Занятие по развитию речи, старшая группа. "Волшебный сундучок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Артамонова Светлана Геннадьевна
Занятие по развитию речи в старшей группе
« Волшебный сундучок Деда Грамотея».
Задачи: Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную  выразительность.
Развивать у детей фонематический  слух, воображение, творческое мышление. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Закрепить умение делить слова на слоги.
 
Развивать логическое мышление.
Ход занятия.
Воспитатель: Посмотрите, как много к нам пришло гостей.
Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, какое время суток?
Дети: Утро.
Воспититатель:  А как можно ещё поздороваться?
Дети: Доброе утро.
Воспитатель: А какое у вас сейчас настроение?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение. И я очень рада гостям.
( Стук в дверь)
Воспитатель: Ребята!  К нам пришла посылка!  Написано: « От  Деда Грамотея из страны АБВГДейки,.» Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
( Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают из посылки волшебный сундучок и письмо).
Воспитатель: Ребята,а сундучок то не простой! С девятью замками!
Давайте прочитаем письмо.
« Дорогие ребята старшей группы. Пишет  вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения , что вы очень любознательные дети,
и очень любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный , с девятью замками . К каждому замку есть свой 
ключик. Найти ключики несложно, нужно лишь угадать , где они лежат. 
Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе . Отгадайте мои 
Загадки и узнаете , где искать ключи .Приложите ключи к замкам и сундучок 
Откроется! У Деда Грамотея , есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете
 позже. Желаю удачи. Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! НУ ребята, интересно, что лежит в сундучке?
Будем искать ключи?
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ, он 
Находится там, о чём идёт речь в загадке:
Я  молча смотрю на всех
И смотрят все на меня.
Весёлые видят смех, 
С печальными плачу я. 
Глубокое, как река,
Я дома, на вашей  стене,
Увидит старик_- старика,
Ребёнок –ребёнка во мне.    (Зеркало)
Дети: Это зеркало ! Надо искать там где зеркало! 
(Воспитатель  вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель :А ключ – то непростой! На нём задание.Справимся с этим заданием- один замок откроем.
Задание №1.
Воспитатель: Чтобы  справиться с этим заданием нужно сказать слова наоборот.
Готовы?
Длинный - короткий
Большой - маленький
Добрый  - злой
Мягкий - твёрдый
Толстый - худой
Высокий - низкий
Горячий - холодный
Узкий - широкий
Быстрый - медленный.
Чистый – грязный.
Весёлый - грустный
Воспитатель :  Молодцы справились с заданием. Вот вам первый
Ключ.
( Воспитатель вставляет первый ключ в замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку  где искать ключ.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает, 
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга. Ключ ищем на полке с книгами.
Задание№2
 
Дед грамотей предлагает нам поиграть в игру . « Подбери признак»
Воспитатель  показывает картинки и задаёт вопросы.
(Какой, какая, какие ,какое и т.д.)
Куртка –какая?( красная, тёплая и т.д.)
Шарф – какой?(длинный, шерстяной и т. д)
Перчатки – какие? (пушистые, вязаные и т. д.)
Платье  - какое?(новое, нарядное и т. д.)
Брюки – какие?( тёплые, коричневые и т. д.)
Юбка – какая? ( короткая, красивая  и т. д.)
Воспитатель: Как  можно  это назвать одним словом.
Дети: Одежда.
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем ещё
Одну загадку:
Пишет он, когда диктуют, 
Он и чертит, и рисует, 
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш, надо искать 
Там где лежат карандаши.
Задание№3
Вот и третье задание с третьим ключом: Это рассказ
« Зина любила прыгать через скакалку. Попросила
Она у мамы скакалку, и пошла прыгать на полянку. Посмотрела вокруг
подружек нет. Зина начала громко звать подруг: Ма - ша,  Ма –ри  - на,
Ва – ля, На-та-ша.
Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Воспитатель: Как девочка звала своих подруг? Называла она целое слово или
Произносила его по частям?
Прочему девочка именно так звала своих подруг?( Так лучше слышно,)
Мы с вами знаем, что слова  можно разделить на слоги, и мы сейчас 
Сосчитаем сколько слогов в именах девочек.
(Дети делять имена на слоги с помощью двух приёмов; с помощью руки подставленной к подбордку, и  с помощью хлопков)
У нас уже три замка открыты! Трудно? Но  вы справились.
Давайте отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик,
Только не простой, золотой.
Дети: Буратино! В  сказке « Золотой ключик».
      Физминутка.
 Буратино потянулся , раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать  ,надо на носочки встать.
А четвёртый ключ будем искать вот где.
Слушайте подсказку.
Что за чудо- кирпичи .
Я в подарок получил.
Что сложу из них-сломаю.
Всё сначала начинаю.
 
( Строительные кирпичики. Находят  ключ.)
    Задание№4.
Воспитатель:  А задание такое: поиграть в игру « Обьясните ,почему»
Дед грамотей очень любит строить предложения. Однажды он начал составлять их, но забыл слова. Давайте поможем Дедушке! 
Вова заболел…. (простыл)
Дети не выспались ….(поздно)
Лёд на реке растаял…. (тепло)
Стало очень холодно…. (пошёл снег)
Мама взяла зонт…. (идёт дождь)
Очень хочется пить… (жарко)
Деревья сильно закачались….(дует сильный ветер)
Следующая подсказка.
День и ночь они идут.
Никогда  не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, тик, тик, так
Стрелки, будто как усы, Называются….
(Часы)
Задание№5
Воспитатель: Молодцы нашли!  И вот следующее задание. « Где спрятался
 Звук «Ш» в начале слова, в середине, конце.
(Малыш, шуба, кошка, лягушка, душ, карандаш, машина )
   Следующая подсказка.
В этой молодице 
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица-
Для меньшей темницы .(Матрёшка)
Задание № 6.
Дед грамотей  решил вас ещё проверить, и предлагает ответить 
На вопросы. Так как в стране Деда  Грамотея  живут звуки и буквы, вспомним, чем буквы отличаются от звуков.
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из слов, слова состоят  из звуков.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети :  Звуки  которые тянутся, поются голосом.
Воспитатель: Назовите гласные звуки.
Воспитатель: Каким цветом обозначаем зтот звук?
Дети: Красным.
Дети: а, о, у, и, э, ы и т. д.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают  мягкие и твёрдые.
Воспитатель : Каким цветом обозначаю твёрдый согласный звук.
Дети: Синим.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкий согласный звук? 
Дети: Зелёным.
Следующая подсказка.
Дайте ножницы, расчёску, 
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно, 
Подстрижёт вас современно.
Воспитатель: Следующее и последнее задание.
Воспитатель показывает карточку с изображением  цветка Ромашка.
Воспитатель: как называется цветок.
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Давайте сосчитаем  сколько слогов в слове ромашка.
Дети: В слове ромашка 3 слога.
Воспитатель: Какой первый звук, гласный или согласный?
Дети: В слове ромашка первый звук согласный « р».Мы его обозначаем
синим цветом.
Воспитатель: А какой последний звук?
Дети: в слове ромашка последний звук « а», мы его  обозначаем 
Красным цветом.
  Молодцы ребята! справились с  заданиями. Получайте последний 
Ключ и открывайте сундучок. Посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это печенье оно в форме букв.
Спасибо Деду Грамотею.
Все большие молодцы с вашей помощью можно открывать любые замки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podsolnushki.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дата

тема

основные учебные задачи

основные понятия

основные виды образовательной    деятельности.

Литература

01.09.

«Красивые цветы».

Закрепить название цветов(бархатцы, петунья, сентябринки).

Цветы- бархатцы, петунья, сентябринки.

Рассматривание цветов. Ответы на вопросы воспитателя.

№ 1.

Стр.9-10.

08.09.

«Жалобная книга природы».

Сформировать знание о поступках хороших и плохих по отношению к природе.

Закрепить знания о животных , о местах где они живут.

№ 1

Стр.10-12.

15.09.

«Овощи с огорода»

Формировать представление детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи(огурец, помидор, морковь, репа).

Овощи-огурец, помидор, репа, морковь.

Рассматривание овощей.

№ 2

Стр.8-9.

22.09.

«Доброе, хорошее солнце».                                                                                                                                                                                                                                                                                  

.Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Солнце ярко светит, но плохо греет.

Настольная игра «Круглый год»

№ 1

Стр.23-25.

29.09.

Досуг. «Расскажем кукле о фруктах.» Стихи и загадки о фруктах.

Познакомить детей с фруктами и ягодами ( яблоки, груши виноград, абрикосы,сливы.) Различать фрукты по вкусу, виду , форме, Рассказать о значении фруктов в жизни человека.

Фрукты(абрикосы, слива, виноград ,груши).

Д.игра. «Фрукты».

Рисование фруктов.

№ 2

Стр.13-16.

06.10.

Чтение художественной литературы:

Русская народная народная сказка «Репка».

Познакомить детей с устным народным творчеством последовательной сказки.

Умение пересказывать сказку вместе с воспитателем. Помочь детям понять смысл сказки.

Репка, огород, тянет- потянет.

Рассматривание иллюстраций к сказке .

№2

Стр.40-44.

13.10.

Вечер игр.

Подвижная игра: «Огород».

Д.игра «Что сажают в огороде».

Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Классификация предметов по определённым признакам. Развивать быстроту мышления, речевые навыки , внимание.

Огород, овощи, лейка, ухаживать.

Изготовление атрибутов к играм.

Экскурсия на огород..

№1

Стр. 25-26.

20.10.

« Путешествие в страну осень»

Закреплять представление детей об осени, её признаках . Развивать познавательный интерес .Воспитывать любовь к природе.

Хмурая погода, листопад, ливень.

Чтение стихотворения «Осень». Наблюдение  за состоянием погоды на участке, из окна.

№2

Стр.35-38.

27.10.

 «Осень припасиха».

Закрепить  знания детей об овощах и фруктах .Уточнить  знания детей об уходе за овощами  и фруктами. Воспитывать

Трудолюбие.

Классификация овощи, фрукты.

Д.игра  «.Определи на вкус». Разукрасить картинки :овощи, фрукты .Чтение стихотворения «Хозяйка с базара пришла»

№1

Стр.67-69.

03.11.

Что нас лечит от простуды.

Познакомить детей с названиями лекарственных трав. О пользе лука и чеснока.

Лук, чеснок.

Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение.

№2

Стр. 84-87.

10.11.

Комнатные растения.

Уточнить представление детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новым цветком Бальзамин( в народе Ванька-мокрый).Называть части растения(корень, стебель, лист, цветок)

Закрепить  понятие  (стебель, корень, лист, цветок.)Бальзамин.(Ванька –мокрый).

Игра «Найди растение» Экспериментирование: «Что нужно делать для того чтоб растение росло?»

№1

Стр.56-58.

17.11.

Перелётные  птицы.

Закреплять и расширять представление детей о птицах:

Дать представление о перелётных птицах .Воспитывать  у детей   заботливое отношение к птицам.

Перелётные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края?»

Рассмотреть иллюстрации птиц.

№2

Стр.26-29.

24.11.

Синичкин праздник.

Формировать у детей желание по доброму относиться к живой природе. Воспитывать желание подкармливать птиц.

Дать понятие , что синичка зимующая птица, чем питается.

Дид. Игра «Угадай какая птица».

№2

Стр.45-48.

01.12.

Дикие звери зимой.

Формировать знания детей о лесных обитателях .Развивать у детей представления  событий о жизни лесных зверей.

Дикие животные, лес, берлога, нора.

Рассматривание иллюстраций с дикими животными .Дид. игра «Найди маму».

№2

Стр.43-38.

08.12.

Снежинка .

Развивать способность  наблюдать сезонные явления и их изменения, , внимания и памяти, видеть красоту природы.

Снегопад, снежинка, снег.

Наблюдение, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега».

№1

Стр.44-46.

15.12.

«Зимняя красавица»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели.

Ель, ёлка, хвоя. Хвойные иголки.

Игра «Собери шишки». Рисование еловый лес.

№2

Стр.56-58.

22.12.

Ёлочка-  зелёная  иголочка.

Знакомить детей с понятием , что в шишках находятся семена хвойных деревьев  Формировать   умение детей различать еловую и сосновую шишку.

Сосна, ель, семена, шишки.

Рассматривание иллюстраций .Беседы. Наблюдение. Игра «Укрась ёлочку».    «Найди по описанию».

№1

Стр.65-67.

29.12.

Растения зимой.

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменения в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

Живая природа, неживая природа.

Рассмотреть иллюстрации  зимнего пейзажа.  Беседа «Для чего растениям снег?» Наблюдения за деревьями зимой..

№2

Стр.76-78.

12.01.

Жизнь птиц зимой.

 Формировать представление детей о зимующих птицах, воспитывать желание рассматривать их на картинках, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам.  Познакомить с их названиями.

Зимующие , оперения .Птичья столовая.

Раскраски  «Птицы».   Мультфильм « В гостях у тётушки совы».

№2

Стр.57-59.

19.01.

Акция  «Развешивание птичьих столовых».

Воспитывать заботу, стремление подкормит птиц.

Дать знания о зимующих птицах.(снегирь, воробей голубь).

Дид. Игра « Разрезные картинки». Аудио запись  « Голоса птиц».

№ 1.

Стр.95-96.

26.01.

Эксперимент со снегом и льдом.

Формировать реалистическое понимание неживой природы ;  Рассказать  детям о том , что вода может быть  в твердом состоянии (снег, лёд).

Снег, лёд.

Экспериментирование « Вода  может литься и брызгать».

№2

Стр.88-90.

02.02.

Наблюдение за сезонными изменениями .

Формировать представление об сезонных изменениях в природе. Учить различать характерные приметы конца зимы ( первая капель)

Капель .Дуют сильные ветра .Проталины.

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.

№1

Стр.91-93.

09.02.

Посадка лука.

Познакомит детей , что новое растение можно вырастить из семян  и из лука. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о  необходимости  ухода за луком( полив, тепло, свет).

Семена, луковица, поливать, рыхлить.

Рассматривание иллюстраций.

№2

Стр.79-81.

16.02.

Морозные узоры.

Сформировать представление о, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

Узор, мороз.

Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться  ладошкой окон с узорами.

№ 2

Стр.99-102.

23.02.

« Снежный хоровод».

Развивать способность  наблюдать за явлениями природы: снегопад  и  видеть красоту окружающего мира.

Снежинки, звёздочки, снегопад.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование снежинок.

№2

Стр.62-67.

02.03.

К нам весна шагает быстрыми шагами.

Продолжать учить  детей запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях , происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки  элементарной исследовательской деятельности , логическое мышление.

Проталины, ручейки, весенние месяцы.

Чтение стихотворения  

« К нам весна шагает быстрыми   шагами». Экспериментирование: «Взаимодействие  воды и снега».

 № 2

Стр.99-102.

09.03.

Весенние явления  в неживой природе.

Формировать представление детей об увеличении дня  и укорачивания ночи, появление проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой.

Сравнение зимы и весны. Сосульки.

Беседа «Признаки весны».

Рассматривание иллюстраций о весне.

№1

Стр.93-95.

16.03.

« Как солнце жизнь даёт земле»

Уточнить роль солнца как источник света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

Солнце даёт жизнь.

 Беседа.

Просмотр мультфильма

«Краденое солнце».

№2

Стр.103-105.

23.03.

Первые цветы в природе.

Побуждать детей  радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить с их названиями, с особенностями их строения.

Первоцветы.

Рассматривания картинок и сравнение: одуванчик и мать и мачеха.

Дидактическая игра

« Собери цветок из частей»

№1

Стр.110-112.

06.04.

Пернатые гости.

Способствовать обобщению представлений о птицах в  весенний период: изменения их поведения- греются на солнце, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Чирикают, гнездуются, пернатые друзья, птенцы.

Беседа.

Наблюдение за птицами на участке. Рассматривание

Иллюстраций(разные виды гнёзд, появление птенцов). Аппликация «Птицы на кормушке».

№2

Стр.105-10

13.04.

Насекомые.

Формировать представление    детей о  насекомых  муравьях, майских жуках, бабочках) . Рассказать о пользе насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Бабочка капустница, жук носорог.

Рассматривание иллюстраций «.Насекомые»

Просмотр мультфильма «Насекомые».

№ 2

Стр. 78-82.

20.04.

Деревья на участке детского сада.

Продолжать знакомить с деревьями , растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева( корни, ствол, листья, ветки). Весной на деревьях набухают почки . Ствол у дерева покрыт корой .Воспитывать

Умение видеть красоту природы.

Почки, кора, корни, ствол, ветки.

Дидактическая игра

 « С какого дерева листик».

Загадки про деревья.

№1

Стр.99-102.

27.04.

Воздух.

Формировать знания детей о свойствах воздуха и способами его

обнаружения .Уточнить значение

воздуха в жизни человека и других живых организмах .Воспитывать

бережное отношение к окружающей среде.

Воздух .Окружение воздуха.

Игра- эксперимент

«Дунь на листок».

Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого».

№2

Стр.44-48.

04.05.

Цветущий сад.

Познакомит детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением).Продолжать устанавливать связи между

изменениями  условий(тепло, свет) и изменением состояния растений(рост, цветение).

Цветение, цветущий сад, плодовые деревья.

Рассматривание иллюстраций с плодовыми деревьями.

№1

Стр.110-112.

11.05.

Экологическая тропа.

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить её.

Развивать познавательный интерес .Воспитывать любовь к

природе. Уточнять имеющиеся знания об окружающей природе.

Экология.

Чтение стихотворения Р.

Рождественского

« Береги природу».

Целевая прогулка

« По экологической тропе».

№2

Стр.66-68.

18.05.

Знакомство детей с почвой.

Формировать представление детей о почве как о верхнем слое земли: « живая земля». Почему

Нельзя загрязнять почву. Воспитывать  у детей бережное отношение к природе.

Почва. «Живая земля».

Просмотр обучающего фильма « География для самых маленьких».

Беседа «Почему нельзя загрязнять почву».

№1

Стр.59-62.

25.05.

 «Песочные фантазии».

Расширять кругозор детей. Закреплять знания о свойствах

песка. Развивать образное и логическое мышление .Развивать

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать

эмоциональную сферу детей.

Песок.

Пальчиковая гимнастика .Игры с песком. Экспериментирование «Почему песок сыплется».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по развитию речи и аппликации «Волшебный сундучок»

Расширить у детей представление о татарской национальной культуре через рассматривание элементов костюма....

Конспект открытого занятия по развитию в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”

Цель: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. ...

Занятие по развитию речи в средней группе Сундучок со сказкой

Развивать грамотную и выразительную речь дошкольников...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные помощники. Бытовые электроприборы»

Конспект  занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные помощники. Бытовые электроприборы»          Программные задачи:О...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...