Конспект НОД "О чем поют птицы весной" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи "О чем поют птицы весной" в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе:

 «О чем поют птицы весной».

Образовательные области: речевое, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

обучающие:

познакомить  детей с праздником «Жаворонки»;

дать  знания  о малом фольклорном жанре – закличках;

формировать интерес к русскому народному творчеству, к миру птиц.

развивающие:

развивать у детей познавательный интерес к миру птиц, эмоциональную отзывчивость, развивать творческие способности: умение лепить из соленого теста;

развивать  речь детей, внимание, память.

воспитательные:

воспитывать интерес и  доброе отношение к птицам.

Материал:

презентация или иллюстрации с изображением ярмарки, весенних птиц, аудиозапись пения птиц.

Ход образовательной деятельности

I.  Вступительная часть.  (1 музыка ярмарка)

воспитатель в наряде коробейника

(Слайд 1)

- Добро пожаловать, гости дорогие,

  Веселья вам да радости желаю,

  Давно вас жду – поджидаю,

  Праздник без вас не начинаю.

 Здравствуйте, ребятишки – веселые шалунишки!

 Здравствуйте, девчушки - востроглазые вострушки!

 Все садитесь, кто на пенек, кто на лавку,

 Да не создавайте в зале давку.

 Праздник  начинается, представление открывается!

 Не скучайте, и не спите, а во все глаза глядите!

II. Основная часть.

(2 запись пения птиц)

- Ребята, что это за дивные звуки? Кто же так  красиво поет?

 (слайд 2 -  птицы)

- Посмотрите, дети, к нам на праздник прилетели  птицы!

- Послушайте, какие веселые песни поют птицы. Чему они радуются? (пришла весна, тепло, светит солнце)

- В народе говорили так:

                                        Когда солнышко пригреет,

Тогда и вода разольется,

Тогда и лес зазеленеет,

Тогда и птицы прилетают!

- Чтобы весна быстрее наступила, тепло принесла, мы ее будем зазывать красивыми словами.

(Слайд 3 - весна)

Дидактическая игра: «Укрась весну»

(теплая, звонкая, светлая, радостная, солнечная, зеленая, яркая, душистая, ласковая, красивая, нежная и т.д.)

 (Слайд 4 - птицы)

- А еще, ребята, птицы радуются  празднику. Сегодня, 21 марта -  день весеннего равноденствия, день окончания зимы и прихода весны. Сегодня  мы с вами празднуем старинный русский праздник  -  «Жаворонки». С давних пор считается, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

(Слайд 5 – женщина с  жаворонками)

-По старинным русским традициям, в день жаворонка, чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек – «жаворонков», как бы закликая птиц, а с ними и весну. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

- Давайте  мы с вами тоже сделаем птиц.  А прежде разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Птицы прилетают».

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы

Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

Журавли летят, торопятся,

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Пальцы рук в замок ладони открыты.

(Слайд 6 жаворонки из теста)

 Продуктивная деятельность.

Лепка из соленого теста: «Жаворонки»  ( под музыкальное сопровождение)  

(дети стоят вокруг столов)

-Ребята, скажите, из чего можно сделать птичек? (из пластилина)

-А мы с вами будем лепить жаворонков из соленого теста с помощью трафарета и стеки.

(Показываю способ выполнения работы)

- Возьмите приготовленные кусочки теста, расплющьте их на доске, наложите трафарет на получившуюся лепешку, а затем стекой вырежете контур птички.

(Дети выполняют работу)

В ходе работы задаю вопросы детям:

- Ребята, вы любите птиц?

- Какую пользу приносят птицы людям?

(птицы – санитары леса, они поедают вредных насекомых: жучков, червячков, гусениц, которые вредят деревьям)

- Правильно, птицы – наши друзья,  и поэтому мы с вами должны заботиться о птицах, помогать им и беречь их.   (делать скворечники, кормушки)

- А сейчас стекой прорисуйте перышки на хвостике и крылышках жаворонка.

 - Ой, ребята, какие разные птички у вас получились, но все  красивые, мне очень нравятся ваши работы, а вам?

-Ребята, оцените каждый свою работу. Кто считает, что справился с заданием - возьмите   веселый смайлик, а у кого возникли трудности и вы считаете, что не удалось выполнить задание – грустный смайлик.

- Молодцы!

- Ребята, хотите узнать, что делали с жаворонками из теста по старинным русским традициям? (ответы детей)

- Жаворонков из теста дети насаживали на шесты и усаживали на крыши домов, или бежали с ними в поле, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки – заклички. Давайте мы с вами тоже расскажем закличку.

Жаворонки – жавороночки!

Перепелки – перепелочки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну теплую,

Лето плодородное!

Весну с дождем,

Лето с травами,

Весну с солнышком,

Лето с зернышком!

 III. Итог (4 музыка ярмарка)

-  Ребята,  я  приготовила вам к празднику угощение –  жаворонков,  давайте угостим ими наших гостей и сами угостимся.

  - Ребята, вам понравился праздник? Как он называется?

                                        Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

                                                    Литература:

1. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.

2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.

3. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект КВН ко Дню птиц в старшей-подготовительной группе.

Конспект  КВН ко Дню  птиц в старшей-подготовительной группе.Цели: познакомить детей с многообразием пернатых;научить выделять признаки сходства и различия у птиц;формировать понятия о...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Зима. Зимующие птицы"

Открытое мероприятие конкурса педагогического мастерства "Лучший воспитатель Калининского района" 1 тур...