

17.

Творительный падеж. Конкурс «Исправь ошибки»

1

22.12

18.

Предложный падеж. Игра «Я мечтаю…»

1

29.12

19.

Предложный падеж. Употребление слов с предлогом О. Проект «Найди ошибку»

1

20.

Предложный падеж. Употребление слов с предлогами В, НА. Рассказ по картинке

1

21.

Категория числа. Игра «Один – много»

1

22.

Категория рода. Игра «Он - она»

1

23.

Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы ИК и ИЩ.

1

24.

Суффиксы профессий. Упражнение «Все профессии важны»

1

25.

Сложные слова. Упражнения «Разложи слова», «Сложи слова»

1

26.

Синонимы, антонимы. Игра «Близко – далеко»

1

27.

Глагол. Игра «Режим дня»

1

28.

Игра «Путаница». Категория рода у глагола.

1

29.

Постфикс СЯ у глагола. Упражнение «Сам себе».

1

30.

Приставки у глагола. Упражнение «Движение»

1

31.

Прилагательное. Категория рода. Описание предмета (понятия величины, формы, цвета, весовая категория, на ощупь и т. д.). Игра «Помоги Зайке»

1

32.

Прилагательное. Образование прилагательных. Упражнение «Я делаю сок»

1

33.

Наречие. Образование наречий. Рассказ по картинке.

1

34.

Местоимение. Упражнение «Мой, моя, моё, мои»

1

35.

Предлоги. Рассказ по картинке.

1

36.

Итоговое занятие. Конкурсная программа «В стране знаний»

1

Итого

36

Содержание программы

  1. Имя существительное. Знакомство. Живое – неживое. Общее представление о категории одушевлённости – неодушевлённости. Правильная постановка вопроса к одушевленным и неодушевленным именам существительным. Упражнение «Что я вижу?»
  2. Игра «Я фантазирую». Группируем предметы с живыми – неживыми предметами. Задаем правильные вопросы: «Кто это?», «Что это?».
  3. Игра «Подбери слово». Правильно подбираем вопросы кто или что? Работа с глаголами бежит, стоит, идёт, летит, лежит, сидит. Подбор существительных к глаголам по вопросам кто и что.
  4. Игра «Угадай, кто я?» Узнавание животного по признаку. Формирование навыка узнавать животное по признаку, характеризующему его. Задавание вопроса кто относительно живых существ.
  5. «Кто это сказал?» Соответствие животного и действия. Звукоподражания. Определение названия животного по звукоподражанию. Кто лишний, почему.
  6. Рассказ «Письмо на юг». Составление связного рассказа из 4-5 предложений с постановкой вопросов.
  7. «Мы едем, едем, едем…» Соответствие неживого предмета и действия. Закрепление изученного о категории одушевленности – неодушевленности.
  8. «Одень Зайчишку». Название одежды и её слово-признак. Работа с существительными и прилагательными. Соотнесение слова и его признака на предметах одежды.
  9. «Что растёт в огороде?». Фрукты, овощи, ягоды. Классифицируем предметы по видовому признаку. Использование вопроса что. Добавляем действие к существительному.
  10. «Порядок на кухне». Соответствие предмета и его назначение. Знакомство с кухонными принадлежностями, их предназначением. Добавление признака по цвету, материалу, размеру.
  11. Падежи существительного. Падежные окончания. Игра «Венок из…». Слова в родительном падеже.
  12. Предлоги при падежах. Игра «Я готовлю сам!». Группирование слов по назначению: для компота, для супа.
  13. Родительный падеж. Игра «Для кого и для чего?». Знакомство с животными и названиями их жилищ в форме родительного падежа.
  14. Винительный и родительный падежи. Упражнение «Кто где живёт?». Знакомство с обитателями тундры, Севера, тайги в форме винительного падежа множественного числа.
  15. Дательный падеж. Упражнение «Кому что отдать?». Игра «Потеряшки». Формирование представления об  отличительных особенностях животных в форме дательного падежа.
  16. Творительный падеж. Игра «Весёлые рифмы». Импровизированное стихотворение в соответствии с заданными рифмами в форме творительного падежа.
  17. Творительный падеж. Конкурс «Исправь ошибки». Знакомство с животными Африки, Австралии, Евразии в форме творительного падежа множественного числа.
  18.  Предложный падеж. Игра «Я мечтаю…». Беседа о предметах в предложном падеже. Мечты сказочных героев, животных в лесу, домашних животных. Знакомство с профессиями.
  19. Предложный падеж. Употребление слов с предлогом О. Проект «Найди ошибку». Еда животных. Соотнесение картинок.
  20. Предложный падеж. Употребление слов с предлогами В, НА. Рассказ по картинке. Разграничение предлогов на примере места обитания животных и места жительства.
  21. Категория числа. Игра «Один – много». Формирование представления о категории числа на примере составления пар по образцу.
  22. Категория рода. Игра «Он - она». Знакомство с категорией рода имен существительных. Разница в произношении, значении. Словообразование слов.
  23. Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы ИК и ИЩ. Знакомство с суффиксами и их назначением. Словообразование слов с по мощью суффиксов ОК, ИК, ОЧК, К, ИН, ИНК. Словообразование существительных с помощью суффиксов ИК и ИЩ.
  24. Суффиксы профессий. Упражнение «Все профессии важны». Словообразование имен существительных с помощью суффиксов ИЦ, ЩИК.
  25. Сложные слова. Упражнения «Разложи слова», «Сложи слова». Соединительные гласные О и Е. Словообразовательная работа.
  26. Синонимы, антонимы. Игра «Близко – далеко». Формирование представления о синонимах и антонимах. Использование их в речи. Подобрать к слову антоним и синоним.
  27. Глагол. Игра «Режим дня». Понятие действия. Перечисление действий в течение дня. Действия животных.
  28. Игра «Путаница». Категория рода у глагола. Разграничение действия в соответствии с родом, числом  и лицом имени существительного.  
  29. Постфикс СЯ у глагола. Упражнение «Сам себе». Оттенки значения. Словообразование глаголов с использованием постфикса СЯ.
  30. Приставки у глагола. Упражнение «Движение». Словообразование глаголов с помощью приставок ПРИ, ОТ, ОБ, ПРО, ДО, НА, ПОД, В, У, С. Синонимы, антонимы.
  31. Прилагательное. Категория рода. Описание предмета (понятия величины, формы, цвета, весовая категория, на ощупь и т. д.). Игра «Помоги Зайке». Формирование представления о словах-признаках. Вопросы имен прилагательных.
  32. Прилагательное. Образование прилагательных. Упражнение «Я делаю сок». Слова-признаки: величина, форма, цвета, вес и др.
  33. Наречие. Образование наречий. Рассказ по картинке. Словообразование наречий. Назначение наречий. Использование наречий в речи.
  34. Местоимение. Упражнение «Мой, моя, моё, мои». Слова для замещения. Составление рассказа из 4 предложений с использованием местоимений.
  35. Предлоги. Рассказ по картинке. Составление рассказа по цепочке, используя разные части речи.
  36. Итоговое занятие. Конкурсная программа «В стране знаний».

Материально-техническое обеспечение

Рабочий кабинет  с мебелью для детей дошкольного возраста; магнитная доска, классная доска, шкаф для хранения дидактических материалов и игрушек; методические пособия – магнитная азбука, разрезная азбука, счетный материал, раздаточный материал (в соответствии с темой занятий), букварь, тетради и т.д. Материалы и инструменты (пластилин, цветная бумага, альбом для рисования и т.д.). Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.).    

Заключение. Результаты работы.

       Содержание программы «Развитие речи», технология организации занятий направлены на развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей. Таким образом, средние дошкольники, прошедшие материал по данной программе, смогут составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам; формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

.

Методическое обеспечение

  1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс.-М.: «Росткнига», 2009г.
  2. Завязки О. В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О.В. Завязки.- Можайск, 2005.
  3.  Козырева Л. М. Как стать внимательным: (4 -5 лет) [Текст] / Л.М. Козырева.- Ярославль, 2000.
  4.  Кутявина И. Г. Тесты для детей: [Текст] / И. Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  5.  Кутявина И. Г. Я готовлюсь к школе: [Текст] / И. Г. Кутявина. - Москва, 2006.
  6. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников/ Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с.
  7. Танникова Е.Б Формирование речевого творчества дошкольников/ Е.Б. Танникова. – М.: Издательский центр «Сфера», 2008 – 105 с.
  8. Тихеева, Е.И. Влияние пословиц и поговорок на развитие речи детей/ Е.И.Тихеева. – М.: Просвещение, 1981 – 195 с.
  9. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с.
  10. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие, для студентов высших учебных заведений/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Академия – 2004 –215 с.
  11. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208 с.

Интернет – источники

Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...