Влияние занятий ниткографией на развитие речи у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Маркова Марина Филипповна

статья по развитию речи у детей дошкольного возраста с помощью занятий ниткографией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние занятий ниткографией на развитие речи у детей дошкольного возраста

Речевое развитие детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Обогащение словарного запаса ребёнка тесно связанно с развитием представлений об окружающей действительности, а также с развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка.  Комплексно подойти к проблемам развития речи и мелкой моторике ребенка позволяют игровые упражнения ниткографии.  

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того, занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие детей;

в) развивать зрительно-моторную координацию;

г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

В качестве «волшебной нити» хорошо использовать толстую шерстяную нитку. Нужно помнить, чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям 3-х лет можно дать шнурок толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (не синтетика). Длина нити (шнурка) должна быть 25-30 мм.

В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность. Например, подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, натянутая на плотную основу. Также можно использовать однотонный ковролин.             

Обучение рисованию при помощи нити можно начать с работы по готовому образцу. Взрослый показывает ребенку уже готовую «картинку» для того, чтобы он ее скопировал. Здесь важно соблюдать поэтапность от простого к более сложному. Нельзя переходить к следующему этапу, если ребенок не усвоил первый. Иногда возможности детей переоцениваются – им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы. Но не должно быть также и недооценки возможностей детей, чрезмерного сужения задач, «топтание» на одном месте также может отбить интерес у детей.

Только когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к следующему этапу «рисованию» по представлению. В рисунке по представлению ребенок свободно, по своему усмотрению изображает ранее виденный предмет. Для успеха в этом надо досконально изучить натуру, «разучить предмет» проговорить все детали. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького человека.

Ниткография очень хорошо сочетается с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа можно предложить ребенку рассказать о героях, предварительно побеседовать с ним о том, какие формы ему для этого понадобятся. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Поначалу изобразительные задания лучше давать в конце занятия, как его самостоятельную часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно перейти к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным.

На следующем этапе можно попробовать соединить пересказ и изобразительную деятельность. Для этого взрослый просит ребенка пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной» нити.

Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладают именно визуальный и кинестетический типы восприятия.

Ниткография помогает совершенствовать зрительное восприятие детей, формировать плавность, ритмичность и точность движений, подготавливать руку ребенка к письму. Данная техника заключает в себе большие возможности:
это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи,  лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Итак, ниткография является хорошим средством для развития  мелкой моторики и связной речи дошкольников: это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей дошкольного возраста" (по Цвынтарному В.В.)

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»

Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...

Методическая консультация по теме: «Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Представление опыта "Влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей дошкольного возраста"

quot;Влияние пальчиковых игр на развитие речи у детей дошкольного возраста"....

Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...

Влияние занятий физической культуры на развитие речи у детей дошкольного возраста

Статья рассматривает влияние физической культуры на развитие речи у детей в детских садах. Она обсуждает связь между физической активностью и развитием мозга, координацией движений и развитием речи, с...