Конспект НОД по развитию речи "На поиски котенка" в старшей группе детского сада
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Конспект НОД по составлению описательных рассказов с использованием технологии "синквейн" в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_razv_rechi_kotenok.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26, E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей  группы

                                                                                  Тема: « На поиски котенка»

                                        (образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

                                                             «Социально – коммуникативное       развитие»)                                                    

                                                                                                                                                       Автор:

                                                                                                                                                      Воспитатель первой категории

                                                                                                                                                 Черненко Татьяна Ивановна

                                                                                        

                                                                               г. Надым, 2019 г.

Образовательная область

«Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие»

Возраст детей, группа

5 – 6 лет, старшая группа

Тема

«Составление описательных рассказов по технологии «синквейн»

Цель

  Формировать умение составлять синквейн с опорой  на сюжетную  картину.

Задачи

Образовательная:

упражнять в умении составлять предложения, упражнять в подборе глаголов и прилагательных, совершенствовать умение рассуждать, пополнить словарь новым словом «питомцы»

Развивающая: 

развивать связную речь детей, фонематический слух, формировать умение составлять синквейн с опорой  на  наглядность и собственный опыт,

Воспитательная:

воспитывать познавательный интерес, находчивость, эмоциональную отзывчивость, желание помочь животным.

Материал

Картина «Кошка с котятами», игрушки кот (2) , схема составления синквейна (треугольник, сшитый из ткани), магниты,  «Звуки природы» (мяуканье кота и котенка), физминутка «Котята», бантик, аудиозапись песни «Кошка» в исполнении хора «Великан».

Предполагаемый результат

1. Дети научились составлять описательный рассказ в процессе составления синквейна.

2.  У детей пополнился словарный запас

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию.

Вызвать интерес, внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель входит вместе   с детьми в группу и обращает внимание детей на грустного кота.

 Воспитатель: Смотрите, какой грустный кот! Давайте спросим, что случилось?

 Воспитатель (от имени кота) – Потерялся наш сынок, ушел гулять к вам в  д\с и заблудился. Я обошел все ваши участки, опросил всех друзей, но не нашел. Я так переживаю за него и очень скучаю! Ребята, может,  вы мне поможете?

-Взаимодействие с воспитателем;

- осуществление практической деятельности поискового характера;

- Мотивация к познавательной деятельности;

-формирование мышления;

 

-Ответы детей;

представление информации друг другу и воспитателю.

II.Актуализация знаний

Создать  проблемную ситуацию, мотивировать детей к действию.

Способствовать самостоятельной постановке детской цели.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь найти котенка? (Ответы детей)

-Взаимодействие с воспитателем;

-участие в беседе;

-предложение собственных вариантов;

 -постановка детской цели.

Выбор источников передачи информации   из личного опыта.

Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю.

 III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения.

Тренировка мыслительных операций.

Воспитатель: А вы сможете? (Ответы детей) А как? А если мы сами потеряетесь? Что же мы можем  сделать? Дети предлагают позвать (Может нам его позвать?)

Дети подзывают «Кис – кис – кис!» Не отзывается.

Дети (при затруднении - воспитатель) Может нам его позвать по имени? Ведь у каждого животного есть кличка. Давайте придумаем ему кличку.

Воспитатель предлагает девочкам придумать  кличку кошечке, а мальчикам  - котику.

Дети и воспитатель зовут котенка по имени, но он не отзывается.

Воспитатель: Как же нам все - таки помочь коту? Ребята, может нам попросить у кого – то помощи? (Ответы)

Воспитатель Я знаю одного полицейского по розыску потерявшихся животных.  В полиции составляют фоторобот. А мы сможем  составить словесный фоторобот? - «словоробот». (Ответы детей)

Воспитатель: Вспомните, как мы с вами помогали Кваки сочинять стихотворение ко дню рождения Ежика?

Фиксация затруднения;

- участие в беседе; предложение собственных вариантов выхода из затруднения

Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений.

Ответы детей.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

 Воспитатель: Сейчас мы с вами сочиним «словоробот» о котенке, а помогут нам семейная кошачья фотография и схема («елочка»)

Воспитатель: О ком мы составляем «словоробот»? (О котенке).

Воспитатель: Кто? (Котенок)

(Воспитатель приглашает ребенка к доске) Это первое слово.

Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, какой он? (Рассматривают картину «Кошка с котятами»)

Проводится игра с бантиком «Кто назовет больше слов» (дети называют слова - признаки котенка). Дети  озвучивают признаки (пушистый, милый, маленький, добрый, усатый, серый)

Воспитатель спрашивает у папы – кота – такой его сынок?

Воспитатель: Это вторая строка нашего «словоробота»

Воспитатель включает аудиозапись  «Звуки природы» (Мяуканье взрослого кота)

Как мяукает взрослый кот?  А котенок? (громко – тихо)

Воспитатель: А что еще умеют котята?

Физминутка «Котята любят все играть»

1,2.3.4.5

Котята любят все играть

Клубки они катают,

И хвостиком махают

Прыгают высоко

И догнать их нелегко!

Воспитатель: А теперь давайте скажем, что умеет делать котенок? (Ответы детей)

Воспитатель: Это третья строчка нашего «словоробота»

Воспитатель: А теперь давайте придумаем предложения со словом «котенок».

Дети предлагают варианты ответов.

Это четвертая строка нашего рассказа. 

                                   Примерный синквейн.

  1. Котенок
  2. Пушистый, серый
  3. Фыркает, царапается, скребется (лакает, бегает, играет, сворачивается, ловит, пьет)
  4. Котенок любит пить молоко (Мне нравится маленький котенок. Котенок играет с клубками.)
  5. Питомец.

Воспитатель: Все животные, которые живут у нас дома или в квартире, называются питомцами.

Двигательная активность

V. Введение новых

знаний в систему знаний.

.

Овладение способностью

использовать полученные знания для достижения цели

Закреплять новые  знания и способы их применения.

Похвала

Воспитатель: Какой подробный фоторобот получился у нас! Молодцы, ребята! Надо позвонить в полицию и рассказать приметы потерявшегося котенка (кличка).

Воспитатель: По какому из этих номеров надо звонить в полицию? Кто хочет позвонить и передать приметы котенка? (Желающий ребенок или несколько) «звонят» в полицию)

Воспитатель: (Звучит аудиозапись с мяуканьем котенка) Ребята, я слышу мяуканье. Может это наш котенок?

Дети находят  котенка.

Воспитатель: Смотрите, какой же он жалкий, худой, голодный! Вот видите, что случается с теми, кто убегает из дома без спроса! (отдают котенка папе коту).

 Смотрите, как обрадовался папа кот. Вы рады, что котенок нашелся?

 

Применение знаний в практической деятельности и расширение полученных знаний. Создание элементарных взаимосвязей.

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.

Умение анализироватьи сопоставлять информацию, составлять элементарные взаимосвязи .

Наблюдение за процессом деятельности

Соблюдение правил в выполнении заданий. Следование алгоритму 

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

 Рефлексия

Воспитатель: Мы с вами справились с просьбой Кота? Вы смогли это сделать? Это полезное и доброе дело? (Ответы детей)

Звучит песня «Кошка». Воспитатель предлагает детям покормить котенка.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию "Удивительные рыбки" в старшей группе детского сада.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»....

План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе детского сада на тему: «В поисках сюрприза».

План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения для зайки»

Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.Задачи:- Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);- Продолжать учить произносить звукосочетания( му-м...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения»

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе детского сада «В поисках хорошего настроения»Цели: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.Задачи:- Закрепить...

Конспект занятия по развитию поисковой деятельности в старшей группе детского сада Тема: «Свойства воды»

Развитие навыков поисковой деятельности: определение основной задачи (вопросов), выдвижение предположений, вариантов решения, их проверка и выводы по полученным результатам. Формирование интерес...